Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

«Впечатления важнее всего»: Сергей Дерендяев ― о трансформации туриндустрии

«Впечатления важнее всего»: Сергей Дерендяев ― о трансформации туриндустрии
Иллюстрация: предоставлено Сергеем Дерендяевым

Эксперт в сфере гостиничного бизнеса рассказал, почему в санатории за оздоровлением все чаще едут 30-летние и зачем развивать гастротуризм на Урале.

Еще лет 10 назад оздоровительные санатории ассоциировались главным образом с отдыхом для людей старшего возраста. Сегодня картина меняется: туда все чаще едут молодые активные люди для отдыха и восстановления сил. По оценкам экспертов, доля таких гостей может достигать до 50% от общего числа посетителей. Этот тренд связан с популяризацией здорового образа жизни и желанием сочетать отдых с профилактикой и укреплением здоровья.

О том, на что ориентируются туристы при выборе отдыха, почему так важна цифровизация отелей и зачем люди со всей России отправляются в Мурманскую область, в беседе с DK.RU рассказал эксперт в области гостиничного бизнеса Сергей Дерендяев.

Справка DK.RU

 

Сергей Дерендяев имеет большой опыт работы в гостиничном бизнесе и в сфере загородного отдыха.

  • С 2010 по 2013 г. руководил отелями «Онегин» и «Вознесенский».
  • В конце 2013 г. основал туристическую фирму «Укулеле-Трэвел».
  • В 2016 г. стал управляющим отелем «Урал», где работал около года.
  • С 2017 г. взял в аренду отель «Эмеральд» в Екатеринбурге.
  • В 2018 г. возглавил четырехзвездочный отель «Демидов Плаза» в Нижнем Тагиле.
  • В 2019 г. арендовал отель на ул. Московская, 195, который сначала назывался «Парус», затем 39rooms hotel.
  • В 2023–2025 гг. работал коммерческим директором санатория АМАКС «ЭкоПарк» в Екатеринбурге.
 

Сергей, последние несколько лет вы работали в сегменте загородного отдыха. Чем заведения такого формата отличаются от городских гостиниц? С какими запросами туда приезжают посетители?

— В городских гостиницах останавливаются в основном те, кто приезжает по работе или на короткие экскурсии по городу. Главное для них — решить рабочие вопросы, поэтому и настроение у них соответствующее.

Загородный отель — совсем другая история: туда едут отдохнуть, расслабиться, поплавать в бассейне, походить на процедуры. Например, в АМАКС «ЭкоПарк» Екатеринбург, где я работал последние пару лет, гости приезжают еще и с целью оздоровления. До ноября 2022 г. это была база отдыха «Остров сокровищ». После того как объект приобрела сеть отелей и гостиниц AMAKS Hotels & Resorts, в номерах выполнили качественный ремонт. Позже мы получили медицинскую лицензию, и теперь это санаторий с соответствующим сервисом.

Для гостей загородных отелей важно создавать особое настроение. Например, нужна разнообразная развлекательная программа, мастер-классы, внимание к детям — игровая комната или детская зона. Ведь загородный отдых во многом — семейный. Главное, чтобы гости уезжали с хорошими эмоциями. У меня есть любимое правило для любого сервиса, в том числе гостиничного. Дай человеку чуть больше, чем он ждет, и он останется с тобой навсегда.

Раньше санатории ассоциировались с отдыхом для пожилых людей — грязевые ванны, скандинавская ходьба и так далее. А как сейчас?

— В санаториях становится больше молодых людей, которые приезжают не только отдохнуть, но и подлечиться — у нас достаточно много гостей в возрасте 30-40 лет. Еще одна интересная тенденция — корпоративная: сегодня многие компании заботятся о своих сотрудниках и направляют их на оздоровление в санатории.

При этом сами санатории адаптируются к новым реалиям, сокращая сроки путевок. Раньше лечение было рассчитано минимум на две недели, теперь же популярны двух-, пяти- и десятидневные программы.

В результате аудитория заметно омолодилась. Сейчас она делится примерно поровну на две группы — пожилых и молодых гостей. Кто-то приезжает семьями, кто-то — поодиночке.

Часто встречается мнение, что загородный отдых стоит дорого, а сервис не всегда соответствует ожиданиям.

— Согласен, не у всех сервис идеален. Есть хорошие санатории и загородные отели, а есть те, где сервис хромает. Улучшать его нужно постоянно.

Что касается санаториев, то при их оценке важно понимать, что входит в лечение. Например, в Сочи нередко предлагают три-четыре лечебные процедуры в день, на Урале же — гораздо больше. Нам приходится больше стараться, чтобы привлечь гостей. Но для гостей с точки зрения вложений в здоровье отдых на Урале зачастую выгоднее.

В последние годы, когда зарубежные направления стали менее доступными, многие люди обратили внимание на внутренний туризм. Российский рынок оказался готов к такой волне спроса?

— Думаю, не везде. Летом этого года аналитики даже зафиксировали спад интереса на 10-13% на внутренние туры.

По моему мнению, здесь несколько причин.

  • Во-первых, жадность отельеров. Несколько лет подряд отрасль росла двузначными темпами, и, видимо, достигла потолка.
  • Во-вторых, общее состояние экономики: у людей больше денег не становится. Возможно, происходит перераспределение спроса — на этом фоне растет популярность загородного и санаторно-курортного отдыха.

Какие запросы и ожидания у туристов сегодня? Что им действительно важно в отпуске?

— Впечатления! Именно они становятся самой ценной частью любого путешествия.

В последние годы все больше людей выбирают Мурманскую область. Несмотря на суровые морозы, люди едут туда, чтобы увидеть северное сияние. Я проработал в этом регионе полгода и в первую же ночь сам увидел это удивительное явление — было здорово. Там много китайских туристов, у них есть поверье: если зачать ребенка при северном сиянии, он станет счастливым и богатым. Судя по количеству гостей, поверье работает.

Министр туризма Мурманской области в беседе со мной признался, что Териберку (маленький поселок на берегу Баренцева моря) они почти не рекламируют — там слабо развита инфраструктура: плохие дороги, отели и рестораны только начинают появляться. Однако люди все равно приезжают — во многом благодаря фильму «Левиафан».

Похожая ситуация с Камчаткой, Владивостоком и даже Якутией, причем в последней туризм начал развиваться совсем недавно.

Какие возможности вы видите в сфере загородного отдыха?

— В основе развития остаются два ключевых направления — впечатления и эффективность. Людям важно отдохнуть, расслабиться, получить новый опыт— пусть даже они едут на пару дней. А еще — вкусно поесть. Гастротуризм — очень важный аспект.

У меня был отличный опыт гастротуризма в Мурманске. Там есть пешеходная улица с фудтрекерами — вагончиками, где готовят блюда северной кухни. Икра, креветки, треска — все свежее. Мне особенно запомнился большой блин с начинкой из сыра и краба. Такие блюда очень популярны у гостей. Подобное развивается и в Карелии, и в Великом Новгороде, где есть уникальные местные блюда — например, серые щи, которые готовят только там и в Пскове. Великий Новгород небольшой город, но почти в каждом ресторане есть отдельное меню с локальными угощениями.

К сожалению, уральскую кухню особо не продвигают, а стоит. Гастротуризм — направление с хорошими перспективами.

И в завершение — какие тенденции и новшества в вашей сфере вы считаете наиболее важными? Что будет развиваться в ближайшем будущем?

— Я бы отметил цифровую трансформацию как одну из ключевых тенденций. Активно автоматизируются бизнес-процессы. Помню, когда я впервые пришел управлять отелем, бронирование велось вручную — сотрудница записывала все в блокнот. Сейчас онлайн-бронирование — стандарт. 

Из последнего опыта: мы внедрили CRM-систему, которая объединяет в одном окне все звонки и обращения гостей — через WhatsApp, Telegram, VK, чат на сайте отеля. Следующий этап — внедрение искусственного интеллекта. Например, чат-бот на базе ChatGPT может отвечать на большинство вопросов, не связанных с бронированием: сколько этажей и номеров в отеле, какая глубина бассейна и т.д. Когда разговор доходит до брони, бот переключает гостя на менеджера. По сути, он заменяет работу одного-двух сотрудников.

Сегодня все ускоряется. Время — самый ценный ресурс. Если не уложиться в несколько минут, гостя можно потерять.

Подготовила Кристина Шабунина

Ранее на DK.RU: Яков Можаев раскритиковал городские мероприятия с локальной кухней

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.