Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«50% покупателей — европейцы. И это начало». Как Joom, созданный россиянином, покоряет мир

«Хочу связать всех со всеми: чтобы французский сыр можно было быстро переправить в РФ, а турецкий рахат-лукум — в Испанию». Как спаситель «Одноклассников» пришел в интернет-торговлю и чего добился.

О том, что интернет-гипермаркет Joom создал россиянин, общественность узнала не так давно. Ворвавшаяся на рынок в 2016 году торговая площадка в этом году продаст товаров на $1 млрд. Ее «отец», Илья Широков, ранее создал первую в России соцсеть «Мой круг»,  работал с Юрием Мильнером и сделал «Одноклассников» самым доходным активом Mail.Ru. Для канала «Русские норм!» он рассказал Елизавете Осетинской*  о будущем интернет-торговли и заработке на инфлюэнсерах. Главное — в материале DK.RU.

Первый интернет-проект, которым занялся Широков, должен был составить конкуренцию порталу Job.ru, крупнейшей на тот момент доске объявлений о вакансиях. HeadHunter уже появился, других игроков на рынке не было.

Мы сделали сайт itpeople.ru, в планах было сделать такие же по другим профессиям — hrpeople, financepeople и так далее, но быстро поняли, что привлечение одного резюме будет обходиться нам в $1. У HeadHunter уже тогда был миллион резюме, денег на конкуренцию с ними у нас не было. Мы огляделись вокруг, увидели LinkedIn и решили повторить, — рассказывает Широков.

Быстро «Мой круг» стал самым горячим интернет-стартапом в России. Ежедневно в сервисе регистрировалось по 5–10 тыс. новых пользователей — гигантская цифра для 2005 года, когда все население рунета не превышало 10 млн пользователей.

Широков в этом же году поступил в бизнес-школу в Стэнфорд и собирался уехать на два года, поэтому его начальник решил продать «Мой круг» «Яндексу». В прессе в то время называлась сумма $1,5 млн, Широков не комментирует ее и сегодня.

Читайте также: «Русские привыкли строить бизнес в одиночку и с нуля, часто это неэффективно»

Стэнфорд не подарил ошеломительных инсайтов, зато радовала питательная среда, состоящая из самых разных людей со всех концов света.

С тобой учатся, например, африканец, который помогает бедным в Уганде, и инвестбанкир из самого большого и успешного банка в мире. Ты общаешься с этими людьми, и вдруг понимаешь, как мир устроен, как работают те или иные вещи, — вспоминает Широков.

В 2008 году Широков получил возможность встретиться с Юрием Мильнером. Он запитчил инвестору идею для стартапа, а Мильнер сказал: «Не валяй дурака, заканчивай МВА и приходи работать на меня. Сделаем DST VC, ты станешь партнером, займешься инвестициями в рунет».

Широков принял предложение и уехал доучиваться — ему оставался еще год. За этот год Мильнер успел вложиться в Facebook, прогреметь с этой сделкой на весь мир и подготовить еще два входа — в Groupon и Zynga. Когда Широков вышел на работу, задачи по инвестированию в российские стартапы показались Мильнеру слишком мелкими. Он задумал IPO всех российских активов.

Перед выходом на биржу требовалось починить раздираемую акционерным конфликтом соцсеть «Одноклассники». Туда-то и направили выпускника Стэнфорда.

У меня не было опции не согласиться. Мне дали билет в Ригу и сказали: езжай. Я поехал с настроением: сделаю все возможное, но вряд ли что-то из этого получится.

За четыре года Широков увеличил EBITDA «Одноклассников» в 15 раз,  разрешил акционерный конфликт, при нем соцсеть начала генерировать 60% всей чистой прибыли Mail.Ru Group.

Рождение Joom

Я никогда не видел себя топ-менеджером ни Mail.Ru, ни какой-либо другой компании, — говорит Широков. Однако он застрял в Mail.Ru на четыре года.

«Сразу после IPO я пришел к [гендиректору Mail.Ru Group Дмитрию] Гришину: цели выполнены, я хочу заниматься своими проектами, увольняюсь. А он: останься на год, — и поднимает мне зарплату, довольно внушительно», — вспоминает Широков, детали контракта до сих пор защищены пунктом о неразглашении. Та же история повторилась через год, через два и через три. В конце концов зарплата Широкова стала «просто неприлично большой», и в 2014 году его наконец отпустили.

В то время у Широкова была идея сделать удобный хостинг для хранения личных фотографий, но Google уже запустил свой бесплатный сервис Google Photos, конкурировать с которым было утопической идеей. Широкову срочно нужен был новый план, ведь команда была уже собрана, офис снят, а деньги в проект он вкладывал из собственного кармана.

Мы стали анализировать, что в мире происходит, и поняли, что нам интересна ниша мобильной электронной коммерции. На Западе тогда ее доля не превышала 20–25%, а в Китае уже 90% транзакций проходили с мобильного телефона.

Широков вместе с Юрием Ивановым из «Одноклассников» и Ильей Рубиным из «Яндекса» решили действовать стремительно — они хорошо понимали, что прыгают в последний вагон уходящего поезда, рынок мобильной электронной коммерции рос и продолжает расти огромными темпами, но и основные игроки на нем пухнут как на дрожжах. Несколько месяцев промедления, и порог выхода на такой рынок стал бы слишком высоким для стартапа из России.

Стартовые вложения составили $20 млн. Помимо Широкова, денег дал инвестор Григорий Фингер, легендарная и таинственная личность, первый партнер Юрия Мильнера по фонду DST. Про Фингера говорят, что именно он — мозг всех сделок, благодаря которым инвесторы из России стали знамениты на весь мир. Широков говорит, что Фингер — очень мудрый человек, и называет его своим учителем:

Мы созваниваемся по несколько раз в неделю. Но он любит оставаться в тени, поэтому рассказывать что-то о нем я не буду.

Идея Joom оформилась 23 марта 2016 года, а дедлайн по запуску поставили на 1 июня 2016 года. За два месяца с небольшим программисты Широкова успели сделать прототип приложения, в котором не было даже корзины — покупать товары можно было только по одному и оплачивать каждый отдельно.

Проверка прошла успешно — люди начали скачивать приложение и заказывать товары из Китая, ассортимент тогда составлял 100 тыс. наименований. Первыми продавцами стали большие китайские торговые площадки, которые сотрудничают со всеми интернет-гипермаркетами и хорошо умеют отправлять свои товары за границу. Широков говорит, что выбрал Китай, потому что торговая инфраструктура там идеальна для экспериментов — и производители умеют посылать свои товары по всему миру, и покупатели уже привыкли заказывать оттуда разные вещи.

Идея Joom куда более масштабная, чем очередной гипермаркет китайского ширпотреба. Широков мечтает связать всех со всеми — добиться того, чтобы фермерский французский сыр можно было быстро переправить в Россию, а турецкий рахат-лукум, например, — в Испанию.

К январю 2017 года Joom достиг первого рубежа — в день пользователи покупали 10 тыс. товаров.

Как раз в этот момент на рынке появилась ниша, ведь AliExpress, раскачавший торговлю с Китаем и научивший людей в России заказывать что-то в интернете из другой страны, на рубеже 2016–2017 годов провел жесткую модерацию продавцов и начал убирать из приоритетной выдачи совсем дешевые небрендовые товары, — объясняет успех Joom партнер фонда REDAngels Марк Завадский.

В 2019 году каждая третья посылка, которая приходит на «Почту России» из-за границы, — заказ через Joom. Активная месячная аудитория приложения — 20 млн человек,  ежедневно покупки через сервис делают сотни тысяч пользователей.

При этом Россия для Joom — уже рынок номер два, на него приходится только 45% транзакций. 50% покупок делают жители Евросоюза. В феврале 2019 года магазин анонсировал, что добавил 10 тыс. товаров категории лакшери, произведенных во Франции.

На днях Joom открыл новый офис — в Люксембурге. Головная компания базируется в Риге, так что формально Joom — европейский стартап. Его выручка, по словам Широкова, — сотни миллионов долларов. Весной 2019 года Широков объявил, что запускает собственную логистическую компанию — Joom Logistics. Теперь большинство посылок консолидируются на складах Joom.

В Европе ценят не низкую цену, а качество услуги, — говорит Широков.

Широков говорит, что у него все под контролем — он не из тех, кто сжигает деньги, каждый пользователь стоит ровно столько, сколько компания готова заплатить за него. Впрочем, размер прибыли или убытков он не раскрывает, а этот показатель напрямую влияет на оценку компании.

Оборот и выручка — важные показатели, но еще важнее для инвестора понимать, есть ли у компании доход и как, когда и почему основатели и инвесторы вернут вложенные в бизнес деньги, — считает управляющий партнер iTech Capital Глеб Давидюк.

Доходы Joom складываются, как и у стандартных маркетплейсов, из комиссии — 5–15% от цены товара. Еще Широков надеется заработать за счет инфлюэнсеров. Пока все покупают рекламу у блогеров, он предлагает любителям снимать обзоры и распаковки, делая это прямо в приложении Joom, которое с каждым новым обновлением все больше напоминает Instagram.

В нашей экоситеме есть три стороны — маркетплейс, продавец и инфлюэнсер. Мы сделали биржу блогеров, продавцы могут свой товар предложить на бесплатный обзор, а если пользователь по ссылке от блогера сделает покупку, инфлюэнсер получит небольшой процент, — объясняет хитрость Широков.

В списке интернет-гигантов восемь американских компаний и две китайские. Я хочу, чтобы в этом списке появилась первая моя компания.

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.