Ирина Абрамова о том, чем Африка может быть интересна российским бизнесменам

Потребительский рынок Африки удваивается каждые три года. Тот, кто успеет на нем укрепиться, заработает огромные деньги. Что здесь пользуется особенным спросом?
Ирина Абрамова — российский экономист, директор Института Африки РАН, рассказала уральским бизнесменам об экономическом потенциале Африки. Лекция прошла в рамках форума «Экспортный марафон» в Домне (организатор СОФПП).
Доля Африки в мировой торговле и в мировом притоке инвестиций
Интерес к Африке растет у всех стран. Европа занимает наибольшую долю африканского рынка. Однако если говорить о конкретных странах, то тут лидирует Китай. Примечательно, что Турция фактически «держит под собой» всю отельную инфраструктуру и портовый бизнес Африки.
— Африка — это континент XXI века, это страны, которые покажут очень высокие темпы роста в ближайшем будущем, начиная с 2030-х гг.
Вы видите, что пока тут все очень грустно: хотя общий рост наблюдается, доли стран Африки в мировой экономике маленькие, если учитывать, что население континента уже составляет 1,5 млрд человек.
Мы видим, что интерес к Африке растет. Если мы берем не деньги, а реальные ресурсы, то посмотрите, по каким запасам Африка занимает первое место. Это марганец, хромиты, бокситы, золото, платиноиды, кобальт, ванадий, алмазы, фосфориты, флюориты, редкоземельные металлы. Редкоземельные металлы не на первом месте, но здесь все время открываются новые месторождения.
То есть на Африку уже сейчас приходится треть мировых ресурсов в том числе современных высокотехнологичных и военных отраслей. Таблица справа — это не просто запасы — это производства. Обратите внимание, в Африке сосредоточено 75% мировых запасов кобальта. Кобальт — это основа современных технологий и военной промышленности.
Данная иллюстрация показывает нам долю Африки в суммарном импорте. Обратите внимание, что США по кобальту на 70% зависят от одной африканской страны. Это Демократическая республика Конго. И помните, Трамп там подписал соглашение, восемь войн урегулировал, в том числе якобы войну между Руандой и ДРК. Но в основном это было связано исключительно с коммерческими интересами.
Посмотрите зависимость и Китая, и Европейского союза по основным видам поставок из Африки. Тут вы должны понимать: Африка долгое время подвергалась колониальному угнетению и разграблению. Все нынешнее богатство, в том числе Европы и США, базировалось на ограблении Африки.
Вспомните про работорговлю, которая легла в основу первоначального накопления капитала США (в первую очередь южных штатов) и про колониальные метрополии, которые создали крупные европейские страны. Сейчас это ограбление продолжается, хотя не в прямых, а в косвенных формах.
В товарообороте Африки в суммарном плане продолжает лидировать Европа — $371 млрд. Но если мы говорим об отдельных странах, то лидер, конечно, Китай. Товарооборот Африки с Китаем ежегодно составляет в среднем $200 млрд. Индия тоже крупный игрок.
Обратите внимание на Турцию — маленькая страна, которая не может сравниться с Россией по экономическому потенциалу, но турки, по сути, держат гостиничный и портовый бизнес Африки. За счет этого товарооборот Турции и Африки больше российского.
Торгово-экономические связи России и Африки
Теперь о демографическом дивиденде. К 2030 г. жители Африки будут составлять более 25% мирового населения. То есть каждый четвертый житель Земли через пять лет будет африканцем. А знаете, что будет в 2100 г. по самому среднему демографическому прогнозу? 40% населения будет жить в Африке. Это значит, изменится все — мировые торговые потоки, инвестиционные потоки, потому что мир будет ориентироваться в торговых связях на африканское население. И России нужно не упустить момент захода на африканские рынки. Потому что потребительский рынок в Африке удваивается каждые три года.
Почему сейчас удачный момент для захода на рынки Африки? Потому что Россия обладает тем капиталом, который был накоплен Советским Союзом. Мы, во-первых, никогда не колонизировали Африку, во-вторых, мы стояли у истоков ее политического освобождения. Именно по инициативе Советского Союза в 1960 г. была принята декларация о предоставлении независимости угнетенным и колониальным народам.
В-третьих, Советский Союз вложил колоссальный капитал в развитие африканской экономики: мы построили более 300 крупных промышленных предприятий, более 1100 объектов инфраструктуры, 12 университетов и 10 научных центров, немерено школ и больниц.
Сейчас товарооборот России и Африки составляет $28 млрд. Это неплохая цифра. Но длительное время до этого он держался на уровне $8-10 млрд. Мы ставим задачу к 2030 г. выйти на $50 млрд. Я думаю, это реализуемо. Но обратите внимание на перекос: огромную роль в торговле между Россией и африканскими странами играет наш экспорт (так же, как в торговле с Индией).
Импорта из Африки в Россию очень мало. Но это не значит, что нам там нечего купить. Проблема в том, что в торговле между Россией и Африкой стоит большое число посредников, как ни странно, в том числе из недружественных стран.
Ярким примером здесь являются поставки какао. Россия — третий по величине в мире потребитель какао. Мы получаем большую часть какао из двух африканских стран — Кот-д’Ивуар и Гана. Сейчас цепочки прямых поставок постепенно выстраиваются, но до санкций весь урожай какао скупала Швейцария и везла его к нам через Эстонию. Потому что Советский Союз создал именно в Эстонии специальный терминал для хранения какао.
В Африке существует континентальная зона свободной торговли. Соглашение по ней было подписано в 2018 г., с 2021-го она потихоньку начинает функционировать. Эта зона предусматривает снятие торговых барьеров между самими африканскими странами. Договор подписали 55 стран. После того как она начнет нормально работать, зайдя со своим товаром в одну из стран, в остальных вы также сможете торговать без пошлины.
47% в структуре экспорта России в страны Африки занимает продовольствие, в основном это зерно. В результате санкций урожайность некоторых сортов пшеницы с 2014 г. увеличилась в 8 раз. 27% в структуре экспорта занимают энергоносители — дизель, нефть, газ. Также в основную базу экспорта входят продукты металлургии и удобрения.
Особенности экономического развития в странах Африки
Добавленная стоимость экономики африканских стран пока очень низка. Но у правительств Африки есть план на 50 лет, как сделать Африку процветающим континентом и довести производство к 2050 г. до $23 трлн. Программа называется «Повестка 2063».

Во главу угла здесь ставится переработка, поэтому заходить на рынки Африки с готовым товаром в стратегическом плане не имеет смысла. Им нужно предлагать технологии переработки и подготовку соответствующих специалистов.
Наибольший интерес у российских предпринимателей вызывают всего две африканские страны — Египет и ЮАР. Вся Африка южнее Сахары, по сути дела, выпадает из интересов российского бизнеса. Но это не совсем правильно. Тот же нигерийский рынок чрезвычайно интересен, потому что на нем есть деньги.
Выходя на рынок той или иной страны, очень важно изучить ее культурные особенности, инвестиционное законодательство, менталитет. За этими данными вы можете обращаться в том числе в наш институт.

Нужно понимать, что рынок в Африке очень фрагментированный, это разные страны: если вам удалось зайти в одну страну, это не значит, что вас с удовольствием встретят в другой. Вызовы у всех схожие, спрос огромный, но неплатежеспособный.
В Южной Африке очень низкая механизация, электрификация: 50% африканского населения не имеют доступа к электричеству. 40% всего продовольствия, которое есть в Африке, просто пропадает — гниет. То есть холодильное оборудование, если мы берем сегмент сельского хозяйства помимо поставок продовольствия, чрезвычайно привлекателен для африканцев.
Огромным спросом будут пользоваться все программы, в том числе цифровые по увеличению собираемости налогов. Все решения должны быть под ключ. Так здесь работают и Китай, и США. С точки зрения поддержки нашего бизнеса в Африке государство делает первые шаги.
Партнеров нужно искать обязательно через знакомства и рекомендации. Не нужно забывать об огромной армии африканцев-выпускников российских вузов. Это наш золотой фонд, но мы с ними работаем очень мало. Многие из них живут в России, но имеют большие связи в Африке.
Обязательно нужно учитывать политическую элиту страны, но всегда помнить, что она легко меняется (в африканских странах часто проходят государственные перевороты). Не нужно вкладывать все деньги в одну конкретную политическую фигуру, но нужно знать, какие политические расклады в стране и кто принимает решения.

Важно изучить ментальные особенности африканцев. Например, если здесь вам не отвечают на звонки или письма, а встречи постоянно переносятся, это не значит, что в вас не заинтересованы.
Перспективными направлениями для экспорта в страны Африки является сельскохозяйственная техника, энергетика, химическая и медицинская промышленность, а также создание систем мобильной связи и интернета.

Что может вызвать проблемы? С большинством африканских стран у России нет соглашения о защите инвестиций. Низкая платежеспособность — тоже глобальная проблема африканских стран. Плюс в большинстве из них отсутствуют действующие механизмы финансирования. Выиграет тот, кто принесет в Африку правильное решение для финансовой безопасности.
Российский экспортный центр сейчас предлагает три варианта торговли с Африкой — в юанях и эмиратских дирхамах, в национальных валютах (но большой разрыв между экспортом и импортом затрудняет этот механизм), в цифровых валютах.

Несмотря на низкий платежеспособный спрос, Африка очень быстро развивается, Африка очень пассионарная, она хочет новых решений и только начинает расти, потому сейчас здесь можно получить колоссальные прибыли, но в Африку нужно приходить всерьез и надолго. Самая укоренившаяся в наших умах фраза «не ходите, дети, в Африку гулять» утратила смысл, потому что сейчас — самое время!
Читайте также на DK.RU: Новая музыка мировой торговли: Карин Кнайсль — о том, как России торговать в обход Запада











