Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«В офисе должно быть круче, чем дома» — Шкиря о секретах работы с зумерами

«В офисе должно быть круче, чем дома» — Шкиря о секретах работы с зумерами
Иллюстрация: DK.RU

«Работодатели ноют, что им не с кем работать, а сотрудники жалуются, что вокруг только плохие компании». Основатель «Callibri» уверен, что конфликт поколений на рынке труда можно разрешить.

В последние годы работодатели все чаще встречаются с поколением Z — зумерами, или людьми, которые родились в период с середины 1990-х до начала 2010-х гг. 

Многие HR-специалисты сравнивают их с миллениалами — теми, кто появился на свет в 1980-1990-е гг., готовыми практически к любой работе. В то время как с зумерами все гораздо сложнее. И рынку труда приходится адаптироваться к новым условиям.

Основатель IT-проекта «Callibri» Иван Шкиря выступил на «Стартап-форуме» в Екатеринбурге, где поделился опытом успешного взаимодействия с поколением Z. DK.RU записал главное из его выступления. 

— Многие работодатели ноют, что у них нет нормальных сотрудников, работать не с кем. А сотрудники говорят, что вокруг только плохие компании и некуда устроиться. Я нахожусь одновременно и на той, и на другой стороне. И на своем опыте расскажу, как мы работаем с зумерами, какие есть мифы и нюансы.

Креатив в работе — это ключевой актив. И лучший способ генерировать креативные решения в компании — это работать с молодежью, так называемыми зумерами.

Но сложность в том, что зумеры отличаются от предыдущего поколения. Они воспитаны в другом контексте и у них немного другие ценности.

Им говорили: «18-е место? Держи медаль. Круто». Самоценность была базово высокая.

Это привело к тому, что многие из них не умеют переживать стресс и неудачи. А жизнь ведь состоит в основном из неуспеха. И в ситуации, где зумер чувствует себя некомфортно, он использует слова «абьюз», «давление» и уходит. То есть просто сливается. 

И это нормально. Это мы их так воспитали, и они в этом не виноваты. Зумеры не готовы к реальной обратной связи, потому что жили в парадигме, что они красавчики только потому, что уже родились. «Ты сладенький, хорошенький, милый пирожочек», — говорила ему мама. 

А предыдущее поколение как воспитывали? Ты красавчик только тогда, когда победил. Все время тренируют и обязывают достичь результата.

Но работать-то надо. Поэтому мы переходим к такой модели — ты красавчик, потому что старался.

Мы не говорим ему, что нужно заточить задачу и все сделать идеально. Я адекватный, понимаю, что так не получится. То есть для качественной работы с зумерами старание нужно поощрять гораздо больше, чем этого требовалось нам (миллениалам). Для нас похвала — это неудобно, а здесь это база коммуникации. 

Олимпиадники — это вообще ужас. Это моя травма. Раньше абсолютное большинство успешных компаний, в том числе и огромных корпораций, выросло на отличницах, на девчонках, которые хорошо учились, очень сильно старались, были заточены на похвалу. И такие ребята, как я, могли харизматично поорать на немаленьких девчонок, которые тащили бизнес.

И тут мы задались вопросом — а где эти девчонки, которые хотят много работать за небольшую зарплату и сидят в офисе с утра до вечера?  Ответ — их не стало.

Олимпиадники сегодня — это новые рок-звезды, которым нужно представлять отдельного HR, который будет их постоянно хвалить. Зумеры будут замечать все, что происходит, и чувствовать негатив, если происходит что-то не то.

Но при этом все эти ребята креативные и быстро учатся, мыслят вне шаблонов, потому что шаблоны им еще никто не вбил в голову. 

И альтернативы нет, потому что прежние отличницы уже внуков воспитывают и помидорки выращивают, а кто-то работать должен. 

Для эффективного сотрудничества с зумерами мы не входим в позицию, что они нам не нравятся, не говорим, что у них не такие ценности. Мы используем их нюансы, плюсы и минусы для того, чтобы адаптировать и влить в коллектив. 

Мы пытаемся формировать среду, в которой хочется не работать, а в которой хочется жить. И я сейчас объясню, почему. Мы не можем брать к себе 35−40-летних на должность специалистов, потому что тогда мы остановимся. Нам нужно брать молодежь. Но это же определенный сегмент, если его изучить, то можно понять, что у них сломалась жизнь. 

То есть до этого они жили с мамой, с папой, у них были друзья, с кем они ходили в универ, тусовались по кафешкам. А тут бах, они вышли на работу, возможно, съехали от родителей, арендовали первое жилье. У них развалилась компания друзей, все разъехались. Весь мир разрушился, ничего не осталось. И поэтому на работе они хотят не просто получать деньги, а развиваться в карьере, закрывать огромную кучу потребностей любого нормального человека. И мы пытаемся эти потребности удовлетворить.

Каким образом? Во-первых, физическая среда. Мы делаем классный офис — интересный, комфортный, с хорошей мебелью. Такой, в который хочется возвращаться. Зумеры этого не замечают и не понимают, но это на них влияет.

Физически в офисе должно быть круче, чем у них дома. И круче, чем в кафе или ресторанах, где они могут позволить себе часто находиться, чтобы у них не было отторжения. Хороший, базовый офис — это магнит, который притягивает. И это только первый уровень. 

Второй уровень — ни в какой офис человек не пойдет работать, если его будут морально насиловать, унижать. Это про эмоциональную среду, про то, что в этом офисе вообще можно делать, кроме работы. Это большой блок. Корпоративная культура должна быть сосредоточена не только вокруг работы.

Что мы им предлагаем в рамках офиса? На работе мы проводим большую часть бодрствования. Они хотят что-то почитать и обсудить какую-то книжку? У нас есть специальный коридор с книгами, где можно позалипать. Есть киноклуб, где они обсуждают просмотренные фильмы. Они могут найти друзей, с кем сходить на концерт. Есть разные спортивные клубы, челленджи.

То мы в офисе отжимаемся, подтягиваемся, то собираемся на гонку героев бежать. И это не как в корпорации, это не сверху спускается, мы просто создаем условия, в которых я ребятам, говорю: вы здесь можете еще и дружить, и находить какие-то другие потребности, которые вы хотите закрыть, и мы бы хотели, чтобы вы это делали. 

Наша цель — сделать так, чтобы работа была вторым и третьим местом, иногда даже первым, где человеку кайфово проводить время и развиваться. Но с течением времени все, конечно, будет меняться.

Важно отметить, что раньше мы шли «на руководителя», нравится он нам или нет. Сейчас это уходит, потому что, например, если вы ко мне в компанию пойдете, мы с вами практически не будем взаимодействовать. У меня есть три руководителя, с которыми я общаюсь пару раз в месяц. Это все мои коммуникации внутри компании. 

Поэтому мы идем в сторону того, что компания — это тоже бренд, который имеет свои принципы и ценности. И когда вы идете на вайб компании, а не на вайб руководителя — это гораздо круче, потому что вы можете влиять на это. То есть бренд создан людьми. Конечно, компания — это моя проекция в каком-то виде, но я — не равно компания. Так и здесь. 

И последний тезис из важного. Раньше мне казалось, что наши конкуренты — это различные крупные компании, которые создают подобные продукты. Потом я понял, что на самом деле наши конкуренты — это Яндекс, Тинькофф, Сбербанк, СКБ-контур, то есть те компании, которые находятся в Екатеринбурге, и с кем мы конкурируем за людей. 

Это стоит десятки миллионов рублей. А у них одна голова, всего лишь одна у каждого. Я хочу, чтобы зумер решал креативные задачи, которые принесут мне больше денег, а не думал: блин, зуб болит, кран протекает, и у него об этом болит голова. То есть мы предоставляем много социальных плюшек, чтобы решить эти проблемы и освободить мысли сотрудника для креативной работы.

И делаем мы это в легкой надежде на то, что, возможно, часть освободившегося оперативного пространства в голове зумеры посвятят тому, чтобы сделать меня богаче. Но гарантии нет, есть только надежда.

Из этого вытекает очень простой тезис: я забочусь о команде, которая у нас работает, для того, чтобы им было немного лучше. У счастливых сотрудников больше пространства в голове для креативных задач. А если они ощущают себя плохо, хорошего креатива не получится.  

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.