60 шедевров камнерезного искусства увидят екатеринбуржцы благодаря уральским меценатам

Новый проект «Легенды камня», приуроченный к 300-летию камнерезного искусства Урала, представил Екатеринбургский музей изобразительных искусств и Фонд поддержки искусства и культуры семьи Шмотьевых.
В центральном зале главного здания музея ИЗО открылась выставка «Легенды камня», которая дает возможность проследить, как менялось искусство обработки камня от XVIII века до наших дней.
Удивительно, насколько живы и нешаблонны эти работы: неистовый Чингисхан и уже умудренный опытом Тамерлан, задумчивый Суворов, притягивающий взгляд Вождь Красное облако, совсем не лубочный Данила-мастер и метафорический аметистовый Демон как будто дышат, делятся своей энергией и не дают отойти от витрин.
Поражают и целые сюжетные работы на исторические или сказочные темы — в каждом произведении виден диалог, рассказана целая история: Святогор и Микула, мчащаяся тройка, взлетающая над морской пеной Царевна Лебедь — погружают в свой мир, ломая все стереотипы о камнерезном искусстве.
Проект знакомит зрителя с наиболее актуальными направлениями камнерезного искусства современного Урала через произведения, созданные и ставшие доступными для публики благодаря деятельности уральских меценатов. Большая часть выставки — это работы из фонда поддержки искусства и культуры семьи Шмотьевых: ценителей искусства ждет знакомство с почти 60 предметами, созданными в 2011–2025 гг. студией камнерезного искусства «Святогор» (руководитель — Иван Голубев), Камнерезным домом Алексея Антонова, Академией камнерезного искусства Григория Пономарева.
Из тандема коллекционера-мецената и этих талантливых камнерезов родилась коллекция, которая, как мы считаем, а искусствоведы нас поддерживают, знаменует собой новый виток камнерезного искусства в России: до этого подобных размеров и детализации работ практически не было, — рассказал сооснователь и директор Фонда Александр Шмотьев.
Отметим, что в следующем году коллекции Фонда семьи Шмотьевых исполняется 15 лет: стремление коллекционеров не только собирать работы камнерезов, но и знакомить с ними публику, а также рассказывать об их создателях — наших современниках — стало основой появления Фонда.
Для музея, безусловно, этот партнер является ключевым. Нас связывает творческое сотрудничество уже на протяжении семи лет: это поддержка многих затей музея, которые связаны с темой камня, участие в нашей выставочной деятельности, поддержка в техническом оснащении наших экспозиций. У нас есть, я думаю, уникальная для регионов история, когда фонд поддержал создание Центра истории камнерезного дела им. А. К. Денисова-Уральского, — рассказал директор ЕМИИ Никита Корытин.
Среди экспонируемых на выставке предметов — как уже знакомые зрителю, так и еще нигде не демонстрировавшиеся. Особенностью проекта стало включение в него композиций, созданных по сюжетам русских сказок или посвященных героям русской истории, и впервые выставленные работы, связанные с античной мифологией и литературными образами.
Сказки, пожалуй, один из самых душевных разделов выставки: Баба-Яга с лицом Георгия Милляра, Лель, играющий на дудочке, — вызывают улыбку и возвращают в детство.
На Урале принято воспринимать камнерезное искусство как ремесло, как нечто народное, творящееся в лаптях и в избах. Но наше с вами камнерезное искусство совсем другое. Любовь к цветному камню сопровождает человечество на протяжении многих тысячелетий. В отличие от стекла или керамики, цветной камень не меняет свои свойства с течением времени, поэтому он так дорог, так высоко ценится, поэтому именно из камня создают предметы, к которым всегда тяготели люди, занимающие высшие позиции в обществе. Мы стоим на пороге даты, которая определяет не только нашу идентичность, но и наше место в мировой культуре камня: когда сегодня смотришь фотографии с разных саммитов, которые проходят, например, в Лондоне, то видишь, что главы стран позируют на фоне уральских малахитовых ваз, — рассказала заместитель директора Фонда Людмила Будрина.
Как рассказала Людмила Будрина на экскурсии, на протяжении трех столетий камнерезное искусство всегда нуждалось в поддержке. В отличие, например, от художника-графика, которому нужны лишь карандаш и бумага, камнерез — заложник заказа. Для того чтобы расти и развиваться, ему необходимы колоссальные инвестиции. Себестоимость материала, количество времени, которое он затрачивает на то, чтобы стать из ремесленника художником, делает возможным развитие камнерезного искусства только при наличии мецената или инвестора.
Раньше в России эту роль выполняла императорская семья, затем — государство, а сегодня эта миссия лежит на плечах частных предпринимателей, которые собирают коллекции. При этом демонстрируют эти коллекции очень редко, так что нам повезло. Мы сегодня показываем меньше половины коллекции, собранной Сергеем Федоровичем Шмотьевым за 15 лет. Это значит, что 15 лет уральские камнерезы имели возможность расти, экспериментировать: они не ограничены в размерах материалов и в своих поисках, — уверена Людмила Будрина.
Как уже писал DK.RU, большая часть демонстрируемых предметов создана в технике объемной мозаики: большие фигуры составлены из тщательно подобранных по цвету и рисунку и аккуратно подогнанных друг к другу каменных фрагментов. Также зритель познакомится с монокаменными произведениями — скульптурами из одного-трех блоков камня, художественный образ которых построен на природных особенностях материала. Здесь можно увидеть и камейную резьбу по кремню или кварцу, работы из крупных кристаллов и уникальные букеты, собранные из почти не тронутых резцом минералогических образцов.
Наш Фонд планирует подарить одну из коллекционных работ музею: что это будет за скульптура, будем обсуждать, в том числе с посетителями выставки. Мы также организуем программу бесплатного посещения для определенных категорий граждан — сейчас обсуждаем этот момент с руководством музея и с администрацией города, — поделился важной для горожан новостью Александр Шмотьев.
Кстати, один из шедевров — «Чашу с гранатами», представленных на выставке, генеральный директор компании «ФОРЭС» Сергей Шмотьев и директор «Фонда семьи Шмотьевых» Александр Шмотьев традиционно в качестве лота выставили на аукцион главного благотворительного события Свердловской области — Екатерининская ассамблея.
Досье
Гранат — древний символ плодородия, единства и богатства: в чаше находятся семь спелых гранатов из пурпурного мрамора с зернами из рубинового стекла и листвой из кристаллического малахита. Отметим, что композиции в виде чаш с реалистично трактованными фруктами и ягодами появились в ассортименте камнерезов Урала в конце XIX столетия, были представлены на всемирных выставках, вошли в собрания крупнейших музеев.
В 2026 г. отмечается 300-летие камнерезного искусства Урала: первая мастерская по созданию декоративных предметов из цветного камня заработала в Екатеринбурге в 1726 г., ознаменовав появление знакового для края вида художественной промышленности. Выставка «Легенды камня» будет идти на протяжении пяти месяцев, и организаторы уверены, что большое количество жителей и гостей города смогут посетить этот проект и оценить, насколько сейчас актуальны шедевры, созданные современными мастерами и их предшественниками.
Иллюстрации: Денис Полуэктов
Читайте также на DK.RU: Космическая точность и слаженная работа. Как делают украшения за десятки миллионов рублей.

Из тандема коллекционера-мецената и этих талантливых камнерезов родилась коллекция, которая, как мы считаем, а искусствоведы нас поддерживают, знаменует собой новый виток камнерезного искусства в России: до этого подобных размеров и детализации работ практически не было, — рассказал сооснователь и директор Фонда Александр Шмотьев.
Для музея, безусловно, этот партнер является ключевым. Нас связывает творческое сотрудничество уже на протяжении семи лет: это поддержка многих затей музея, которые связаны с темой камня, участие в нашей выставочной деятельности, поддержка в техническом оснащении наших экспозиций. У нас есть, я думаю, уникальная для регионов история, когда фонд поддержал создание Центра истории камнерезного дела им. А. К. Денисова-Уральского, — рассказал директор ЕМИИ Никита Корытин.

На Урале принято воспринимать камнерезное искусство как ремесло, как нечто народное, творящееся в лаптях и в избах. Но наше с вами камнерезное искусство совсем другое. Любовь к цветному камню сопровождает человечество на протяжении многих тысячелетий. В отличие от стекла или керамики, цветной камень не меняет свои свойства с течением времени, поэтому он так дорог, так высоко ценится, поэтому именно из камня создают предметы, к которым всегда тяготели люди, занимающие высшие позиции в обществе. Мы стоим на пороге даты, которая определяет не только нашу идентичность, но и наше место в мировой культуре камня: когда сегодня смотришь фотографии с разных саммитов, которые проходят, например, в Лондоне, то видишь, что главы стран позируют на фоне уральских малахитовых ваз, — рассказала заместитель директора Фонда Людмила Будрина.









