Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

Александр Ковальчик: «Экономике необходим оптимизм, иначе развития не будет»

«Для процветания региона необходимо делать его привлекательным не только для инвесторов, но и прежде всего — для его жителей». Последнее интервью Александра Ковальчика в статусе министра экономики СО.

Обновление. 24 января стало известно о том, что Александр Ковальчик покидает пост министра и переходит в администрацию Екатеринбурга на должность вице-мэра. Ранее этот пост занимал Алексей Кожемяко, который, в свою очередь, перешел на работу на «Уралмашзавод».

Ровно год назад министром экономики Свердловской области стал Александр Ковальчик, до этого восемь лет возглавлявший екатеринбургский МУП «Водоканал». Подводя в беседе с DK.RU итоги первого года работы в должности министра, он рассказал, чего региональные власти ждут от местного бизнеса, на сколько средняя зарплата в регионе отстает от общероссийской, что же такое агломерация и зачем ее создание необходимо контролировать и почему инвестиционный вычет дадут не всем отраслям, хотя и очень хочется. 

DK.RU неоднократно писал о том, чего бизнес ждет от власти. А чего правительство Свердловской области ждет от регионального бизнеса?

 Давайте начнем с того, что все-таки власть существует для бизнеса, а не наоборот. Поэтому мы можем только надеяться на то, что местные компании будут по-прежнему реализовывать свою политику социальной ответственности  таких примеров у нас в регионе много.

Но на две проблемы все-таки стоит обратить пристальное внимание. Первая  это зарплата. По средней заработной плате мы сегодня отстаем от среднероссийских показателей уже больше чем на 4 тыс. руб. Уточню, речь идет о негосударственном секторе экономики, рыночное развитие которого власть не имеет права регулировать. Для бизнеса это, безусловно, плюс: себестоимость продукции снижается, а конкурентоспособность растет. Но для региона это большой минус. Во-первых, это тормозит развитие торговли и сферы услуг, а во-вторых, снижает уровень жизни населения, а значит, и конкурентоспособность региона. Сегодня очень многие жители отдаленных территорий работают вахтовым методом, зарабатывая деньги в Югре, на севере Прикамья или совсем уезжают из региона «за длинным рублем». А хочется, чтобы они оставались у нас, обзаводились семьями, платили здесь налоги.

Вторая проблема  инвестиции. Сегодня бизнес вкладывает деньги в развитие, но делает это очень неуверенно. Прибыль предприятий растет  по итогам 2018 г. этот прирост составил 30%, но большая часть заработанного складывается в кубышку, а не работает в экономике. Кто-то боится новых кризисов и создает подушку безопасности, кто-то откладывает деньги для того, чтобы, если этот самый кризис случится, скупить активы, которые можно выставить на продажу. В результате инвестиционная активность в прошлом году заметно снизилась.

Вслед за бизнесом откладывать деньги начинает и население  средства не идут в экономику, а оседают на депозитах. Чтобы изменить эту ситуацию, нужно поменять настрой с пессимистичного на оптимистичный  психология в экономике очень важна! Поэтому от бизнеса мы ждем двух вещей  оптимизма, выраженного в том числе и в инвестициях, и роста зарплаты. А мы в свою очередь должны дать предпосылки для этого оптимизма. 

И каким образом можно сделать экономику более оптимистичной?

 Во-первых, информирование. Во-вторых  принятие оптимистичных решений, в том числе и введение налоговых льгот для предпринимателей. Это показывает, что государство не стремится забрать у бизнеса последнюю копейку, а стимулирует его развиваться. 

Александр Ковальчик: «Экономике необходим оптимизм, иначе развития не будет» 1

Вы имеете в виду инвестиционный вычет, о котором в последнее время ведется столько споров?

 В том числе. Инвестиционный вычет (частичный или полный возврат налога на прибыль бизнесу, который инвестирует деньги в определенный проект или сферу экономики,  ред.)  очень хороший инструмент, но вводить его следует аккуратно. Собственно, вокруг вопроса «кому давать?» и ведутся споры.

Представители всех бизнес-объединений, так называемая «большая четверка», которая выражает общее мнение всех уральских предпринимателей, считает, что вычет необходим инвесторам из всех сфер экономики. Но в бюджетно-налоговой структуре налог на прибыль составляет примерно треть, и если мы всем дадим налоговый вычет, трети регионального бюджета у нас просто не будет. Мы бы и рады дать преференции всем, но это просто невозможно.

Поэтому инвестиционный вычет необходимо вводить точечно  в тех отраслях, которые мы бы хотели развивать наиболее активно. Например, у нас в регионе есть все предпосылки для расцвета рынка ИТ, но многие умные ребята, которые могут достичь больших успехов в этой отрасли, сегодня просто уезжают в Москву  за более высокой зарплатой, за перспективами. Точечное налоговое стимулирование ИТ позволило бы удержать здесь ценных специалистов и сформировать профессиональный кластер, в котором бы производили продукты и услуги с высокой добавочной стоимостью. Стоит учесть еще и то, что ИТ  вещь межотраслевая, она способствует развитию самых разных сфер жизни и экономики — от «умных» датчиков в ЖКХ до цифрового производства, поэтому мы и делаем на нее ставку. Еще одна перспективная отрасль  деревообработка. В регионе огромные запасы сырья и высокий спрос, при этом этот сектор экономики развивается довольно медленно. Такие вещи нужно стимулировать точечно. 

Оптимизма региональной экономики могло добавить проведение ЭКСПО в 2025 году, однако мы проиграли гонку за право принимать у себя выставку. Будут ли реализованы  хотя бы частично  те проекты, которые планировались для нее?

 Губернатор Евгений Куйвашев четко заявил, что реализовано будет все, что запланировали. К сожалению, не так быстро, как хотелось бы, но будет. Построим умный город, реконструируем набережную Исети и городского пруда, сегодня вовсю обсуждается резервирование земельных участков на ВИЗе. 

Мы планировали в случае проведения ЭКСПО у нас после выставки раздать по «кусочку» выставочного центра каждой из стран-участниц. Представляете, это была бы площадка, на которой представлен практически весь мир  фронт-офисы 130 стран, с помощью которых можно было бы выходить на экспорт со своими товарами, услугами, предложениями! К сожалению, сделать этого не удалось, но, как бы то ни было, мы намерены стягивать в регион любые крупные международные мероприятия: опыт Чемпионата мира по футболу показал, что это дает сильный толчок для экономики. Четыре матча в нашем городе прибавили в оборот торговли и сферы услуг (а в этих отраслях последние пару лет наблюдалось постепенное снижение) 26 млрд руб. Кроме того, это повышает интерес к разным сферам жизни. Могу судить по моей семье: после чемпионата сын, который был равнодушен к футболу, буквально заболел им. А если молодежь начнет фанатеть еще и от высоких технологий, от робототехники, от инновационного производства? 

«Дайте людям условия для достойной жизни их детей, остальное они сделают сами»

Александр Ковальчик уверен: самое главное в экономике  это планирование. Причем, в условиях кризиса или форс-мажора этот процесс становится еще более важным и нужным. А всевозможные стратегии и инвестиционные паспорта  это не пустой звук и «никому не нужные бумажки», а рабочие планы, без которых обойтись невозможно.  

Год назад, на первой пресс-конференции, которую вы провели уже в должности министра, вы говорили, что двумя основными проблемами нашей экономики являются низкая производительность труда и демография. Как эти проблемы сегодня решаются?

 Что делать с производительностью труда, мы хорошо представляем. Существует специальная программа  национальный проект, под реализацию которого выделяются средства. В Москве эту программу разрабатывали и поддерживают лучшие в стране специалисты в сфере повышения производительности труда, региональный офис проекта открывается у нас. Программа последовательно внедряется на предприятиях и должна охватить около 150 местных компаний. Этот процесс занимает полтора года, его уже реализуют у нас на четырех предприятиях.

Понятно, что это не слишком просто: владельцу завода нужно впустить сторонних специалистов во святая святых  производство, генеральному директору нужно учиться руководить по-новому. Но со временем польза от этого проекта станет очевидной — производительность труда повысится в среднем процентов на 30. 

Решить демографический вопрос куда сложнее. Во-первых, из-за демографической «ямы»: в фертильный возраст вошли женщины, рожденные в конце 90-х–начале 2000-х, а в то время просто рождалось очень мало детей. Во-вторых, сегодня в России, как и во всем мире, женщины стали обзаводиться детьми позже — первенца рожают в 28-30 лет. Наш регион в числе лучших по рождаемости — по этому показателю мы пятые в России, но этот показатель постепенно снижается везде. 

Александр Ковальчик: «Экономике необходим оптимизм, иначе развития не будет» 2

И что с этим делать?

 Мы должны сделать мам наиболее привилегированной частью общества. Проблему демографической ямы мы стараемся решить за счет роста количества многодетных семей, и за девять лет количество таких семей в регионе выросло втрое  до 55 тыс. семей. Жительницы области действительно поверили в то, что они смогут родить третьего и четвертого ребенка, что их семья сможет их обеспечить, что ребенок с трех лет гарантированно пойдет в детский садик  мы смогли обеспечить всех местами в детских садах. Следующий шаг  увеличение мест в яслях, потому что не у всех мам есть желание и возможность находиться в декрете три года, а также в школах: дети должны учиться в одну смену.  

В сфере естественного прироста населения делается все возможное, и все делается правильно. Другое дело, что демография зависит не только от рождаемости, но и от миграции населения. Мы должны стать привлекательным для жизни регионом, и если мы не можем похвастаться хорошим климатом, как, например, Краснодарский край, нужно предложить людям комфортные условия жизни и перспективы.

Мы долгое время обсуждали с главами муниципалитетов, почему люди уезжают из городов, которыми они руководят, и как их там удержать, и пришли к неожиданному выводу. Причины, которые лежат на поверхности  нехватка рабочих мест, нехватка жилья, как правило, оказывались несостоятельными: и места есть, и жилье можно найти. Почему же уезжают? А причина везде в основе одна и та же  в городах не созданы условия для развития семьи и детей. Если создать условия для развития детей  детские сады, школы, спортивные секции, хорошее медицинское обеспечение, люди останутся в этом городе. Они найдут себе работу, займутся бизнесом, будут жить там, несмотря ни на что. Сначала это было неочевидно, но потом мы четко осознали: на любой территории должно быть комфортно жить с семьей. Если это условие соблюдается, люди найдут, чем себя занять и как заработать. 

Поможет ли развитию региона формирование агломераций и укрупнение муниципалитетов? Об этом говорят не первый год, но вопрос этот спорный…

 Здесь очень важно начать с терминологии. Термин «агломерация» пока не прописан ни в одном официальном документе, но в нашем понимании, и мы на этом настаиваем, агломерация  это не укрупнение городов. Агломерация  это сформированные экономические связи между городами, у которых остаются свои границы, свои органы власти, свой бюджет и т.д. Со временем каждый муниципалитет поймет свою специализацию, осознает, что он может предложить соседним городам и как за счет этого получить свою выгоду. Например, Верхняя Пышма может предложить Екатеринбургу новые рабочие места  и от этого выиграют жители обоих городов, Сысерть  территорию для отдыха. И как только они начинают понимать свою выгоду, они стараются ее заполучить: Пышме хочется трамвайную линию, Сысерть вообще не отказалась бы от линии метро, которое могло бы поднять стоимость земельных участков в этом районе в разы. 

Если дело только в экономических связях, то зачем этим процессом должна руководить региональная власть? 

 Да, агломерация — это естественный процесс, его нельзя «навязать» сверху, но и пустить на самотек тоже невозможно. Как вы это представляете? Глава Сысерти приехал к главе Екатеринбурга и говорит: «Давайте строить метро», глава Верхней Пышмы также в частном порядке договаривается о трамвайной линии, а потом по очереди со своими предложениями приезжают все главы? А как реализовывать проекты, которые проходят на территории нескольких муниципальных образований? Например, что делать с высокоскоростной магистралью, которая будет проходить по территории четырех муниципальных образований, или реконструкцией станции Большое Седельниково, в процессе которой участвуют три муниципалитета? Этот процесс необходимо координировать, нужна единая площадка для обсуждения проектов. Именно этим и занимается региональная власть. 

Не ударит ли развитие агломерации по и без того во многом депрессивной свердловской глубинке?

 Федерация действительно видит в агломерациях точки экономического роста. Но параллельно вполне можно поддерживать деревню, которой всегда была сильна Россия. Я считаю, что небольшие муниципалитеты и отдаленные территории необходимо поддерживать и развивать, нужно обеспечить каждую такую территорию хотя бы определенным уровнем комфорта и бытовых услуг.

Министерство промышленности и науки Свердловской области предложило составить карту территорий по этому критерию. Условно: в городе с населением до 10 тыс. человек обязательно должны быть банкомат, интернет, почтовое отделение, транспортное обслуживание, аптека. В городе с населением до 50 тыс. человек этот перечень расширяется  и так далее. Это позволит не только сделать жизнь на любой территории комфортней, это станет хорошей картой для инвестора: с ее помощью можно определить, где стоит открыть аптеку, где — магазин, и где эти услуги будут гарантированно востребованы. В 2019 году мы планируем сформировать общую стратегию развития области по отдельным отраслям  медицина и здравоохранение, сельское хозяйство, промышленность, физкультура и т.д. И уже на основе этой информации будут разрабатываться инвестиционные паспорта отдельных территорий. 

Александр Ковальчик: «Экономике необходим оптимизм, иначе развития не будет» 3

Проект одной отраслевой стратегии — стратегии промышленного и инновационного развития Свердловской области до 2035 года — был одобрен в ноябре прошлого года. Согласно этому документу, через 15 лет объем производимой промышленной продукции вырастет с нынешних 1,7 трлн в год до 9,6 трлн руб. Способен ли регион достичь такой цели?

 Да, мы сможем достичь поставленных показателей, даже если будем развиваться по инерционному сценарию. В последние несколько лет промышленность Свердловской области демонстрирует устойчивый рост — по итогам 2018 г. прирост по этому сектору экономики составит не менее 8%. Для сравнения: в среднем по России этот показатель составляет чуть более 3%. Промышленность действительно остается одним из двух столпов нашей региональной экономики (второй  торговля, которую очень подтолкнул своим развитием Екатеринбург в начале 2000-х).

Наши промышленные предприятия успешно преодолели все трудности и кризисы, начиная с 2008 г., и доказали свою жизнеспособность. Несколько лет назад никто всерьез не рассматривал, например, товары нашего машиностроительного сектора, в прошлом году производство машин и оборудования в области выросло в 1,5 раза, причем, продукцию наших заводов покупают в том числе и за границей. В структуре экспорта (а он уже составляет около $7 млрд) значительную долю составляет именно машины и оборудование.

А чего вы ждете от менее отдаленного будущего? Как будет развиваться региональная экономика в наступившем 2019-м году?

 Рост в экономике, и прежде всего в промышленности, продолжится. Хорошо бы, чтобы сохранились темпы 2017-2018 гг., но мы даем более осторожный прогноз, рассчитывая, что промышленное производство вырастет на 3,2-3,5%. Скорее всего, динамика будет больше, но лучше уж прийти на заседание бюджетного комитета и, посыпав голову пеплом, сказать, что у нас образовались лишние 15 млрд руб., чем просить деньги в случае недосбора налогов. 

Я очень рассчитываю на то, что мы сможем в этом году завершить или хотя бы сделать большую часть работы по составлению стратегии развития региона в целом, его отдельных отраслей и территорий. Это не сделает экономику полностью управляемой  на нее влияет слишком много факторов  но позволит изменить подход к управлению территориями, сделает все процессы более предсказуемыми и эффективными.

При этом сформируется преемственность в управлении: новому главе, который пришел на смену предыдущему, не придется изобретать велосипед  он просто с того же места продолжит развивать территорию, которую ему доверили. Ну, и третье  я надеюсь, что нам удастся изменить отношение к экономике у жителей региона и предпринимателей: они станут относиться к экономическим процессам более оптимистично, а это отразится на инвестициях и благотворно скажется на росте зарплат. 

Александр Ковальчик: «Экономике необходим оптимизм, иначе развития не будет» 4
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.