Разбор экономических страшилок начала 2026 года с Евгением Коганом

США загребет дешевую нефть Венесуэлы и Ирана. России придется продавать ее за копейки, это лишит нас нефтяных доходов окончательно? Да еще и британцы вспомнили традиции флибустьеров.
3 января США нанесли воздушные удары по Венесуэле и захватили ее руководство. В Иране с начала 2026 г. продолжаются масштабные протесты, вызванные экономическим кризисом. Президент США поддерживает улицу, намекая, что «помощь» в пути. За три неполных торговых дня 2026 г. цены на платину прибавили 13%, на серебро и олово — 9,5%, на никель и палладий — 8%. Этот год в России обещает пройти под знаменем борьбы тех, кто за Центробанк, и тех, кто против. И вообще у нас в стране фатальный дефицит рабочей силы.
Как с этим жить и как ко всему этому относиться, обсудили авторы канала «Изолента Live» Трофим Татаренков и Петр Лидов с инвестиционным банкиром, топ-менеджером, известным экономистом Евгением Коганом.
Каковы прогнозы для России на 2026 г. с точки зрения мировых финансовых рынков и благосостояния российских граждан?
— Год начался более чем бурно из-за геополитических событий в мире. Одна Венесуэла чего стоила, плюс Иран и взлеты цен на нефть. Цены на драгметаллы — платину, палладий, серебро — вообще улетели в космос.
Но если говорить про Россию, все было довольно спокойно. Наш фондовый рынок прыгает в достаточно узком диапазоне. Рубль по-хорошему тоже на месте, предпосылок к падению нет, так как у нас довольно мощный профицит торгового баланса. Проблема в другом — куда девать валюту.
Нам очень серьезно надо будет продумывать политику в области работы с валютой и механизмы укрепления рубля, а не механизмы ослабления доллара. Китайцы это делают весьма успешно, они из своей валюты кредитуют своих же экспортеров. И нам надо заняться таким же протекционизмом.
Венесуэла экономически попала под влияние США. А что, если американцы разбомбят Иран, и России придется продавать нефть очень дешево? Добавим сюда очередной пакет санкций. Это лишит Россию всех нефтяных доходов окончательно?
— Действительно, Америка пытается подгрести под себя дешевую нефть Венесуэлы. Вообще в мире есть три мощных ресурса для нефти с дисконтом $15-20 за баррель относительно эталонной марки Brent. Это венесуэльская тяжелая нефть, иранская санкционная и российская нефть.
У китайцев есть российская, венесуэльская и иранская нефть. Причем иранская в поставках составляет примерно 12-15%, а в некоторые месяцы — 20%, российская — 11-12%, венесуэльской немного — 4-5%.
Тем не менее все вместе — довольно весомая часть от потребления. Если из экономики Китая уйдет дешевая нефть Ирана и Венесуэлы, для России это будет колоссальный плюс, так как китайцам будет труднее выкручивать нам руки.
Великобритания поддержала операцию США по захвату танкера Marinera. Британские власти рассматривают возможность досмотра и задержания судов, которые, как они считают, относятся к «теневому флоту» России. К чему нам готовиться?
— Британцы вспомнили традиции флибустьеров… Но сколько они танкеров этих перехватят? И потом, мимо какого-нибудь танкера может случайно пролететь СУ-35. Так бывает. И вы думаете, кто-то полезет туда? Никаких эсминцев не хватит на танкеры. Ну, захватят они два-три, но это же капля в море. И потом, когда российская сторона вежливо попросила вернуть российских моряков с Маринеры, это было исполнено без звука.
Этот год пройдет под знаменем борьбы — одни за Центробанк, другие — против. Вторые обвиняют его сотрудников в продажности американскому империализму и саботаже отечественной промышленности путем удержания высокой ставки. Все говорят о замедлении экономики. Ваше мнение?
— У Центробанка высокий потенциал доверия высшего руководства страны. У того, кто сидит в кресле председателя ЦБ, стоит задача сохранять стабильность финансово-кредитной системы, чтобы не рухнули банки, чтобы не упал рубль. Я бы посмотрел, что бы сделали критикующие, окажись они на этом месте.
Нам нужно следить, какие у нас будут цифры по инфляции. Мы считаем, что Центробанк в течение этого года будет потихоньку снижать ставку. К концу года она достигнет примерно 12-13%. Спешить с этим никто не будет, потому что есть много проинфляционных факторов.
Если завтра ставка внезапно станет 12%, все начнут брать кредиты, резко вырастет денежная масса, народ побежит с депозитов, попрет инфляция, причем попрет очень здорово. После такого, конечно, будут вопросы к ЦБ.
Низкий уровень безработицы мешает экономическому развитию?
— Да, сильно мешает. Нормальный уровень безработицы должен составлять примерно 3-4%, у нас он близок к 2%. Это значит, что у нас фатальный дефицит рабочей силы. Поэтому мы завозим индийцев, корейцев и представителей других стран. Они, кстати, нормально работают. Вполне дисциплинированные ребята.
На такой случай есть модель ОАЭ, вполне конкретная и очень комфортная для страны: приезжают люди, зарабатывают деньги, не привозя с собой семьи, а если привозят, должны оплачивать образование и здравоохранение.
Конкуренция за мигрантов в мире есть, но если вы думаете, что жизнь мигрантов в других странах медом намазана, то вы ошибаетесь. В тех же Эмиратах высочайший уровень цен на продукты, там вообще все дорого. Средний заработок мигрантов около $2000. Там на эти деньги не разбежишься. Рабочая сила нужна везде, и речь идет о дешевой и одновременно квалифицированной силе.
Не стоит забывать, что не во всех сферах она применима. Есть квалифицированные айтишники — айтишник он и в Африке айтишник, а есть квалифицированные банкиры, которые должны мыслить в одном культурном коде с клиентами. Поэтому завозить специалистов можно далеко не для каждой профессии.
Читайте также на DK.RU: Евгений Коган: на что ориентироваться инвесторам в эпоху глобального передела мира



