Подписаться
Курс ЦБ на 10.12
76,80
89,42

«Ни о чем не жалею»: Алексей Орлов — о новых районах, метро, киосках и счастье

«Ни о чем не жалею»: Алексей Орлов — о новых районах, метро, киосках и счастье
Иллюстрация: Алина Шешеня, пресс-служба администрации Екатеринбурга

Глава Екатеринбурга рассказал о том, как удвоился бюджет города, что позволит закупить 50 новых трамваев, где запретят ставить киоски и чему мэрам стоит поучиться у главы Белоярского в ХМАО.

В феврале 2026 г. завершается пятилетний срок полномочий действующего главы Екатеринбурга Алексея Орлова. И высока вероятность того, что он продолжит работать в должности еще пять лет — его кандидатуру поддержали «Единая Россия», Общественная палата Екатеринбурга и Совет муниципальных образований Свердловской области.

В среду градоначальник встретился с редакторами и руководителей СМИ Екатеринбурга, чтобы подвести итоги работы и рассказать о том, как будет развиваться Екатеринбург. DK.RU зафиксировал самые важные тезисы.

О бюджете

— Сегодня, по понятным причинам, значительные ресурсы направляются на оборону страны, развитие новых территорий, реализуются крупные федеральные программы. Но серьезных сокращений бюджета Екатеринбурга не произошло: у нас есть устойчивые источники доходов — НДФЛ, земельный и имущественный налоги. Средняя зарплата по городу достаточно высокая, оборонные предприятия работают с высокой загрузкой.

В конце 2020 г., когда меня наделили полномочиями главы, мы принимали бюджет на 2021 г. Тогда расходная часть составляла 51 млрд руб. Помню, депутаты спросили меня: почему бюджет города такой небольшой? И я пообещал, что буду работать над тем, чтобы параметры изменялись в лучшую сторону. В проекте бюджета на 2026 г. расходная часть — уже 104 млрд рублей, то есть рост почти в два раза. Я считаю это серьезным достижением. 

Мы в полном объеме выполним все социальные обязательства: бюджет остается социально ориентированным. Около 62 млрд руб. пойдут на социальную сферу — индексацию зарплат, создание новых мест в образовательных учреждениях, строительство школы и детских садов, улучшение городской среды, обновление общественного транспорта и другие направления.

Помимо этого, более 10 млрд руб. планируем направить на строительство и реконструкцию объектов социальной и улично-дорожной инфраструктуры. Бюджет, который будет принят в конце декабря, позволяет уверенно говорить о продолжении развития города.

О рабочих местах в новых районах

— У каждого района Екатеринбурга есть собственная стратегия развития, и у нового административного района — Академического — она также сформирована. Это уникальный проект: по численности населения, район уже достиг 120 тыс. человек — то есть вырос до уровня среднего города.

Создание рабочих мест в Академическом — один из ключевых вызовов. Да, они есть в бюджетной сфере — школах и детских садах. Но многим жителям все еще приходится ездить в центральные районы — с запуском трамвайной линии добираться до работы стало существенно проще. Сейчас важно обеспечить выход на ЕКАД: дорога проектируется, и я очень надеюсь, что мы не будем затягивать процесс, как это было с микрорайоном Солнечный. Необходимо сразу делать развязку, чтобы была возможность уехать в сторону Шабровского узла, где формируются новые промышленные площадки.

Кроме того, мы рассчитываем, что рабочие места появятся в рамках так называемого проекта «А2» — на большой территории за ЕКАД. Соответствующие предложения от инвесторов уже есть, они отражены в стратегических документах.  Теперь наша задача — учитывать их при утверждении градостроительной документации, чтобы там могли развиваться новые промышленные и логистические предприятия.

О реформе НТО

— Согласно федеральным нормативам и с учетом обеспеченности стационарными торговыми площадями, в схеме НТО у нас должно быть около тысячи мест. Нестационарная торговля носит компенсирующий характер: муниципалитет обязан создавать условия для ее развития в тех локациях, где недостаточно стационарных объектов.

На днях я провел большое совещание с главами районов. Мы определяли подходы и собирали предложения по включению в схему мест под различные виды продукции. Уже проговорили, что не менее 80 мест — в том числе в центральных локациях — будет отведено под печатную продукцию.

Повторюсь, наша задача — обеспечить порядка тысячи мест. При этом мы исключаем центральную часть города (сейчас уточняем ее границы), а также гостевые маршруты и остановочные комплексы: в этих зонах НТО размещаться не должны. Вся остальная территория будет рассматриваться. Сейчас прорабатываем места с учетом ограничений от сетевых организаций. Например, киоски не могут стоять на газопроводах — это опасно, инциденты в стране уже случались. Также учитываем требования энергетиков.

Думаю, что в 2026 г. мы предложим бизнесу перечень мест под размещение нестационарных объектов для всех видов продукции. Затем, согласно закону, будут проведены конкурсные процедуры. При этом мы предусмотрим понижающие коэффициенты, чтобы плата за аренду была посильной и бизнес был экономически оправдан.

О развитии метро

— Начиная с Аркадия Михайловича Чернецкого, каждый глава Екатеринбурга мечтал о строительстве второй ветки метро. Я обещаний ее построить не давал, но дал слово сделать все возможное, чтобы эта мечта была реализована. Тогда, во время пандемии пассажиропоток Екатеринбургского метрополитена упал до 90 тыс. пассажиров в сутки.

Для получения федеральной поддержки необходимо 140–150 тыс. пассажиров. Сегодня у нас 160 тыс. человек в сутки — значит, мы можем рассчитывать на федеральное финансирование.

Наверняка, вы следили за встречей Дениса Владимировича Паслера с президентом, когда он был назначен врио губернатора и заявил о том, что видит приоритетной задачей развитие метрополитена в Екатеринбурге. Это не просто слова — это его предвыборная программа.

Мы не стоим на месте: за последние два года капитально отремонтировали вагоны, ведем переговоры с вагоностроителями о постепенной замене подвижного состава.

К нам приезжали белорусские метростроевцы, предлагали свои услуги: у них метро строится, но есть свободные мощности. Также у нас были представители Московского метростроя. Готовы рассматривать различные варианты сотрудничества — вопрос денег.

Земельные участки под вторую ветку зарезервированы, и на них ничего кроме метро строиться не будет. В следующем году мы начнем вплотную заниматься технико-экономическим обоснованием, чтобы перейти к проектированию. На это предусмотрены средства в бюджете, губернатор нас поддерживает. Поэтому я надеюсь, что мечта не останется мечтой.

Об ограничениях для автовладельцев

— Я часто повторяю: наш город — для людей, а не для машин. Но это не означает, что мы собираемся вводить какие-то новые ограничения для автомобилистов. Да, мы расширяем парковочное пространство. Да, увеличиваем зону платной парковки. Да, отрабатываем вопросы эвакуации транспорта — например, из мест, где заранее объявлена уборка снега.

При этом мы обновляем общественный транспорт. В следующем году планируем приобрести не меньше 50 трамваев — это дорого, но нас поддерживает губернатор. Плюс будем применять схемы льготного лизинга, чтобы не перегружать бюджет одномоментно.

Стоимость парковки 50 рублей в час я считаю невысокой. Плата взимается с 8:00 до 20:00 — стандарт для крупных городов. Планируем дальнейшее расширение зоны платной парковки: постановление уже проходит согласование. Около 254 новых машиномест появятся на ул.Бориса Ельцина, Маршала Жукова, Фурманова и Гоголя.

Хаотично припаркованные машины мешают уборке снега и обслуживанию дорог. Мы начали транспортную реформу именно потому, что сегодня жители — особенно офисные сотрудники — могут быстро и комфортно добраться до работы на общественном транспорте. Нет необходимости ехать на личном автомобиле, создавать пробки и думать, где ее припарковать. Штраф в 3000 руб. считаю оправданным: за 8 часов парковки нужно заплатить всего 600 рублей — это намного выгоднее.

Мы улучшаем навигацию, чтобы водители четко понимали, что находятся в зоне платной парковки. Устанавливаются новые паркоматы. На днях я сам протестировал систему — оплатили парковку без проблем. В ближайшее время появится возможность постоплаты парковки — в течение суток.

«Ни о чем не жалею»: Алексей Орлов — о новых районах, метро, киосках и счастье   1

О передвижении электросамокатов

— В городе есть и противники, и сторонники средств индивидуальной мобильности. Мы не пошли по пути полного запрета, как в Перми: там после запрета электросамокатов появились электровелосипеды, а это, по сути, еще опаснее.

Мы пошли по пути договоренности с компаниями-кикшерингами. Еще в прошлом году создали рабочую группу и согласовали, в каких городских локациях использование электросамокатов полностью запрещено, а где нужно ограничивать скорость. Результаты есть: число инцидентов с самокатами в этом году заметно сократилось. О полном запрете речи не идет — это не в наших полномочиях.

У нас были предложения ввести ввести идентификацию пользователей, потому что нередко бывает так: кого-то сбили, человек уехал, и найти его невозможно. Это неправильно — нужно понимать, как установить личность и привлечь нарушителя к ответственности. Возможно, появятся возрастные ограничения или ограничения по нагрузке. Мы работаем с операторами постоянно — перед началом сезона, в течение сезона, при проведении массовых мероприятий — и ни разу не сталкивались с тем, чтобы компании не реагировали.

А случаи, когда ездят там, где нельзя, в основном связаны не с прокатными, а с личными самокатами. Как их ограничить? Это в большей степени зона федерального регулирования.

О первой и второй пятилетке

— Если бы оглянулся пять лет назад, зная, что меня ждет, я бы хорошо подумал, прежде чем соглашаться стать главой города. Не буду скрывать: нагрузка и стресс огромные. Но удовлетворение от результатов тоже есть. В этом и есть особенность работы главы — неважно, мегаполис это или маленькое муниципальное образование.

Приведу пример: в Белоярском округе ХМАО глава Сергей Маненков работает почти 30 лет. Он как-то сказал, что только первые три срока работать тяжело —  потом легче. Его называют самым счастливым мэром. Он чувствует себя так, потому что он приносит пользу своей территории, умеет находить общий язык с людьми. Это компетенции, которые не получить ни в одном учебном заведении. 

Поэтому я ни о чем не жалею и другой жизни для себя не представляю. Сделано действительно много. Представьте: построено 12 новых школ! Первый вопрос, который мне задали депутаты пять лет назад, касался школ №40 и №41. Люди ждали их годами, но тогда не было ни понимания, как строить, ни источников финансирования. Прошло три года — и в новых, современных школах уже учатся дети.

Помню, как переживали, когда впервые проводили на площади 1905 года фестиваль «Атмосфера»: убрали парковку, высадили деревья… Но горожане приняли это позитивно. Тогда же начали прорабатывать идею открыть на главной площади каток — это была моя мечта с первого года работы, и она осуществилась. Проект оказался очень успешным, и такими вещами можно гордиться.

Смотря вперед, могу сказать точно: легче не будет. Мы уже говорили об ограничениях, связанных с бюджетом. Кроме того, наши ребята будут возвращаться со СВО, и их нужно будет вовлекать в мирную жизнь — это общая задача и очень серьезный вызов.

Команда работает эффективно — это подтверждают результаты недавнего социологического исследования. Если бы люди оценивали нашу работу плохо, я, возможно, и не подавал бы заявление на рассмотрение своей кандидатуры на пост главы. Но я вижу хорошую динамику, а значит, нужно двигаться дальше.

Текст подготовили: Сергей Дружинин, Елизавета Порошина

Читайте также на DK.RU: 

>>> В 2026 г. в Екатеринбурге приступят к проектированию второй ветки метро

>>> Развязка у концерна «Калина» в Екатеринбурге обошлась бюджету в 9 млрд руб.

Самое читаемое
  • Откуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образованииОткуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образовании
  • «Госуслуги» отказываются от SMS-кодов и вводят вход через Max«Госуслуги» отказываются от SMS-кодов и вводят вход через Max
  • Кандидатов в мэры стало шесть: ОП выдвинула директора института экономики Юлию ЛавриковуКандидатов в мэры стало шесть: ОП выдвинула директора института экономики Юлию Лаврикову
  • «Эффект Долиной» и бабушкины схемы мошенничества на рынке недвижимости«Эффект Долиной» и бабушкины схемы мошенничества на рынке недвижимости
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.