Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Wildberries, Rostic’s и «Пятерочка» возглавили топ-100 франшиз России

Wildberries, Rostic’s и «Пятерочка» возглавили топ-100 франшиз России
Иллюстрация: freepik.com

В 2025 году средние вложения в открытие бизнеса составляют более 10 млн руб. То есть внимание покупателей начало смещаться с недорогих франшиз на крупные бренды и дорогие модели бизнеса.

Интерес россиян к рынку франчайзинга закономерен: с одной стороны, в стране наметился переизбыток денег, которые нужно куда-то инвестировать, с другой — безопаснее вложиться в недорогую франшизу, чем создавать дело с нуля и надеяться, что оно выживет. По итогам рейтинга, подготовленного Businessmens.ru, в 2024 г. и за текущий период 2025 г. в лидеры по продаже франшиз вышли Rostic’s, Wildberries и «Пятерочка». В количественном выражении популярность франшиз увеличилась за год на 43%, но темп роста снизился, и в обозримом будущем тенденция сохранится.

Внимание покупателей начало смещаться с недорогих франшиз на крупные бренды и дорогие модели бизнеса. Средний уровень вложений растет, а популярность вновь приобретают полноформатные кофейни и рестораны. 

В этом году, несмотря на новостной фон и перипетии в управлении, первое место среди российских франшиз заняла компания Wildberries, увеличившая за 2024-2025 гг. свою сеть сразу на 60%. Активность маркетплейса отмечается каждый год, компания всегда попадает в топ-10, но первую строчку рейтинга занимала в последний раз в 2021 г.

На второе место вышел бренд Rostic’s. Компания еще в 2023 г. заявляла о глобальных планах развития, потом выкупила мастер-франчайзи ушедшей KFC. И, судя по достижениям и планам, фирма уже сейчас выглядит претендентом на первое место в рейтинге следующего года: цель  открыть 650 новых точек в течение четырех лет.

Третье место у «Пятерочки». Продовольственный ритейлер  один из завсегдатаев рейтинга. Сеть с 2021 г. всегда была в топ-3 и лишь в прошлогоднем топе замыкала десятку. В 2024 г. компания открыла по франшизе 172 магазина и снова добралась до тройки лидеров.

В этом году в десятке лидеров заметные изменения. Из стабильных «старичков» на пятом месте «Додо Пицца», а на шестом — Ozon. На четвертое место вырвалась ресторанная сеть Pro.Хинкали. Что интересно, это полностью франшизный проект, у компании нет собственных точек, но в ресторанном опыте Novikov Group сомневаться не приходится.

С пятнадцатого места в прошлом рейтинге на седьмое поднялась франшиза агентства недвижимости «Самолет Плюс». С четырнадцатого на восьмое  сеть магазинов косметики и товаров для дома «Улыбка Радуги».

На девятом месте оказался новичок рейтинга и еще один проект X5Retail Group — магазины «Около». В отличие от «Пятерочки», бренд работает по прямому франчайзингу. Сеть к концу прошлого года перешагнула отметку в 1000 точек. Замыкает топ-10 еще один новичок рейтинга из числа крупных игроков  франшиза продуктового даркстора «Яндекс.Лавка».

Что интересно людям в 2025 году

Wildberries, Rostic’s и «Пятерочка» возглавили топ-100 франшиз России 1

Нынешний рейтинг показал интересную тенденцию: дешевые франшизы начали уступать дорогим. Сейчас средние вложения в открытие бизнеса по франшизам из ТОП-30 рейтинга Businessmens.ru составляет 12,3 млн руб. В прошлом году этот показатель был на уровне в 6,4 млн руб.

Причин может быть несколько: отказ начинающих предпринимателей с малым бюджетом от бизнеса из-за изменений в мировой экономике и активность крупных брендов, связанная с тем, что именно их модели наиболее стабильны в сложное время.

Топ-10 популярных франшиз в 2025 году

Возвращают популярность полноформатные кофейни. В предыдущие несколько лет каждый рейтинг отмечался большим количеством франшиз кофейного вендинга. Сейчас в топ-35 попали сразу две полноформатные кофейни — Cofix, Surf Coffee, а весь вендинг расположился только после четвертого десятка. Это подтверждает вывод о снижении популярности дешевых франшиз.

По-прежнему популярны пункты выдачи заказов. Это связано с активностью крупных компаний, задача которых покрыть максимальную долю рынка и не уступить в количестве ПВЗ конкурентам. В топ-25 вошли все три бренда — WB, Ozon и Яндекс.Маркет, а также франшиза логистического ПВЗ от CDEK.

Активностью в этот раз отличились франшизы дорогих ресторанов и кафе. Помимо Pro.Хинкали, в топ-30 рейтинга попали «Мидийное место», «Горыныч», Chiko и «Старик Хинкалыч» с вложениями от 14 до 80 млн руб. А также франшизы продуктовых магазинов и магазинов с товарами ежедневного потребления, в том числе по фиксированным ценам и дискаунтеры.

Помимо «Пятерочки» и «Улыбки радуги», в топ-25 можно найти «Домашкино», сети «Авокадо» и «Малинка», «Магазин Постоянных Распродаж», магазин фиксированных цен One Price. Популярность этих категорий объясняется как раз потребностью в бизнес-моделях со стабильным спросом и рассчитанных на массовую аудиторию. Уровень вложений у всех перечисленных франшиз  от 5 до 15 млн руб.

Лидеры рейтинга франшиз по категориям бизнеса

Wildberries, Rostic’s и «Пятерочка» возглавили топ-100 франшиз России 2

По итогам 2024 г. рынок франчайзинга в России нарастил обороты по сравнению с 2023-м. Согласно внутренней аналитике количества заявок на франшизы каталога Businessmens.ru, с января по декабрь 2024 г. пришло на 43% больше запросов, чем за аналогичный период 2023-го.

Но темпы увеличения спроса снизились (в прошлом периоде показатель составлял 57,7%). И также окончательно проявилась сезонность, характерная для франчайзинга в стабильное время: низкий сезон в мае-июле, пик спроса в ноябре-январе. Это свидетельствует о стабилизации рынка.

Распределение спроса на франшизы по инвестициям

На франшизы дороже 1 млн руб. в 2024-2025 гг. пришлось только 29,5% спроса в каталоге. Но постепенно повышается уровень заинтересованности покупателей в моделях дороже 6 млн руб. В 2024-2025 гг. доля таких заявок составила 3,8%, в то время как два года назад она не превышала 2,9%.

На самые дешевые франшизы с инвестициями до 300 тыс. руб. по-прежнему самый высокий спрос (37,9% заявок), но тренд на снижение их доли продолжается. И результаты этого тренда уже заметны в итогах рейтинга франшиз, показавшего увеличение средней суммы вложений в топ-100.

География и социальная специфика спроса на франшизы

На Москву и Санкт-Петербург, по статистике Businessmens, в 2025 г. пришлось 36,2% всех заявок. 19,9% — на столицы регионов РФ, а также на Минск и Алматы.

Женщины за 12 месяцев 2024 г. и первые месяцы 2025-го оставили больше заявок на франшизы, чем мужчины. Доля их интереса увеличилась до 50,5%, хотя раньше до этого показателя не доходила. Больше всего франшизами интересовались предприниматели от 22 до 34 лет  34,7%. На возраст 35-44 года пришлось 27,3% оставленных заявок.

Распределение спроса на франшизы по категориям бизнеса

Wildberries, Rostic’s и «Пятерочка» возглавили топ-100 франшиз России 3

Общепит

Интерес к франшизам общепита увеличился (год к году) на 44%. Внутри сферы заметно прибавили франшизы пекарен (увеличение количества заявок на 62,4%). Рестораны и кафе прибавили 48,4%, стритфуд увеличился на 61,7%.

Все это нашло отражение в итогах рейтинга: в топ-50 попали сразу три бренда пекарен — Franch Bakery Sedelice, «Настоящая Пекарня» и «Хлебник», бренд уличного фастфуда «ЧебуреМи» и большое количество ресторанных франшиз.

Услуги

Франшизы услуг выросли по запросам на 37,2%. Люди интересовались туристическим бизнесом (+121% к 2023 году), финансовым и юридическим бизнесом (+59%). А вот к сфере доставки и грузоперевозок интерес упал (-21,5%), как и к пунктам выдачи заказов (-23,1%), что, впрочем, не помешало гигантам индустрии продолжить покорение городов и обосноваться в десятке лучших франшиз.

Торговля

Зарабатывать на продаже товаров в этот раз хотело на 39% больше людей, чем годом ранее. Интерес аудитории поднялся к франшизам в сфере интернет-торговли (+124% за год). Связано это с тем, что самостоятельно становиться селлером на маркетплейсах с каждым годом становится труднее. Но больше всего прибавили в темпах роста франшизы автомобильных товаров. Количество заявок в категории увеличилось сразу на 189%. А вот магазины гаджетов сбавили темпы (-31,3%), как и магазины одежды и белья (-35,3%).

Что ждет российский франчайзинг в 2025-2026 годах. Тренды и прогнозы

Российский франчайзинг в ближайшие 1-2 года ожидают:

  • Увлечение интереса к проектам крупных брендов и дорогим франшизам. Тренд вызван растущей потребностью предпринимателей в стабильности на фоне неопределенности в экономической и геополитической сфере.
  • Снижение общего темпа роста спроса на франшизы. Этот тренд обусловлен быстрым темпом в предыдушие два года, который, в свою очередь, был реализацией отложенного спроса и итогом спада напряжения на рынке после 2022 года. На то, что темп снизится указывает также и все более выраженная с каждым годом сезонность во франчайзинге.
  • Активность крупных российских франшиз в сферах, ранее занятых заметными иностранными брендами. Пример —  активность компании Rostic’s, после «ухода» KFC. Необходимость в активных действиях и маркетинге будет диктоваться слухами и новостями о возможном возвращении на наш рынок зарубежных компаний.

СПРАВКА

 
Рейтинг популярности франшиз от Businessmens.ru  ежегодное исследование изменений на рынке российского франчайзинга. Формируется он на основе данных из открытых источников, СМИ и официальной статистики брендов, учитывает количество новых точек и представительств, запущенных по франшизе, объем необходимых вложений, сроки окупаемости, динамику роста компаний за прошедший год и другие факторы. Полный рейтинг можно посмотреть по ссылке 
 

Читайте также на DK.RU: Самые востребованные франшизы 2024 года и прогноз на 2025-й / ИССЛЕДОВАНИЕ

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.