В свердловском Минпроме подсказали, на кого учиться, чтобы быть востребованным еще 20 лет

Заместитель министра Игорь Зеленкин рассказал о профессиях будущего и о том, как эти тренды учитывает система профессионального образования.
Подготовка кадров стала одной из ключевых тем деловой программы ИННОПРОМ-2025. Представители вузов, колледжей и региональных органов власти, формирующих данные о потребностях работодателей, сходятся во мнении, что уже сейчас необходимо начинать готовить специалистов, которые будут критически важны для рынка через 5–10 лет.
На какие тренды ориентируется министерство промышленности и науки Свердловской области, участникам выставки рассказал заместитель министра Игорь Зеленкин:
— Я хорошо помню времена, когда промышленные предприятия только начинали работать со студентами, чтобы привлечь их к себе на работу. Тогда они нехотя приезжали к выпускникам 4–5 курсов вузов с посылом: ну давайте посмотрим, что из этого получится. Механизм оказался действенным, и спустя некоторое время они стали работать уже не только с выпускниками, но и с третьекурсниками.
Примерно 10 лет назад работодатели стали направлять талантливых ребят на целевое обучение с перспективой дальнейшего трудоустройства. Со временем эта работа охватила и техникумы. Сегодня правилом хорошего тона стало взаимодействие бизнеса со школьниками, проведение для них профориентационных мероприятий. Так что до детского сада, можно сказать, осталось не так далеко.
Как заказчики специалистов с определенными компетенциями для рынка, мы должны учитывать, что технологический прогресс сделает часть профессий невостребованными. Каким-то из них осталось три года, другим — пять или десять лет.
Мы видим, что некоторые профессии уже сегодня начинают терять актуальность. Не хочу никого обидеть, но примеров достаточно. Еще недавно, когда звучали прогнозы об исчезновении операторов такси, представители этой профессии воспринимали это болезненно. А сегодня мы вызываем такси через мобильные приложения, не взаимодействуя с оператором.
С ростом уровня автоматизации и внедрением технологий аналогичная трансформация может коснуться и других сфер.
В промышленности, по нашим оценкам, постепенно уходят:
- бухгалтеры с низкой квалификацией;
- рабочие складских участков;
- контролеры качества;
- операторы производственных линий;
- упаковщики и фасовщики;
- переводчики и юристы.
Параллельно с этим появляются новые профессии, спрос на которые будет стабильно расти. Поэтому образовательные учреждения должны гибко и своевременно перестраивать программы подготовки, чтобы формировать специалистов не только для Свердловской области, но и для других регионов страны.
Среди востребованных направлений:
- инженер по робототехнике и автоматизации;
- аналитик больших данных — мы много говорим о Big Data, и, действительно, интерес к теме огромный, но остро не хватает опытных квалифицированных специалистов;
- инженер по цифровым двойникам — уверен, в ближайшие 20–30 лет они будут исключительно востребованы;
- специалист по 3D-печати — уже сейчас в регионе ощущается дефицит таких профессионалов;
- специалист по управлению производством с применением ИИ.
Я интересуюсь темой подготовки кадров не только по служебной деятельности, но и как родитель. И всегда объясняю своим детям: самые перспективные профессии — на стыке наук. Библиотекарь как классическая профессия, возможно, исчезнет. Но если человек знает несколько языков или умеет анализировать большие данные — он будет нужен.
Считаю, что профессии на стыке наук — именно то направление, которое будет особенно востребовано в ближайшие годы и будет развиваться стремительно. Речь, например, о таких направлениях, как инженер по биотехнологиям или специалист в области биоинженерии. При этом одна из составляющих этой профессии — из двух, трех или даже четырех — обязательно должна быть связана с автоматизацией или цифровыми технологиями.
Сегодня технологическая среда меняется очень быстро, и чтобы оставаться востребованным, необходимо постоянно учиться и развивать междисциплинарное мышление
Ранее на DK.RU: «Для них работа — часть жизни, но не вся жизнь». Как работать с сотрудниками поколения Z



