Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Почему без классической музыки жизнь человека теряет в ощущениях? Премьера рубрики

Почему без классической музыки жизнь человека теряет в ощущениях? Премьера рубрики
Иллюстрация: предоставлено Аллой Петровой-Лемачко

Насколько пугает и так ли скучен филармонический жанр? Чем классическая музыка интересна современному человеку? Что мотивирует представителей бизнеса поддерживать музыкантов?

Накануне открытия юбилейного сезона, в преддверии 90-летия Свердловской филармонии и 30-летия Благотворительного фонда поддержки Уральского академического филармонического оркестра, DK.RU начинает серию материалов о классической музыке. Раз в месяц мы будем размышлять, чем классическая музыка может быть интересна деловому человеку — как она влияет на мышление, формирует способность слышать и понимать других, как помогает находить баланс в перегруженном графике.  

Автором материалов стала Алла Петрова-Лемачко — руководитель департамента развития и внешних коммуникаций Свердловской филармонии, исполнительный директор Благотворительного фонда поддержки Уральского академического филармонического оркестра, кандидат социологических наук. 

Из материалов рубрики вы узнаете, какие смыслы классика открывает современному деловому человеку, почему инвестиции в музыкальные инструменты являются распространенным направлением, чем для общества становится пространство культуры в эпоху межгосударственной нестабильности.

А сегодня — знакомим читателя с автором.

Алла Петрова-Лемачко:

— Вся моя жизнь связана с музыкой. Сначала училась сама ― долго, как и положено всякому профессиональному музыканту, чье музыкальное образование длится не менее 15 лет. Потом учила других. Тоже долго! Почти 20 лет.

Но самый продолжительный период своей жизни ― незавершенный и до сих пор устремленный в будущее ― начался 31 год назад в Свердловской филармонии, которая многие десятилетия считается лучшей в России. В этом периоде ― непрекращающаяся собственная учеба и открытие своего любимого мира для других.  

Знаю определенно: без классической музыки жизнь любого и каждого человека теряет в ощущениях, эмоциональной наполненности. Вне зависимости, осознает это человек или нет.

Наш мир наполнен звуками

Недавно я спросила свою дочь, обладательницу ученой степени в астрофизике: «Какие звуки наполняют Вселенную?». И получила ответ, что Вселенная абсолютно молчалива. Звуковым волнам не на что опереться, не от чего оттолкнуться. 

Мне потребовалось совсем немного времени, чтобы осознать, насколько человечество должно быть счастливо! У нас есть музыка. Разная. И у нас есть то, что мы называем «классическая музыка».

Каждый человек ― уникальный приемник звуковых волн со своей ― уникальной ― настройкой. Звуковая доминанта для одного ― пустое место для другого. Можно ли эти настройки изменить?

Зависит ли восприятие музыки, перерастающее в потребность, от природных качеств человека? И поддаются ли эти качества корректировке? Избегаем слово «воспитание»…

Почему человек, в 30 лет впервые попав на концерт классической музыки, неожиданно для себя понимает, насколько ему комфортно в филармоническом зале?

На сложность времен общество реагирует полными концертными и театральными залами. Сюда приходят укрыться и раскрыться, опереться в своих раздумьях, волнениях и переживаниях на энергию, которая исходит от музыки и музыкантов, а также от слушателей с тобой рядом. Слушая на днях в Мариинке потрясающую постановку великой оперы Верди «Аида» под управлением Валерия Гергиева, поймала себя на ощущении: музыка взламывает душу.

Не хочется сухой статистикой разбавлять эмоцию, но не незримой ли силой именно классического искусства объясняются аншлаги последних полутора-двух лет не только в зале нашей филармонии, но и в залах наших коллег в России, а также увеличение потока посетителей в музеях и зрителей в театрах?

Не является ли такая информация об аншлагах побудительным мотивом к любопытству для тех, кто еще в силу разных причин обходит стороной учреждения культуры, поверхностно кажущиеся скучными и непонятными?

Человек не любит классическую музыку, потому что не знает? Тогда получается, чтобы человек начал пить родниковую воду, его надо привести к роднику, показать, где этот родник расположен и научить правильно черпать драгоценную влагу?

Надо ли учиться слушать классическую музыку

В этом вопросе можно по-разному определить смысловую нагрузку.

Когда опираешься на слово «надо» ― возникает отсылка к обязательности слушания классической музыки для любого человека.

Если же выделяешь слово «учиться» ― возникает ощущение, что без специальной подготовки классическая музыка недоступна.

Музыковеды, подобно патологоанатомам препарирующие музыкальную ткань, помогают понять или, наоборот, разрушают возникающую хрупкую атмосферу ― когда не анализируешь, а просто отстраняешься от всего и впитываешь?

Вот такое множество вопросов возникает при определении «классическая музыка». На некоторые, как тебе кажется, ответы уже знаешь. Но очень часто осознаешь свою самоуверенность и становится стыдно.

Классическая музыка ― это Вселенная. В которой для каждого человека обязательно есть его звезда. А еще в этой Вселенной много интересного и любопытного.

Дирижер оркестра ― менеджер? Управленец? Таким взглядом на него однажды во время концерта ― неожиданно для себя! ― посмотрел наш партнер, молодой управленец очень высокого уровня.

В каком состоянии гениальные композиторы писали музыку, если ученые подсчитали, что физически нельзя написать то количество нот, из которых состоит произведение, в единицу времени, за которую оно было написано?

Почему на струнных инструментах обязательно надо играть? Что с ними происходит, если этого не делать? Почему до сих пор при всей мощи методов различной аналитики не разгаданы секреты инструментов легендарных мастеров прошлого? 

Музыку надо слушать.

Однако, слушать — не значит слышать. Но слышать — значит понять. А в понимании ― счастье.

Читайте также на DK.RU 

>>> «Наш роман будет вечным»: Свердловская филармония и Денис Мацуев провели 10-й фестиваль

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.