Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Новые логистические маршруты и платежные сервисы: что изменилось в 2025 г.

Новые логистические маршруты и платежные сервисы: что изменилось в 2025 г.
Иллюстрация: freepik.com

Новые горизонты для бизнеса открыли восточные рынки и адаптированные финансовые инструменты в сфере ВЭД. Эксперты DK.RU — о способах доставки и преодолевающих барьеры международных расчетах.

Логистическая перестройка стала одним из ключевых факторов трансформации российской экономики. Смещение торговых потоков в азиатском направлении привело к формированию новой системы международных экономических отношений. Финансовые механизмы также адаптируются к условиям санкций и отключения от привычных платежных каналов. Участники внешнеэкономической деятельности осваивают банковские инструменты, которые помогают обходить риски при трансграничных платежах. 

По данным аудиторско-консалтинговой компании «Деловой профиль», Китай стал ключевым торговым партнером, объем товарооборота с которым в 2024 г. составил порядка $140 млрд. Основа торговли — сырьевые поставки из России: нефтепродукты, уголь и зерно. В обмен Китай поставляет электронику, различное оборудование и технологии. На втором месте по объему торговли находится Индия. Страна наращивает закупки российской нефти и развивает совместные проекты в судостроении и производстве промышленного оборудования.

По мнению Дмитрия Хрущалева, заместителя генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии», восточный вектор развития сейчас стал не просто альтернативой, а полноценным драйвером роста, который определяет лицо современной логистики. И этот тренд, судя по всему, только набирает обороты.

Дмитрий Хрущалев
Дмитрий Хрущалев
заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии»
Восточный вектор развития сейчас стал не просто альтернативой, а полноценным драйвером роста, который определяет лицо современной логистики. И этот тренд, судя по всему, только набирает обороты. Сегодня в международной логистике наблюдается смещение грузопотоков с Запада на Восток: Китай, Турция, ОАЭ и Юг (Иран, Индия). Поэтому эти направления наиболее востребованы среди клиентов. Например, в 2025 г. спрос на доставки по воздуху негабаритных грузов из Китая вырос на 24%, а на транспортировки крупных партий свыше 1 тонны — на 35%.

Сегодня в международной логистике наблюдается смещение грузопотоков с Запада на Восток: Китай, Турция, ОАЭ и Юг (Иран, Индия). Поэтому эти направления наиболее востребованы среди клиентов. Например, в 2025 г. спрос на доставки по воздуху негабаритных грузов из Китая вырос на 24%, а на транспортировки крупных партий свыше 1 тонны — на 35%, — отмечает Дмитрий Хрущалев. 

По его данным, увеличивается роль автомобильных перевозок как альтернативы морским. При выборе способа отправки заказчики исходят из категории груза и срочности. Если транспортировка нужна в короткие сроки, то подойдут авиаперевозки или доставки отдельным транспортом. Если важна стоимость, то можно заказать доставку морем или автотранспортом в составе сборного груза с заказами сразу нескольких клиентов. 

Если важны и стоимость, и сроки, то лучше составить мультимодальный маршрут — комбинацию из нескольких типов транспорта, например море + авто или авиа + авто. Небольшие и срочные отправления чаще перевозят по воздуху. Для тяжелых и объемных поставок, а также для грузов со специальными требованиями, к примеру при температурном режиме или определенном классе опасности, способ доставки и маршрут подбираются индивидуально, — говорит эксперт. 

При поиске партнера для заказа международной доставки Дмитрий Хрущалев советует учитывать репутацию перевозчика, его опыт в сегменте и рекомендации на рынке. Особенно важно, чтобы он соблюдал все международные требования и стандарты, законодательство в части прохождения таможенного контроля и уплаты пошлин, а также мог предложить связанные с перевозкой услуги, к примеру, таможенное оформление, страхование или сертификацию. 

Активное развитие торговых отношений между Россией и Китаем привело к значительному росту использования юаня в международных расчетах. При этом, как ранее писал DK.RU, одна из самых острых проблем, с которой сталкиваются уральские компании — проведение международных платежей. Трудности испытывают не только экспортеры, но и предприятия, закупающие оборудование и комплектующие за рубежом, в частности из Китая.

Прямые переводы часто не проходят, многие банки отказываются проводить платежи, а схемы, которые работали вчера, сегодня потеряли свою актуальность. Часть китайских банков, стремясь избежать возможных санкций со стороны США, ограничил прием платежей из России. ПО данным DK.RU, один из последних «дружественных» китайских банков прекратил работу с Россией. Речь идет о Heihe Rural Commercial Bank, он работал с несанкционными российскими банками в числе немногих кредитных организаций КНР. После наложения санкций ЕС сотрудничество прекращено.

Несмотря на эти ограничения, бизнес-сообщество адаптировалось к новым условиям: участники внешнеэкономической деятельности наладили альтернативные схемы оплаты китайских товаров через специализированных платежных агентов. Ринат Иржанов, вице-президент — управляющий Уральским филиалом ПСБ, уверен: ведение внешнеэкономической деятельности сегодня возможно, хотя и сопряжено с повышенными рисками из-за санкций и отключения от привычных платежных каналов: 

Ринат Иржанов

ПСБ в сфере ВЭД работает в основном через партнера — платежного агента, причем абсолютно со всеми странами и в любой валюте. Главные риски при трансграничных платежах сейчас — это высокие комиссии, долгая обработка платежей и риск их блокировки зарубежными банками. Работа через проверенных платежных агентов дает возможность позволяет обходить прямые ограничения. 

Агент, имея юридические лица в третьих странах, проводит платеж по оптимальному маршруту, что снижает риск отказа. За счет этого происходит фиксация срока зачисления денег контрагенту (например, до пяти рабочих дней) в договоре и обязательство о возврате при срыве. Проведение операции по курсу ЦБ на определенную дату позволяет хеджировать валютные риски, что особенно важно в условиях нестабильности. 

Если в 2024 г. комиссии достигали 4-5%, то к 2025-му рынок адаптировался. Средние ставки упали до 1-2%. В ПСБ сегодня действует комиссия 0,36% за осуществление трансграничных платежей. Также важна правовая и валютно-контрольная поддержка — взаимодействие с валютным контролем. 

Роль платежных агентов в системе платежей становится все более значимой. Их роль в финансовой экосистеме будет только усиливаться, а спектр предлагаемых услуг —  расширяться. Их развитие — это не просто тренд, а новая реальность современного финансового мира, где удобство, скорость и безопасность платежей становятся приоритетом номер один, — заключает Ринат Иржанов. 

Читайте также на DK.RU: Побеждает не масштаб, а гибкость: как логистика адаптируется к рыночным вызовам

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.