Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Это не дно, а проблема времени». Почему театральные вузы не выпускают гениальных актеров

«Это не дно, а проблема времени». Почему театральные вузы не выпускают гениальных актеров
Иллюстрация: личный архив Антона Бутакова

Театральное образование для будущего артиста необязательно, в любом театре 80% служащих не имеют специального диплома. Как стать актером и что может дать театральный вуз — мнение режиссера.

Еще не так давно театральные училища в регионах выпускали в мир ярких артистов, а поступление в театральные заведения гарантировало билет в мир театра или кино. Сейчас ничего этого нет, система работает по-другому.

Во-первых, с тех пор появились платные места — обучение по контракту. Интересный вопрос — для кого? Для тех, кто недостаточно талантлив и может за это заплатить? Во-вторых, хорошие мастера (мастер в театральном институте — это руководитель курса, который является главным педагогом и обучает специальности студентов) и режиссеры уже не едут в регионы, понимая, что там нет денег и развития. В-третьих, талант уже не играет никакой роли в карьере артиста. А что играет?

Поговорили о театральном образовании в России с директором и главным режиссером ЦСД Антоном Бутаковым. Его мнение не открывает Америку, но временами шокирует.

«Лучший ученик Коляды»

Будущий режиссер мечтал быть артистом с детства, но не поступил на бюджет в театральный институт. Однако все равно попал в театр.

Начнем с банального — что дает театральное образование, что оно дало вам?

— Театральное образование ничего не значит для карьеры будущего артиста. Насколько я знаю, в профессии работают единицы. Может быть, в начале пути — половина. Но после первого года почти все уходят. Даже если взять мой курс (выпуск 2012 г.), в театрах работает не больше пяти человек.

Есть расхожее мнение, что если человек отучился в театральном институте, то он артист. Но все ровно наоборот. Вообще в любом театре 80% служащих работают не по профессии. Дело не в проблемах системы образования, это жизнь так устроена, быть артистом — это дар. Диплом театрального института ни в коем случае не подтверждает, что ты артист. То же самое можно сказать про режиссуру.

Театральное образование — это некая база. Студенты театрального института могут гордиться классной физической формой. У нас были такие предметы, как фехтование, сценическое движение, сценический бой, основы классического и современного танца — это все очень круто.

Коллеги, наверное, со мной не согласятся, но уровень театрального образования в России очень низкий. Я говорю о России в целом, включая регионы. Просто никто не хочет идти преподавать и все вузы чего-то всегда боятся.

Того, что творилось в 1970-80-е, когда даже в небольшом городе был супервуз, а наше Свердловское театральное училище выпускало больших артистов, сейчас нет. И это уже проблема системы образования, только начинается она не в театральном институте, а гораздо выше.

Если говорить про кино, то, несмотря на то, что у меня в дипломе написано «артист театра драмы и кино», никакого отношения к кино мое образование никогда не имело. Кино в театральном институте г. Екатеринбурга не учат. Это не минус, это факт: кино и театр —две разные вещи. Сейчас я уже могу позволить себе такое утверждение.

Расскажите свою историю поступления в ЕГТИ, как к ней отнеслись родители?

— Нужно отдать должное моей маме, она поддержала меня. Правда, всю жизнь мечтала, чтобы я стал поваром или юристом. Но где-то с седьмого класса я осознанно шел к профессии актера.

С первого раза в институт на бесплатное отделение я не поступил. После этого три дня лежал и мысленно писал завещание. Представлял, как мои знакомые приходят прощаться с моим бренным телом, и ничего не ел. Думал, что жизнь кончена.

Через год я локтем крестился, что не поступил, потому что в тот момент летел на первые в своей жизни гастроли в Санкт-Петербург, а еще через год я был во Франции. На тот момент мне было 18 лет. Потом успел объехать пол-Европы. Так что переживать о том, что не получилось поступить, ни в коем случае нельзя.

Как вы попали к Николаю Коляде?

— Мне помог сосед дядя Георгий. Застав меня в плачевном состоянии, он нашел знакомого, который когда-то учился в театральном, и привел ко мне. Он и сказал, что в театре драмы и в Коляда-театре набирают сотрудников. Мама позвонила в Коляда-театр, Николай Владимирович сам взял трубку и сказал: «Пусть приходит!».

Первый месяц я продавал в фойе книжки. Потом Коляда уволил всех своих монтировщиков, и я решил воспользоваться ситуацией. Я никогда не был наглым, но и скромным, кстати, тоже. Подошел к Коляде и сказал: «Николай Владимирович, у меня завтра день рождения, хотите сделать мне подарок? Возьмите меня монтировщиком».

С того момента начался «золотой век» монтировщиков Коляда-театра. Это шутка, конечно, но с долей правды: в этой должности я объехал с театром всю Россию и Европу.

Сейчас я понимаю, как работает каждая единица в театре, потому что сам прошел через все возможные должности — от мытья полов до сведения спектаклей (свет, звук, монтировка). В этом смысле меня не обмануть — я досконально знаю, как работает театр.

Так я сначала работал, а потом поступил в ЕГТИ на курс к Коляде. Николай Владимирович — человек, который дал мне путевку в театральную жизнь, я никогда этого не забуду и нескромно считаю себя самым лучшим его учеником. О скромности сам Коляда, кстати, говорит, что это прямой путь в неизвестность. Он научил меня самому важному — любить театр и понимать его.

Зачем нужны театр и театральное образование

Театральное образование и сам театр, несомненно, полезны всем, а в особенности детям, чтобы они росли добрее и отзывчивее. Однако пока не хватает энтузиастов, которые несли бы в массы разумное, доброе, вечное.

Эмоциональный интеллект, умение красиво говорить важны в любой профессии сферы «человек-человек», но этому нигде не учат, кроме театральных вузов. Поэтому в моих глазах у ваших коллег есть огромное преимущество.

— Для актеров эмоциональный интеллект — один из главных инструментов. Он, конечно, развивается огромным количеством способов, но артист должен именно родиться с ним. Грубо говоря, тебе или жалко собачку, или нет, как это развить?

Конечно же, мастер в театральном институте — это, в первую очередь, психолог, потому что к тебе приходят дети, которым по 16 лет, и мастер может или изуродовать им жизнь, или спасти, показав, насколько театр — прекрасная вещь.

Может быть, театральное образование нужно вводить в школах — для развития эмпатии?

В Советском Союзе это была рабочая схема, существовало дополнительное образование в виде театральных студий. Сейчас такого нет, разве что точечно.

В принципе, театр — это обязательная история по огромному ряду причин, детей стоило бы приучать к нему с раннего детства. Ребенок не должен шуршать чипсами во время спектакля, его не нужно заставлять ходить на спектакли, а нужно учить понимать театр.

Театр — это важнейший этап в воспитании эмоционального и умственного интеллекта. Потому что передать глубину литературного произведения через вопрос «О чем писал автор?» невозможно. За такой вопрос учителей вообще надо увольнять из школы за профнепригодность.

Мы обозначили пробуксовки в школьном образовании. Что касается среднего и высшего, то тут ситуация такая: в Ярославле условно есть один крутой мастер, в Москве четыре-пять — и все!

Что значит быть артистом в наши дни

Современные звезды сцены не могут позволить себе тщеславие и богемный образ жизни, а каждому абитуриенту ЕГТИ нужно задать вопрос — понимаешь ли ты, куда идешь?

Распространенная история, когда родители отговаривают детей от поступления в театральные вузы. Каково быть артистом сейчас, в наши дни?

— Родители часто против театрального образования, это правда. Потому что, живя в современном обществе, они понимают, что уровень зарплат очень сильно влияет на жизнь, а в этой профессии деньги удается заработать единицам.

Все, конечно, мечтают о карьере в кино, но как туда попасть, никто не знает. Никакого алгоритма не существует: тебе или повезло, или нет. В современном театре и кино обладание талантом вообще не котируется, как бы это цинично ни звучало.

Сейчас продюсеры не позволяют артистам того, что позволялось великим талантам в Советском Союзе. Те могли не приходить на смены или приходить в неподобающем виде. Сейчас это пресекается на раз. На самом деле, эта профессия ставит человека в зависимость от многих других людей. И не всем везет попасть в хорошие театры. Внутри профессии мы знаем примеры, когда в коллективах царит абсолютная диктатура.

ЦСД — театр с большим репертуаром, мы ставим 40 спектаклей в месяц. Стараемся жить так, чтобы в основе взаимоотношений было уважение, но это не всегда получается. В жизни вообще далеко не все так идеально, как на словах. Но мои артисты важны мне. Это такие цветочки, которые нужно постоянно поливать.

Что касается тщеславия, наша профессия такая — если ты не на сцене, то прошло полгода — и тебя забыли. «Гениальных» и «великих» забывают через год.

Артист — это сложная профессия, которая ни в коем случае не подразумевает веселье и богемный образ жизни. Если хочешь чего-то добиться, то в первую очередь нужна строжайшая дисциплина. Есть и другие пути к успеху, но у них всегда плохие последствия. Так что замечания взрослых на тему — «а точно ли ты хочешь этим заниматься», «а понимаешь ли ты, куда идешь» — вполне справедливы.

Вы уже сам режиссер и сценарист. Как вы берете людей к себе в театр, как понимаете, что они вам подходят?

— У нас нет никакого отбора или вступительных кастингов, на которых человек читает стихи. Научиться этому легко, а личность человека это не покажет. Я, собирая команду, всегда отталкиваюсь от личностных качеств. Театр — это действительно работа не для всех. Но если это работа для тебя, так или иначе, ты туда попадешь. Это касается не только артистов, но и других работников.

У меня есть артисты, которые получили профильное образование, но есть и те, у которых его нет. Я сам не имею режиссерского образования, и мне это, честно говоря, никогда не мешало. Я всему учусь на практике. Теория — это для меня приятное чтение, не более того.

Что бы вы посоветовали тем, кто в этом году будет поступать в театральный вуз?

— Бегите, глупцы!

На самом деле здесь нет никакого правильного решения. Главное, не воспринимать на свой счет, если тебе говорят, что ты не подходишь. Ты можешь человеку из комиссии внешне не понравиться, что субъективно и ничего не значит.

Есть прекрасный пример — Мария Смольникова, у нее две «Золотые маски», куча кинопремий, она снималась у Федора Бондарчука, играла в МХТ им. А. П. Чехова, сейчас играет в Театре Наций. Я с ней знаком с детства. И уже тогда было понятно: Маша — будущая звезда.

Ее не взяли в театральный институт два раза. Причем, насколько я помню, в один год она вылетела с первого тура, а в другой «потому что не поющая и маленького роста» — так сказал один из мастеров.

У нас большой кадровый голод с точки зрения художественных руководителей и главных режиссеров в России в целом. В регионах их просто нет — люди не хотят сюда ехать, понимая, что тут нет денег и развития. Но я думаю, это не дно, это просто проблема времени.

Читайте также на DK.RU: «Чему могут научить в театральном институте? О новых программах и специальностях в ЕГТИ».

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.