Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Что «под капотом» у «Золотого Яблока»? Обзор IT-направлений ритейлера

Что «под капотом» у «Золотого Яблока»? Обзор IT-направлений ритейлера
Иллюстрация: предоставлено пресс-службой «Золотого Яблока»

Компания, чья доля онлайн-продаж превысила 50%, рассказала, как использует ИИ, VR-обучение, умные логистические решения. Как это влияет на рост бизнеса?

По итогам 2024 г. «Золотое Яблоко» стало самым крупным бьюти-ритейлером страны, отчитавшись о годовой выручке в 155,5 млрд руб., обогнав таких известных игроков как «Лэтуаль», «Рив Гош», «Подружка». Последние несколько лет бизнес уральской компании растет на 50—70% ежегодно: новые магазины, международная экспансия, открытие собственных пунктов выдачи заказов и постоянное развитие e-com.

Весной 2025 г. аналитическое агентство Data Insight назвало «Золотое Яблоко» «Стайером» — интернет-магазином из числа участников ТОП-100, который последние три года растет быстрее всех остальных. Сейчас он занимает в этом рейтинге уже 15 строчку. 

Быстро расти компании помогает стратегический фокус на цифровую трансформацию. Ключевую роль в этом процессе играет GA Tech Team (от англоязычного названия компании Gold Apple). Технологическое подразделение, созданное в 2020 г. по инициативе сооснователя компании Ивана Кузовлева, входит в реестр аккредитованных IT-компаний.

В начале 2025 г. «Золотое Яблоко» заявило о расширении IT-штата на 25%, и к середине года в команде GA Tech Team работали уже более 700 специалистов по всему миру. Необходимость быстрого роста численности персонала компания объясняла международной экспансией, развитием электронной коммерции и рядом других стратегических задач — таких как внедрение новых технологий, автоматизация внутренних процессов и развитие центров внутренних компетенций. DK.RU рассказывает о некоторых направлениях, в которых работает IT-команда компании.

Что «под капотом» у «Золотого Яблока»? Обзор IT-направлений ритейлера 1

Развитие интернет-магазина

«Золотое Яблоко» запустило свой интернет-магазин в 2018 г., а спустя два года выпустило мобильное приложение. Карантин во время пандемии существенно ускорил развитие e-com — IT-направление компании выросло за год в 12 раз. 

По мере роста узнаваемости росло число клиентов онлайн-канала. По итогам 2024 г. ритейлер объявил, что доля e-com в выручке составляет более 50%, а число онлайн-заказов за год превысило 20 млн. шт. Чтобы бизнес справлялся с растущими объемами, команда GA Tech Team с нуля разработала высоконагруженную e-commerce платформу, на базе которой работает интернет-магазин goldapple.ru.

С клиентской стороны наиболее заметными изменениями в e-com стали запуск онлайн-стримов и сервиса электронных подарочных карт, видеоконтент, отзывы, интеграции бренд-медиа Flacon Mag в сайт и приложение, локализация на четыре языка, а также запуск Бьюти-тамагочи. Эту игру представили в августе 2024 г., и за год она набрала аудиторию более 4 млн пользователей. Год спустя, в августе 2025 г., компания масштабировала ее на рынок Казахстана.

Тамагочи — один из немногих IT-проектов, который реализуется не полностью на инсорсинге (то есть силами команды GA Tech Team), а с привлечением аутсорсинговой компании-разработчика. При этом «Золотое Яблоко» активно участвует в рефакторинге игры, чтобы она выдерживала высокие нагрузки и была плотно интегрирована в ИТ-ландшафт ритейлера.  

Что «под капотом» у «Золотого Яблока»? Обзор IT-направлений ритейлера 2

Внедрение ИИ во внутренние сервисы и клиентский опыт

«Золотое Яблоко» — первый ритейлер в СНГ и на Ближнем Востоке, создавший платформу электронных подарочных сертификатов с применением генеративной визуальной нейросети — YandexART. К моменту старта проекта в начале 2024 г., открытых API у подобных нейросетей не было. «Золотое Яблоко» стало одним из первых тестовых пользователей YandexART — публичный API к нему появился только спустя пару месяцев. Сегодня сервис электронных подарочных карт «Золотого Яблока» умеет с помощью нейросети за несколько секунд кастомизировать дизайн карты с учетом повода, особенностей получателя или других критериев, снабдив ее поздравлением в виде текста и видео. Внедрение нейросети позволило увеличить конверсию в оформление сертификата и средний чек покупки (на 8%).

Другое направление работы с ИИ связано с оптимизацией e-com-процессов — таких как подготовка контента для размещения товара на электронной полке, модерация отзывов, потоковый перевод текста на арабский.

  • Использование ИИ в пакетной обработке фотографий товаров позволили компании сократить время подготовки контента с четырех дней до полутора-двух часов: благодаря автоматизации компания быстрее выводит товары на витрину, а расходы на подготовку одного изображения сократились в среднем на 85%.
  • Для модерации отзывов компания дообучила готовую ML-модель: сейчас ИИ обрабатывает около 60% отзывов, но в планах довести этот показатель до 80%.
  • ИИ использовался для локализации e-com при подготовке к запуску в странах Ближнего Востока, а также продолжает использоваться и сейчас: команда загружает в CAT-систему тексты, затем ИИ автоматически переводит текст на нужный язык, а сотрудник-переводчик фокусируется на финальной вычитке и корректировке текста, не тратя время на первичный перевод.

Технологии в управлении персоналом

В «Золотом Яблоке» работают более 14 тыс. человек. Больше всего сотрудников — в рознице и логистике: порядка 11 тыс. человек. Для эффективной и слаженной работы такого количества людей, компания разработала и внедрила ряд инструментов.

Во-первых, ритейлер разработал «биржу смен» — WFM-платформу для интеллектуального планирования рабочего времени операционного персонала в магазинах, колл-центре, на складах. Компания не стала использовать готовые WFM-продукты, доступные на рынке, так как они не учитывали всех потребностей бизнеса и не отвечали высоким требованиям по UX-/UI-дизайну. С помощью ML-методов биржа прогнозирует покупательскую активность по часам, рассчитывая потребность в сотрудниках и планируя графики. Пилотный запуск в ритейле показал, что внедрение биржи смен увеличило точность планирования рабочих смен на 10%, а эффективность — на 25%.

Во-вторых, компания масштабировала систему обучения сотрудников розницы. Все консультанты магазинов должны владеть информацией о брендах и ассортименте, уметь проконсультировать клиентов о свойствах и составе продукции. Это требует тщательной подготовки. Раньше компания практиковала очные и онлайн-тренировки, когда знания передавались от тренеров людям. Но в условиях быстрого роста масштабировать это сложно, к тому же человеческий фактор никто не отменял: и подача, и усвоение информации во многом зависят от состояния и настроения конкретного человека.

Что «под капотом» у «Золотого Яблока»? Обзор IT-направлений ритейлера 3

В итоге «Золотое Яблоко» перешло на VR-обучение: учебный центр компании разработал 372 VR-симуляции (мини-тренинга), а сотрудники ежедневно проходят тренировки в виртуальной реальности, каждая из которых длится 5-7 минут. Помимо роста продаж после обучения, сокращения времени на адаптацию сотрудника и снижения нагрузки на руководителей, внедрение системы VR-обучения помогло унифицировать знания консультантов по всей сети, повысив тем самым уровень клиентского сервиса в целом.

IT в логистике

Сегодня «Золотое Яблоко» работает в шести странах, обеспечивая доставку заказов практически по всей территории этих стран. Для этого в направлении логистики и фулфилмента внедрили ряд digital-решений.

  • Логистическая платформа по управлению цепочками поставок и инфраструктурой собственных складов, хабов, распределительных центров, складов 3PL-операторов. Для складов и магазинов создана WMS-система для обработки поставок и сбора заказов.
  • Специальное приложение для собственной курьерской службы, в которой работает несколько тысяч курьеров ежедневно.
  • Интеграция с 30 курьерскими службами в России, Казахстане, Республике Беларусь, ОАЭ, Катаре, Саудовской Аравии.
  • Система нормализации адресных идентификаторов клиентских адресов для полного покрытия территории доставки и интеграции с восемью различными мировыми геопровайдерами.

Что «под капотом» у «Золотого Яблока»? Обзор IT-направлений ритейлера 4

Эти меры позволили выстроить работу собственной курьерской службы, обеспечить клиентам гибкий выбор времени получения заказа и реализовать доставку с одним из лучших показателей в бьюти-ритейле стран СНГ и Ближнего Востока: экспресс-доставка в течение двух часов, доставка по клику в течение 30-60 минут.

IT-акценты года

В 2025 г. компания продолжает масштабировать IT-решения, адаптируя их под локальные рынки и внедряя инновации. Собственная e-commerce платформа, умная логистика и автоматизированные сервисы позволяют бизнесу расти на 50–70% в год, а клиентам — получать бесшовный опыт покупок. Следующий шаг — углубление персонализации и экспансия в новые страны, где технологии «Золотого Яблока» помогут повторить успех российского рынка.

Ранее на DK.RU — «Золотое Яблоко» обустроит сквер в центре Екатеринбурга: рендеры

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.