Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Как выстроить «бережливые» продажи

Как выстроить «бережливые» продажи
Иллюстрация: РЦК

В Свердловской области в проекты «Производительность труда» включилось более 300 предприятий. Одно из них — «УралАктив» — за шесть месяцев подняло выработку на 32%.

С 2018 г. lean-инструменты стали главным способом поднять эффективность компании, не прибегая к дополнительным расходам. Вначале на уральских заводах внедрили бережливое производство, затем появилась возможность сделать эффективнее работу складов, оптимизировать логистические процессы, а теперь и продажи.

В конце августа стали известны итоги участия в федеральном проекте «Производительность труда» предприятия «УралАктив» из Заречного — оно специализируется на разработке и производстве оборудования из полипропилена, которое экспортирует в десять стран мира.

Как выстроить «бережливые» продажи  1
Во время участия в региональном проекте компания сосредоточилась на оптимизации производства оборудования. В федеральном — на том, чтобы сделать эффективными продажи

Эксперты местного оператора проекта — Регионального центра компетенций в сфере производительности труда (РЦК) — за шесть месяцев помогли компании оптимизировать все процессы, связанные с подготовкой к продаже оборудования, в том числе такие узкоспециализированные, как разработка конструкторской документации для технико-коммерческого предложения. За это время сотрудники РЦК выстроили в компании грамотную воронку продаж, помогли найти, приоритизировать и внедрить решения, которые за шесть месяцев подняли выработку на 32%, вдвое сократили число не до конца обработанных запросов от клиентов и на треть — время работы с ними.

Уточним, что участие для предприятия в проекте абсолютно бесплатно. 

«Начать решили с самого сложного»

С lean-инструментами, Региональным центром компетенций и в целом с проектом «Производительность труда» компания уже была знакома. В 2023 г. она участвовала в областной программе — местном аналоге федеральной.

Как выстроить «бережливые» продажи  2Благодаря региональному проекту эффективность производства на пилотном участке за три месяца повысилась в несколько раз, а экономический эффект составил почти 66 млн руб., — рассказывает Евгений Максимов, директор по развитию компании. — Результаты нас впечатлили  настолько, что мы сразу захотели включиться в федеральный проект. Но не успели сделать это в срок, слишком много оказалось желающих. Из-за этого потеряли целый год, о чем я до сих пор сильно жалею. Хотя «потеряли» — не совсем правильное слово. Мы осваивали новые компетенции, закрепляли приобретенные навыки, переосмысливали полученный опыт. В общем, готовились так, чтобы участие в федеральном проекте прошло максимально эффективно и стало для компании настоящим трамплином.

В рамках федерального проекта компания оптимизировала продажи воздухоочистительных систем — стратегического продукта, принесшего «УралАктиву» в 2024 г. 56% выручки.

Как выстроить «бережливые» продажи  3

Это направление наиболее критично для загрузки мощностей, при этом низкая скорость обработки заявок уже приводила к срыву контрактов и финансовым потерям.

— Начать решили с самого сложного, — объясняет исполнительный директор компании Иван Попов. — Решили, если научимся делать это, дальше будет только проще.

«Сопротивленцы превратились в сторонников»

После диагностики эксперты РЦК нашли 18 узких мест, которые мешали работать эффективно. Так, заказы и планы отдела продаж не были согласованы с планами производства, чек-листы были недоработаны и не согласовывались с заказ-нарядом, конструкторская документация часто разрабатывалась с нуля, а технологам приходилось по несколько раз рассчитывать трудозатраты.

Как выстроить «бережливые» продажи  4
Одновременно эксперты РЦК оптимизировали работу склада, внедрив адресное хранение. Путь, который проходят детали, сократили на 68%, а время сборки — на 62%

Работу отдела продаж, технологов и конструкторов изменили по принципам и методикам бережливого производства. При создании базы хранения стандартной документации и «дерева» для размещения чертежей изделий использовали систему 5С. В итоге появилась стандартизированная система, интуитивно понятная и легкая в использовании.

Как выстроить «бережливые» продажи  5Самым сложным оказалось убедить сотрудников начать меняться самим и менять свою работу, — вспоминает Кирилл Кирилин, инженер системы менеджмента качества предприятия. — Люди боялись, что изменения усложнят их обязанности, сведут к минимуму их значимость, и потому сопротивлялись. Поэтому для меня лично стало большой неожиданностью, когда после окончания пилотного проекта сотрудники не остановились — они нашли множество других процессов, которые можно улучшить, и начали оптимизировать их. План экспертов сработал — сопротивленцы превратились в сторонников бережливого производства.

Руководитель отдела производственных систем Юрий Ионов подтверждает:

Как выстроить «бережливые» продажи  6— Компания получила ощутимый импульс к вовлеченности сотрудников в управление изменениями, убедилась в правильности и обоснованности того способа достижения целей, которое выбрало руководство.

Кроме того, эксперты РЦК помогли найти, приоритизировать и реализовать идеи, которые облегчили и ускорили работу. Например, с базой наиболее часто заказываемой продукции. Для этого стандартизировали конструкторскую документацию, доработали компьютерную программу, в которую уже занесены все готовые решения с указанием их спецификации и стоимости. Раньше их приходилось вручную искать в десятках прайсов и документов. На ручной расчет стоимости для технико-коммерческого предложения у менеджера уходило 70% времени.

Как выстроить «бережливые» продажи  7Мы убедили коллег, что не нужно ждать идеального результата, пока программа будет полностью готова, проверена, настроена, отлажена, — вспоминает руководитель проекта РЦК Екатерина Логинова. — Надо использовать те инструменты, что уже доступны, и параллельно развивать их. В современном бизнесе иначе нельзя, если не хочешь оказаться в роли догоняющего. И мы оказались правы — даже в сегодняшнем виде новая программа сократила время работы в пять, если не в десять раз. Трудоемкость при использовании ПО снизилась на 30%, а количество задействованного персонала уменьшилось с 14 до 10 человек. Сократилось количество ошибок, как результат — цена для клиента упала, а продажи выросли.

«Все занимались всем — и не могли сосредоточиться ни на чем»

Отдельным направлением работы экспертов стала оптимизация автоматизированной воронки продаж.

Я много работала с бизнес-процессами, но на моей практике «УралАктив» стала первой компанией, которая так активно и грамотно использовала CRM-систему, — рассказывает Екатерина Логинова. — Здесь еще до нашего прихода была выстроена пошаговая воронка продаж. Но работала она не так эффективно, как могла. Заканчивалась воронка тем, что заказ передавали на производство, а переходить с одного этапа на другой, отслеживать ход работ приходилось вручную.

На встречах с экспертами РЦК сотрудники признавались: они не понимают, кто именно за что отвечает, все занимаются всем и не могут сосредоточиться ни на чем. Из-за этого случались конфликты и ошибки, компания теряла деньги, порой значительные.

Эксперты РЦК помогли «докрутить» воронку продаж так, чтобы переход с одного этапа на другой происходил автоматически, встроили в нее всех специалистов, которые участвовали в работе, включая технологов и конструкторов. Теперь каждый сотрудник занимается только своей работой, а менеджер прямо в CRM видит, на каком этапе находится его заказ: его собирают, проверяют или уже готовят к отправке. Теперь у него появилось больше времени для общения с клиентами и поиска новых партнеров.

Кроме того, в воронку продаж встроили первичную проверку клиентов по юридическим признакам, наладили распределение по категориям — постоянный заказчик, надежный плательщик и другим. Это позволило сразу выделять приоритетных клиентов, требующих особого внимания.

«Сотрудники начали мыслить как топ-менеджеры»

Участие в федеральном проекте принесло компании еще одну неожиданную преференцию.

Из-за того, что люди не понимали, кто именно за что отвечает, возникали конфликты, — вспоминает Екатерина Логинова. — На первой встрече с рабочей группой сотрудники жаловались, обвиняли друг друга, почти ссорились. Еще немного, и конфликты из рабочих могли перейти на межличностный уровень. Но надо отдать сотрудникам должное — стоило наладить работу, убрать раздражающие факторы, и они научились слышать друг друга и вместе решать проблемы, которые перед ними стояли. Неважно, где и по чьей вине они возникли.

Если региональный проект открыл глаза на то, как должно функционировать эффективное производство, то федеральный — на то, как должна работать вся компания. Причем коснулось это всех — от рядовых сотрудников до директоров.

Я сам вижу, как изменились люди, как масштабно они начали мыслить — на уровне топ-менеджеров, а не рядового персонала, — рассказывает Кирилл Кирилин. — Появились сотрудники, которые думают, как оптимизировать свою работу, работу коллег, всего отдела и даже соседних подразделений, в работе которых не участвуют. Именно это, а вовсе не рост выручки, лично для меня стало главным итогом нашего участия в проекте. В компании появилась крепкая заряженная команда, которая понимает, как сделать свою работу еще эффективнее. Знает, может и делает это.

Читайте также на DK.RU: Как поднять производительность, не превращая сотрудников в саботажников

Реклама. Фонд технологического развития промышленности Свердловской области  ИНН6670445849  erid: 2W5zFGaJE5n

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.