Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Беспилотное будущее уральских трамваев: миф или реальность? Репортаж из «умного» депо

Беспилотное будущее уральских трамваев: миф или реальность? Репортаж из «умного» депо
Иллюстрация: Надежда Вершинина

Екатеринбург может стать третьим городом в России, где будут тестировать беспилотные трамваи, после Москвы и Санкт-Петербурга, правда точные сроки эксперимента пока не известны.

Уже три года между Екатеринбургом и Верхней Пышмой функционирует первая в России трамвайная линия, которая была запущена в эксплуатацию в рамках концессионного соглашения. Именно здесь планируется провести эксперимент по запуску беспилотного трамвая, так как почти на всей ее протяженности ветка выделена и не пересекается с другими видами транспорта. К тому же, протяженность маршрута Екатеринбург — Верхняя Пышма между конечными станциями составляет всего 8,6 км, а на линии расположено 14 удобных просторных остановок. На маршруте используется низкопольный подвижной состав модели 71-911ЕМ «Львенок», который довольно легко модернизировать, а обслуживает линию «умное» депо», в которое уже внедрены автоматизированные процессы. Все эти составляющие, в совокупности, могут стать обеспечить удобный полигон для тестирования.

Как рассказал генеральный директор «Мовиста Екатеринбург» Александр Кошкин, сроки эксперимента пока не известны, но в компании уже подготовили заявку на экспериментальный правовой режим, позволяющий легально тестировать инновационную модель и собирать данные о городской инфраструктуре. Программа экспериментального правового режима введена до 2027 года, но ожидается, что Минтранс может продлить ее до 2030 года.

Беспилотное будущее уральских трамваев: миф или реальность? Репортаж из «умного» депо  1Здесь уже создана современная транспортная система. Мы провели исследования, подтвердившие техническую возможность внедрения беспилотного режима, и получили поддержку областного правительства. Сейчас мы проводим технический аудит, так как будут нужны инфраструктурные изменения на самой линии, чтобы обеспечить безопасность: поставить метки и датчики, полностью автоматизировать стрелки, — рассказал Александр Кошкин. 

Так же требуется небольшая модернизация подвижного состава: чтобы трамваи могли ходить без машиниста, их нужно будет оснастить камерами с машинным зрением, радарами, которые фиксируют препятствия и позволяют видеть компьютеру, что происходит снаружи, установить дополнительные компьютерные мощности.

Беспилотное будущее уральских трамваев: миф или реальность? Репортаж из «умного» депо  2Благодаря машинному зрению и оцифровке транспортной линии и трамвайного маршрута, учитываются препятствия на путях. Компьютерная техника замедляет вагон, что позволяет делать более аккуратные торможения и плавные старты, а это исключает падение и травмирование пассажиров. При виде препятствий на дороге вагон также притормаживает, чтобы не было аварии. Снижается количество сходов с рельсов из-за нарушения водителем скоростного режима», — отметил гендиректор «Верхнепышминского трамвая» Игорь Заварзин.

Процесс этот длительный и не простой: на первом этапе тестировать технологию беспилотного управления будут на полигоне в депо, затем — на линии совместно с машинистом, потом трамвай сможет ходить самостоятельно под контролем человека, а на последнем этапе можно будет протестировать полностью беспилотный запуск. Казалось бы, замечательные перспективы для уральских городов, но пока, к сожалению, только у одной, практически готовой к наступлению светлого будущего, линии. А дальше сложная работа городских властей: ведь для беспилотного трамвая нужны широкие остановки и соблюдение массы других технических нюансов, которые очень сложно вписать в уже существующую инфраструктуру.  Беспилотная система требует адаптации светофоров и других элементов системы управления городским движением. Прогресс, к счастью, не остановить, но чудо-трамвай в Екатеринбурге не стоит ждать в этом или следующем году.

Беспилотное будущее уральских трамваев: миф или реальность? Репортаж из «умного» депо  3

Хотя если посмотреть на опыт Москвы, все возможно, было бы желание и понимание рентабельности инновационного замысла: в мае 2024 года беспилотный трамвай впервые выехал из Краснопресненского депо столицы, где проходил испытания, а уже в конце 2025-го трамвай начнет (во всяком случае, это запланировано) самостоятельно возить всех желающих по улицам столицы. При этом в салоне или кабине может находиться водитель-испытатель или другой сотрудник. Он будет наблюдать за движением и выполнять прочие функции. Эксперты уверены, что полноценный запуск беспилотного трамвая позволит устранить непунктуальность в движении, вызванную человеческим фактором, и сделает поездки пассажиров более комфортными.

Подведем итоги. Беспилотный трамвай соответствуют потребностям современной городской инфраструктуры: видит даже в темноте, различает цвета, умеет высчитывать расстояние до объектов, набирает скорость до 60 км/час, плавно тормозит, открывает двери и никогда не устает, производит меньше выбросов углекислого газа, чем обычные трамваи, и использует энергию более эффективно. К тому же городской электрический транспорт — это выгодно: срок эксплуатации автобуса — 7 лет, троллейбуса — 20, а трамвая, согласно техпаспорту, 30 лет. Хотя по Екатеринбургу еще благополучно ездят чешские трамваи 1972 года выпуска, после соответствующего ТО.

Беспилотное будущее уральских трамваев: миф или реальность? Репортаж из «умного» депо  4

Дальше — больше: Министерство транспорта России рассматривает возможность объединения различных видов беспилотного транспорта в единую экосистему. Для реализации этой идеи необходимо решить ряд вопросов, связанных с инфраструктурой, законодательством и безопасностью. В настоящее время обсуждается концепция, которая могла бы объединить автономные автомобили, дроны, поезда и иные виды транспорта для их эффективного взаимодействия. Критически важными остаются решения в области экономической эффективности и безопасности. При этом, в России уже реализуются несколько проектов в области беспилотного транспорта: на маршруте между Усть-Лугой и Балтийском функционируют два автономных парома; в Москве на Малом кольце Московской железной дороги проходит тестирование беспилотного электропоезда «Ласточка»; на Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД) и трассе М-11 «Нева» запущено беспилотное движение грузовых автомобилей. В отношении беспилотных авиационных систем в стране действует около 10 экспериментальных правовых режимов, а для беспилотных трамваев внедрен экспериментальный правовой режим (ЭПР).

 

КАК РАБОТАЕТ БЕСПИЛОТНЫЙ ТРАМВАЙ

 
У беспилотного трамвая три группы датчиков, которые позволяют ему видеть и анализировать ситуацию на дорогах.
Первая — лидары: они представляют собой устройства с лазерными лучами, быстро вращающимися на 360 градусов, отражающими окружающие объекты и определяющими расстояние от них до корпуса трамвая.
Вторая — камеры, они идентифицируют очертания и цвета объектов.
Третья — радары, которые определяют скорость объектов и хорошо работают в различных погодных условиях. Если перед трамваем возникает нештатная ситуация, например авария на путях, он считывает с датчиков информацию и тут же плавно и безопасно останавливается.
Помимо этого, в программное обеспечение транспортного средства заложены высокоточные карты маршрута со сведениями о дорожных знаках и ограничениях, установленных в соответствии с правилами дорожного движения, благодаря чему исключаются ошибки.
 

Ранее DK.RU писал о том, трамвайную линию между Екатеринбургом и Верхней Пышмой планируют продлить до Среднеуральска, а ежедневный пассажиропоток междугороднего трамвая может достигать 11 тыс. человек.

Самое читаемое
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Откуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образованииОткуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образовании
  • На юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублейНа юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублей
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.