«Мы готовы создать четыре своих технопарка»: за что болеют производственники Екатеринбурга

Президент клуба «Прорыв» рассказал о главных проблемах предпринимателей и о том, как их поддерживают. Здесь помогают найти сотрудников, подобрать помещения и превратить конкурентов в партнеров.
Около 400 производственных компаний Екатеринбурга объединены в бизнес-клуб «Прорыв». Клубу пять лет — он молодой, но очень амбициозный. Предприятия в его составе растут темпами, в два раза превышающими общероссийские показатели, и, соответственно, строят далекоидущие планы по своему развитию.
В некоторых случаях им удается самостоятельно решать проблемы, вытекающие из макроэкономической ситуации — например, бороться с кадровым голодом. Президент клуба, директор Екатеринбургского центра развития предпринимательства (ЕЦРП) Дмитрий Постников считает, что это происходит благодаря тому, что малый бизнес в регионах очень гибкий и может в десятки раз быстрее находить решения, чем, например, крупные заводы.
Он рассказал DK.RU, что помогает предприятиям расти, как резиденты клуба поддерживают друг друга, какие задачи сейчас ставят перед собой и как их решают.
Справка DK.RU:
В чем уникальность клуба предпринимателей «Прорыв», чем он отличается от других бизнес-объединений Екатеринбурга?
— Наш клуб включает разных людей и разные направления. Но в отличие от других объединений в нашем состоят собственники и руководители исключительно производственных предприятий. То есть у нас нет тех, кто занимается услугами и продажами.
Также у нас нет и не может быть, допустим, начальников отделов продаж — только лица, принимающие решения, которые общаются на одном языке. Мы «свой огород охраняем», чтобы к нам не попали лишние. Желающих море, потому что производители — это всегда деньги. Если к нам попадет кто-то другой, ценность и смысл клуба изменятся.
Чем хорош клуб для производственников — так это тем, что тут происходит самоопыление (мы сами придумали этот термин). Члены клуба общаются, ездят друг к другу на экскурсии, делятся опытом и, естественно, для них проводится много специализированных мероприятий — не только образовательных, но и досуговых. К примеру, сегодня, занимаясь бизнесом, я не могу просто так попасть на другое предприятие и узнать тонкости технологического процесса. А в клубе руководители сами приглашают друг друга в гости и обмениваются опытом.
Получается, внутри клуба есть конкурирующие компании? Что общего, например, у швейного производства и металлургического — какая им польза от того, что они входят в один клуб?
— В клубе состоят производственные предприятия разного профиля: начиная от изготовления пищевых продуктов и напитков, заканчивая космонавтикой и самолетостроением. У нас есть ряд предприятий, которые работают с ВПК, и очень большой слой швейных — их около 30. Я никогда бы не подумал, что в Екатеринбурге может быть так развито это направление. У нас довольно много мебельщиков и типографий — не меньше 20. Но основной костяк — это, конечно, металлообработка.
Таким образом, внутри клуба действительно могут присутствовать конкуренты, но со временем они превращаются в партнеров. Условно говоря, когда мы выезжаем всей командой отдыхать — садимся за стол, едим шашлыки, общаемся и в итоге договариваемся о сотрудничестве — это нормальный процесс.
У нас проходит 150 мероприятий в год, в основном — деловых. Это различные круглые столы, нетворкинг, экскурсии. Мы проводим много обучений под запрос. Досуг — это уже по остаточному принципу. Таких мероприятий примерно 15-20 в год.
Что объединяет представителей космической отрасли и швейные производства? Однозначно, общие проблемы — например, кадровый голод. В клубе есть свое кадровое агентство. Зачем оно нужно? Сегодня большинству кадровых агентств неинтересно заниматься рабочими. Проще найти менеджера, юриста или бухгалтера, а сварщики, слесари и другие рабочие профессии — не очень выгодный продукт для кадровиков. Наше агентство занимается как раз квалифицированным рабочим персоналом.
Главное, что объединяет прорывчан — это живые бизнесы, которые работают и хотят расти. То есть наш клуб — это среда для роста производственных предприятий.
Сейчас тоже наблюдается рост?
— Да, и он существенный. В среднем по стране рост предприятий составляет 17-18% в год, у нас в клубе — в среднем 49,8%. И это несмотря на то, что сейчас не лучшие времена для бизнеса. Мы очень довольны такими результатами.
С какими проблемами сталкиваются резиденты клуба, что сегодня на повестке дня?
— Мы постоянно мониторим проблемы бизнеса. И если сравнивать топ-3 главные проблемы в начале года и в текущий момент, ситуация изменилась. В январе на первом месте была проблема дефицита кадров, на втором — дефицит производственных площадок, на третьем — финансовые трудности.
Если бы мы проводили срез сейчас, вероятнее всего, на первое место вышли бы финансы. Компании почувствовали эффект повышения ключевой ставки с определенным временным лагом. А с учетом того, что многие из них кредитуются на оборотные средства, они столкнулись с трудностями.
Кадры — по-прежнему очень серьезный вопрос. Раньше многие работали с мигрантами, снимали для них общежития — теперь мигрантов стало намного меньше. Кроме того, многие рабочие ушли с малых предприятий на большие оборонные заводы, где хороший социальный пакет и серьезные зарплаты. Конкурировать с ними сложно, но наши резиденты находят выход: малый бизнес очень гибкий — у него нет стольких бюрократических барьеров, поэтому вопросы можно решать в десятки раз быстрее. Сейчас в Екатеринбург на вахту приезжают люди из малых городов области, пополняя ряды рабочих специалистов на малых предприятиях.
Проблема с производственными площадками связана с тем, что 70% наших производителей в Екатеринбурге их арендуют. И это определенный риск, потому что арендодатель в любой момент может попросить их освободить.
Прецедентов — навалом. Допустим, я небольшой производственник, собираю мебель. Мое производство расположено на Уралмаше. Там стоят станки, там хранится продукция, туда привыкли ездить сотрудники. К концу года собственник говорит мне: «Слушай, тут ребята подъехали и готовы платить мне в два раза больше. Вопрос решен». Я столько платить не могу, надо съезжать, а куда? Я начинаю быстро-быстро искать другие площадки. Есть неплохие в Косулино, но мои работники (50 человек) не хотят ездить на работу туда — это далеко. В конечном итоге я нахожу площадку в Среднеуральске и вынужден оплачивать проезд, бензин и амортизацию автомобиля своим работникам.
Как клуб может помочь резидентам решить проблему с площадками?
— Мы сегодня очень активно занимаемся поиском площадок совместно с администрацией города, но пока этот вопрос не решен. Помогают технопарки.
Но самое главное — у нас есть проект по созданию собственных технопарков с гарантиями, что людей оттуда не выгонят. Мы занимаемся этим совместно с администрацией, но надеемся, что и областное правительство нам поможет, потому что вокруг Екатеринбурга очень много земель областного и федерального значения.
В проекте — четыре технопарка по периметру Екатеринбурга. Почему именно там? Потому что локация очень важна: например, если я живу в Академическом, желательно, чтобы я мог быстро добраться до рабочего места и не тратил время на поездки через весь город на условный Эльмаш.
Все-таки, как в клубе могут сосуществовать бизнесы разного масштаба?
— Клуб — это некоммерческая организация, которая живет за счет взносов резидентов. Также есть серьезная поддержка с стороны ЕЦРП.
В клубе есть разные тарифы. Есть тариф, где можно практически бесплатно общаться между собой в чате и попасть на два-три мероприятия в год. Есть тариф, которым пользуется большинство участников и который обходится им примерно в 5 тыс. руб. в месяц, там опций гораздо больше. И есть тариф гораздо более дорогой, но и мероприятия для этих членов клуба проходят на более высоком уровне, с приглашением федеральных спикеров.
Мы долго шли к тому, чтобы понять, что нужно бизнесу. Просто оказывать какие-то услуги — это одно, а когда ты понимаешь запросы производителей и удовлетворяешь эти запросы — это другое. Клуб — это как раз та организация, которая подсказывает ЕЦРП, куда надо направлять усилия. Мы очень благодарны за поддержку Алексею Орлову, Евгению Копеляну, Дмитрию Ноженко.
Сейчас нам 5 лет, и мы уже знаем, куда идти. У нас есть стратегия на 10 лет, и приоритет в ней — не количество, а качество. Хотя планируем, что через пару лет нас будет уже около тысячи, мы стараемся уделять внимание качеству развития каждого участника клуба.
ЕЦРП ежегодно проводит акселератор для производственных компаний. Расскажите, для чего он нужен?
— Производственный акселератор «Сила прорыва» стартовал в сложные времена — в 2020 г., и формат этого акселератора нам подсказала пандемия. Мы планировали его проводить очно (офлайн). Но так как нельзя было собираться и общаться, перевели его в онлайн-формат, и мы очень довольны, что сделали именно так. Благодаря этому удалось подключить к работе акселератора интересных экспертов из Москвы, других городов и стран — порядка 40 человек.
Работа удаленно позволяет привлечь экспертов высокого уровня, экономя на трансфере, проживании и прочем. От первого акселератора мы не ожидали эффекта быстрого роста участников. Однако за шесть недель, которые он длился, мониторинг показал прирост выручки участников на 18%.
Благодаря чему они выросли?
— Людям дается информация, материал, инструменты, и мы их отправляем делать на своих предприятиях домашние задания. Система жесткая. За невыполнение домашнего задания мы «увольняем в запас». Акселератор проходит за счет бюджетных средств Екатеринбурга. Но есть жесткое условие — просто прийти и послушать нельзя. По первому акселератору был заход 100 человек, из которых до финиша дошли 72. Сейчас мы набираем группы поменьше — по 80 человек, до финиша доходит около 60.
На сегодня у нас прошло 10 акселераторов, в этом году будет одиннадцатый. На текущий момент у нас в общей сложности более 600 выпускников. Наверное, об эффективности надо спросить у них. Но мы с ними на постоянной связи и понимаем, что они растут. Некоторые выросли в два раза. Есть те, кто в три и четыре. Однозначно все они двигаются вперед, хотя и разными темпами.
Каждый новый поток акселератора включает что-то новое, исходя из потребностей производственников. Сейчас мы говорим больше про технологии и про использование искусственного интеллекта в производстве. Много посвящено теме кадров и бережливому производству. То есть мы вводим новые дисциплины, исходя из запросов времени.
Сегодня мы не уходим в какую-то особенную рекламу, не тратим на нее деньги, потому что работает сарафанное радио, и компании рекомендуют нас друг другу. На акселератор мы зовем всех желающих, но есть одно условие, которое важно озвучить: к нам могут попасть только собственники либо руководители предприятий, которые существуют на рынке более двух лет. И численность сотрудников — не менее пяти человек. То есть это мероприятие не для стартапов, а для тех, кто умеет производить и продавать.
Предприниматели всегда объединялись в сообщества, но в разные эпохи цели были разные. Зачем предпринимателям объединяться сейчас?
— Сейчас объединение — это в первую очередь обмен опытом. Можно учиться на своих ошибках, а можно посмотреть, как это сделали другие. Вторая причина создания объединений — вместе пережить какие-то проблемы. В-третьих, люди всегда объединялись по каким-то увлечениям и хобби. Здесь это производство. Члены нашего клуба общаются между собой на особом производственном языке. Еще один момент — людям важно чувствовать, что они не одиноки в своем деле. Наверное, вместе любые проблемы пережить легче. У нас в чате бывает до 200 сообщений в день, когда кто-то из прорывчан столкнулся с проблемой на производстве — решение практически всегда находится.
Читайте также на DK.RU: Стоит ли менять людей на роботов и где найти инвесторов? Вызовы для индустриальных парков.



