Подписаться
Курс ЦБ на 23.12
79,31
92,86

Александр Люлькин: С чужаками больше не работаю, свои специалисты лучше

Идею создания первой в Екатеринбурге сети кофеен Александр Люлькин предложил акционерам компании «Уралспецторг», когда сервисом для тяжелого машиностроения заниматься стало невыгодно. И он получил

Идею создания первой в Екатеринбурге сети кофеен Александр Люлькин предложил акционерам компании «Уралспецторг», когда сервисом для тяжелого машиностроения заниматься стало невыгодно. И он получил карт-бланш на ее воплощение. Отсутствие опыта и кадров в новом деле Александр поначалу пытался компенсировать, приглашая консультантов из Москвы и Европы. Однако кофейная сеть каждый раз проваливалась в пустоту, пытаясь опереться на чужой опыт. Теперь команда Люлькина рассчитывает на свои силы и местных специалистов.

Александр Люлькин
гендиректор сети «Кофейня № 7»

Я трижды встал на одни грабли, прежде чем принял жесткое решение не иметь больше дел с заезжими, особенно иностранными специалистами. Такой вывод напрашивался еще после первого неудачного опыта, но в той ситуации мне казалось, что другого выхода нет. Возможно, так оно и было: мы начинали дело, новое не только для нас, но и для Екатеринбурга. Здесь уже было шесть кофеен, но единичных, а мы изначально собирались строить сеть, да еще со своим кондитерским производством.

Объехал все кофейни в Москве и решил пригласить в качестве консультантов менеджеров из «Шоколадницы» – она понравилась уютом, сервисом. Я конкретно сказал, чего хотим и сколько готовы платить. Они согласились: москвичи всегда нюхом чуют, где копейку можно заработать. Буквально через неделю они были здесь. Им категорически не понравились местные кофейни: хотя располагались в проходных местах, народу очень мало и цены низкие. И вообще все не так, не по-московски. Они прямо сказали, что этот бизнес здесь не пойдет. Честно говоря, я даже не дрогнул: была какая-то уверенность в том, что екатеринбуржцы, как и москвичи, наверняка тоже захотят попить кофе и газету почитать. И попросил соблюсти первоначальные договоренности. Заключили договор на разработку бизнес-плана трех кофеен.

Первая трещина пошла уже при выборе названия. Они предлагали затратные варианты бренда, например, «Кофе-Мама» – сразу видишь толстую негритянку-барменшу, полных официанток, интерьер под Бразилию. Мы сами перелопатили гору литературы, в патентное бюро заявлялись, наверное, раз 30 с разными названиями – никак. Не найдя общего языка с москвичами, я пошел к Владимиру Касюкову («Игрек»), мы с ним знакомы лет шесть. Не раз с Володей за чашкой кофе обсуждали вариации. И как только он произнес «Кофейня номер семь», я сказал: «Все. На этом останавливаемся».  Сразу было понятно, что это легко развить и создать легенду для продвижения. Реакция москвичей была резко отрицательной: «Что такое «Кофейня № 7»?! Вы нас опозорите!»  На что я сказал: либо называемся так, либо не работаем с вами. Они смирились. С кислой миной.

Потом сразу началось второе столкновение. Я видел наши заведения как демократичное, уютное, спокойное место для общения. А они твердили, что цены надо задирать, потому что приезжие – люди с деньгами немеренными. После этого общаться стало еще сложнее. Они и до этого приехали всего пару раз, а после вообще перестали появляться, несмотря на наши настойчивые призывы –  электронная почта, телефон. Дальше – больше. Нас не устраивал ни их подход к набору персонала, ни меню – они предлагали торговать еще и пивом. Запах кофе и пива – адская смесь! В общем, точку в сотрудничестве мы поставили еще до открытия первой кофейни. В сентябре они начали твердить: давайте перенесем срок открытия… А у меня уже назрело и наболело: акционеры на меня не давили, но я ведь взял на себя обязательства, настоял на своем, более сжатом по времени, варианте бизнес-плана и привык держать свое слово.  Концепцию доделывали сами вместе с «Игреком». Судя по популярности заведений, она работает.

У меня разочарование от первого неудачного опыта работы с консультантами было даже больше, чем у других: это ведь я выбрал «Шоколадницу». Но предлагаемое резко отличалось от того, что я видел в Москве. Сейчас уже понимаю, что они, скорее всего, в то время имели планы захода в регионы, и хотели через нас пробить ситуацию. Но разочарование разочарованием, а вопрос, чем кормить народ, повис. Опять-таки местная социологическая фирма «Фонд Социум» провела опрос и выяснила, что люди не хотят заморозки и существующих кондитерских изделий. Надо делать что-то свое. А кадров нет – всю Свердловскую область прошерстили. Опять поехал в Москву. Поставщики оборудования помогли найти шеф-кондитера. (Кстати, его у нас переманили еще до открытия, и мы потом в Екатеринбурге человека нашли.) Но печь он умел, а запустить оборудование в работу – нет. Снова в Москву. Нам порекомендовали профессора кулинарии из Австрии. К его приезду мы оборудование уже расставили – местные технологи и поставщики помогли. Австрийцам – профессор с помощником прилетел – все понравилось. Хорошие мужики, сразу видно – привыкли руками работать. Началось обучение. Общались через переводчика, тому постоянно приходилось по словарю искать специфические слова. И наши кондитеры пытались записывать каждый шаг, переспрашивая по десять раз. Потом выяснилось, рецептура у всех оказалась разная. Ситуация была немного смешная, но оборудование они нам помогли освоить. А вот пробная партия не понравилась: все красиво, но после пары ложечек пирожного понимаю, что больше не хочу. Слишком приторно, слишком навязчиво, все слишком. Как-то не по-русски. А главное, австрийцы не могли работать на натуральном сырье, только на смесях, что нам не подходило. После этого я четко сформулировал для себя правило: качество изделий мы должны задавать сами, на свой русский вкус.

Наконец наша первая кофейня заработала. Почувствовали, народом она востребована. Но трехмесячный опыт одной кофейни на сеть не перенесешь. В принципе, мы уже начали строить систему стандартизации, и я понимал, какая примерно должна быть управленческая структура, но до конца не был в ней уверен. Поэтому стали искать консультанта. После того, как нам попалось несколько публикаций о том, что в Челябинске с помощью господина Костича открыли несколько точек, в том числе и кофеен, вышли на него. Встретились, поговорили. Он согласился стать нашим консультантом, но сразу намекнул, что на постоянную работу к нам не пойдет: мол, приезжал тут Павел Кукарских (сеть «Малахит») пытался меня переманить, но город у вас сложный. Однако приехав в Екатеринбург, он как-то неожиданно согласился на переезд. Меня это удивило: в большую сеть не пошел, а к новичкам… Но не остановило: по концепции, по управленческой схеме у нас с ним расхождений не было.

А дальше начались будни: с госорганами, строителями, подбором персонала, непониманием требований СЭС  и постоянными ссылками «а у нас в Сербии». А у нас в Екатеринбурге все было «неправильно и некрасиво, персонал необучаемый».  Я могу понять менеджера, который завален кипами бумаг и пытается решать вопросы с СЭС, другими госорганами.  А Костича многие реалии российской действительности просто выводили из себя.  Его отношение к персоналу не стыковалось с нашими командными правилами и атмосферой. Через пять месяцев (у нас все еще была только одна кофейня) ситуация дозрела. После очередного конфликта с менеджерами он взорвался: «Я не готов работать в таких условиях», – на что получил ответ: «И мы не готовы». Расстались мирно. Но на сегодняшний день у меня жесткая установка: хватит играть с «привозными» специалистами. Если кого и привлекать, то человека, знающего не только данное направление деятельности, но и точно «приземленного» к нашему региону. Или воспитывать своих. А человека на сеть мы нашли – в Екатеринбурге.

Главное, что не сломались в ситуации, когда раз за разом проваливались в пустоту, пытаясь опереться на чужой опыт. Наоборот, поверили в свои силы, научились самостоятельно набирать знания и перерабатывать, адаптировать их к местной специфике. За два года мы, уже без помощи консультантов извне, наладили работу пяти точек, и до конца этого года планируем открыть еще пять кофеен и одно арт-кафе – совершенно новое заведение для города. А к 2010 году мы намерены зайти в крупнейшие города Уральского региона, уже сейчас оттуда предложения о сотрудничестве получаем. Сейчас я твердо знаю, что пойдем туда либо как консультанты по обучению персонала и оборудованию, не навязывая свого видения, либо со своей маркой и концепцией – спасибо за хороший урок москвичам.

Самое читаемое
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
  • От 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие УралаОт 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие Урала
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.