Подписаться
Курс ЦБ на 23.12
79,31
92,86

А вместо сердца - биллинг

—  Биллинг операторов мобильной связи на слуху. А операторы проводной связи используют биллинговые системы? — Сейчас мы наблюдаем некоторое технологическое отставание традиционных

Слово биллинг появилось в лексиконе наших сограждан несколько лет назад. Теперь, если у оператора сотовой связи проблемы, то многие уверены — это «упал биллинг», а новоселы бизнес-центров интересуются, обеспечено ли здание конвергентным биллингом. О том, как развиваются программные комплексы, вычисляющие стоимость услуг связи для каждого потребителя, рассказывает Дмитрий Довгань, коммерческий директор компании «Восточный Ветер».

—  Биллинг операторов мобильной связи на слуху. А операторы проводной связи используют биллинговые системы?

— Сейчас мы наблюдаем некоторое технологическое отставание традиционных операторов от мобильного сектора, возможно, из-за недостаточного финансирования и отсутствия ресурсов. Разработчики биллинговых систем готовы предложить свои решения всем, но активного интереса проводные операторы пока не проявляют. Спрос еще не сформировался, но ситуация может измениться в любой момент. И мы, как разработчики, к этому готовы — наши решения универсальны, их могут использовать операторы как фиксированной, так и мобильной связи.

— Что произойдет, если проводные операторы все-таки обратят внимание на биллинг?

 — Все изменится только в лучшую сторону — появятся новые тарифные планы, ценовая политика станет гибче. Биллинг позволит многое, вплоть до SMS на стационарном телефоне. В Европе этот сервис развит, у нас же его просто нет. Услуги SMS очень удобны и перспективны, к тому же дешевы. Возможно, после внедрения «повременки» что-то изменятся.

— Сейчас много говорят о конвергентном биллинге, объединяющем несколько видов услуг. Насколько он интересен разработчикам и заказчикам?

— Конвергентные решения будут востребованы всегда. Именно в эту сторону будут развиваться биллинговые системы. Сейчас конвергенция все больше проникает в область сотовой связи, возникла необходимость тарификации не только голосового трафика, но и передачи данных. Это важно и для пользователя, и для оператора. Постоянно появляются новые услуги, их надо как-то тарифицировать. Поэтому требования постоянно растут.

Насколько оператор зависит от биллинговой системы?

— Очень сильно — изощренность маркетинговых предложений диктуется именно возможностями биллинговой системы. Чем они шире, тем больше свободы творчества у маркетологов. Бесплатные минуты, разная стоимость звонка, скидки на определенные разговоры — все под контролем биллинга. Тот же конструктор тарифов у «Уралсвязьинформа» — заслуга не только маркетологов, но и разработчиков.

— Как будут изменяться биллинговые системы в дальнейшем?

— Одним из наиболее важных тенденций станет развитие сетей следующих поколений. Им необходима соответствующая инфраструктура, именно этого захотят операторы от разработчиков. 3G требует нового подхода к тарификации. Задача разработчиков — создать решение, которое будет гибко учитывать разнородный по своей природе трафик. В сетях передачи данных может применяться тарификация с учетом целого комплекса параметров — объем данных, направление, тип и ценность информации. Кроме того, системы должны «научиться» тарифицировать новые услуги: взаимодействие с приложениями Интернет, передачу информации с высоким качеством и скоростью. Это сложные задачи, но вполне решаемые.

Преимущества отечественной действительности

— Как «Восточный ветер» стал одним из крупнейших разработчиков биллинговых систем в России?

— Прошлым летом компания отметила семилетний юбилей. А начиналось все в 1997 г., когда группа энтузиастов взялась за разработку системы голосовой почты для «Уралвесткома». Сначала у нас был один менеджер и два программиста с физтеха. В течение полутора лет компания развивала только этот продукт, но постепенно появлялись новое ПО в области клиентского сервиса. Потом было принято стратегическое решение о расширении линейки продуктов. Одним из новых направлений стало создание систем для автоматизации расчетов за услуги связи. Ставку сделали на биллинг как на систему автоматизации всех ключевых бизнес-процессов. Это сердце компанй — операторов мобильной связи.

— Можно ли сравнивать биллинговые системы с корпоративными информациоными?

— Это продукты одного класса со схожей целью — автоматизация деятельности предприятия. Биллинговая система затрагивает все бизнес-процессы, связанные с предоставлением услуг связи. С одной стороны, это абоненты, операторы абонентского отдела, с другой — коммутационное оборудование, с третьей — партнеры: роуминговые, контент-провайдеры, банки. Все, что касается абонентов и тарификации, касается и биллинга.

В России почти не производится оборудование для мобильной связи. Как получилось, что рынок биллинговых систем оказался практически целиком занятым российскими разработчиками?

— Сотовая связь появилась у нас позже, чем на Западе. У операторов было два пути — либо приобрести готовые решения, либо разработать их самим. Решения тогда можно было купить только за рубежом, а там совсем другие цены и другие подходы к построению систем. У нас даже термин «биллинг» понимают по-своему. В Европе биллинг — это тарификатор в узком смысле. Их программные приложения выполняют отдельные задачи — контролируют тарификацию, роуминг, интеграцию с коммутатором и т.д. Причем в каждом сегменте свои поставщики — это, по сути, отдельные рынки. В России биллинг понимается шире и автоматизирует всю совокупность бизнес-процессов оператора. Наши предприятия не стали работать с иностранными поставщиками, тем более что их продукты не были адаптированы под российскую действительность.

— Чем российская действительность в данном случае отличается о западной?

— У нас совсем другая бухгалтерия. Но это всего лишь один из самых характерных примеров, на самом деле — их много. Западные решения на тот момент не были достаточно гибкими. И поэтому операторы начали разрабатывать все самостоятельно — старались без больших затрат создать программный продукт. В 1998 г. как раз случился кризис, он окончательно укрепил местных разработчиков. Так и появился уникальный российский рынок.

— Что такое рынок биллинговых систем для операторов сотовой связи?

— В этом сегменте царит «монополистическая конкуренция». Количество поставщиков ограничено. За время существования биллингового рынка из множества различных компаний выделились лидеры — те, кто смог доказать высокое качество и широкие возможности своей продукции. Их системы жизнеспособны и востребованны. Таких лидеров, диктующих свои условия, на рынке — 3-4 компании, в том числе «Восточный Ветер». Это единственный крупный разработчик за пределами двух столиц. Особенность нашей компании в том, что мы, по сути, сумели создать третий биллинговый центр в России.

 — Насколько российские системы могут конкурировать с западными аналогами?

Программное обеспечение с лейблом «made in Russia» может вполне успешно соперничать с западными продуктами. Наши разработки не менее качественны и при этом выигрывают в цене. Но пока еще в сознании потребителей живет миф о том, что российское ПО не конкурентно на международном уровне. Сейчас этот стереотип постепенно преодолевается. Мы неоднократно сталкивались с ситуациями, когда на тендерах с участием западных компаний побеждали отечественные.

— Среди ваших клиентов есть региональные предприятия. Сейчас много говорят, что  со временем всех их поглотит «большая тройка». Как это может повлиять на ваш бизнес?

— Разговоры о том, то операторы «большой тройки» съедят мелких операторов, начались лет 5 назад, когда о «Мегафоне» еще никто не слышал. Было много вариантов развития событий. Приход федералов в регионы обострил конкуренцию. Это стало катализатором для развития региональных операторов и привело к росту спроса на программные решения для связи. В этом плане мы помогаем своим региональным клиентом поддерживать и наращивать свои преимущества перед федералами.

— «Уралвестком» после входа в «Скайлинк» продолжит сотрудничество с вами?

— Мы давно работаем с этой компанией по CDMA и активнее всего по системам абонентского сервиса. У меня нет сомнения в том, что отношения продолжаются. У нас уже есть опыт работы в подобных сетях. Первая региональная сеть CDMA в Удмуртии запущена именно на нашем программном обеспечении. У нас есть реализованные проекты и за пределами России.

ПОДВЕРСТКА

Что такое биллинг?

Биллинговая система (БС) — программный комплекс, вычисляющий стоимость услуг связи для каждого клиента и хранящий информацию обо всех тарифах и прочих стоимостных характеристиках, которые используются телекоммуникационными операторами для выставления счетов абонентам и взаиморасчетов с другими поставщиками услуг. Цикл выполняемых биллинговыми системами операций называется биллингом. Кроме мобильной связи, БС активно разрабатываются и используются Интернет-провайдерами, внедряются в коммунальной сфере.

Самое читаемое
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
  • От 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие УралаОт 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие Урала
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.