Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Александр Мишарин: Больше инвесторов

Полтора года назад Александр Мишарин выступил в «ДК» и назвал несколько основных, по его мнению, ориентиров для области (см. «ДК» № 16 от 4 мая 2010 г.). Главный его вывод — кризис вынудил менять с

Экономика Свердловской области совершит рывок благодаря новому позиционированию, международным выставкам и налоговым льготам для инвесторов, считает губернатор Александр Мишарин. Несколько новых крупных налогоплательщиков уже есть, международные выставки — начались. Количество усилий может перейти в качество рывка в 2012 г. — если победит заявка Екатеринбурга на ЭКСПО-2020.

Полтора года назад Александр Мишарин выступил в «ДК» и назвал несколько основных, по его мнению, ориентиров для области (см. «ДК» № 16 от 4 мая 2010 г.). Главный его вывод — кризис вынудил менять структуру экономики. Одна из причин — область по показателям инвестиционной деятельности стоит в шестом десятке российских регионов. На примерах последнего года г-н Мишарин рассказал «ДК», за счет чего он намерен переломить ситуацию.
Полтора года назад вы говорили «ДК», что кризис привел и власть, и бизнес к неизбежности инноваций. Для частных компаний это справедливо. А к каким действиям кризис подтолкнул регион? Его экономика по-прежнему базируется на металлургии.
— На самом деле антикризисные меры как раз связаны с формированием новой экономики — рыночной, но более защищенной от колебаний рынка. Главная цель (я ставил такую задачу) — сформировать запас прочности. Чтобы экономику не трясло, если нестабильны внешние рынки. Один из страховочных механизмов — публично обсуждать самые важные документы. Так принималась Программа социально-экономического развития области до 2015 года: мы обратились к опыту промышленников, к мнению экспертов. Кстати, получили десятки ценных предложений — и они вошли в окончательный текст программы.
То есть раньше мнение бизнеса не учитывалось?
— Скорее, мы лишний раз убедились, что полезно прибегать к помощи коллективного разума.
А он подсказывает какие-то принципиально новые решения?
— Да. Например, идею кластерной организации производства подали промышленники. Серьезный бизнес готов работать в рамках кластеров. Да и принудительно такие вопросы не решаются, я вас уверяю.
Раньше регион ориентировался не на кластеры, а на создание отдельных технопарков. Чем плоха эта идея?
— Будем честны. Прежняя модель экономики Свердловской области устарела. Чтобы создать зоны опережающего развития — а мы именно этого хотим, нужны современные формы взаимодействия предприятий. Все предпосылки для кластерного развития промышленности на Урале есть: высокая концентрация производства, наличие производственных ядер, развитая кооперация, ресурсы, научно-технологическая база Я могу долго перечислять. Крупные кластерные проекты — биомедицинский, химический, трубный и другие — усилят конкурентные преимущества уральских заводов. Но мы не отказались от развития технопарков. Эти две модели будут действовать одновременно.
Какие проекты приоритетны для привлечения внешних инвесторов?
— Давайте по порядку. Мы заинтересованы в любых, в том числе иностранных инвесторах. У нас, к сожалению, пока не самые хорошие показатели инвестиционной деятельности: 51-е место среди субъектов РФ, или, если так понятнее, 12 копеек инвестиций на рубль отгруженной продукции в промышленности. Норма инвестиций, их отношение к внутреннему региональному продукту, составляет около 25%. А должно быть — 35-40%.
Приоритетных направлений, которые мы готовы предложить инвесторам, несколько. Это и туристско-рекреационная зона «Духовный центр Урала» в Верхотурье, и биомедицинский кластер: он ориентирован на выпуск лекарств нового поколения и медтехники по евростандарту GMP. Один из главных проектов — особая экономическая зона «Титановая долина» в Верхней Салде. Я считаю прошлогоднее решение Владимира Путина создать эту ОЭЗ историческим. Оно определило одно из направлений развития региона на много лет вперед.
Иностранные компании, которым в апреле презентовали концепцию ОЭЗ, отнеслись к ней с осторожным интересом: в «Титановой долине» нет инфраструктуры.
— Это вопрос времени. Переговоры с зарубежными инвесторами продолжаются, мы чувствуем серьезный интерес к проекту. А 17 августа была одобрена регистрация первого резидента ОЭЗ — ООО «ВСМПО — Новые технологии». Компания пошла на наше условие: в обмен на огромные налоговые преференции в первые три года обеспечить объем капитальных вложений не менее чем 3 млн евро. В целом же участвовать в «Титановой долине» могут любые промпредприятия, выпускающие продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Как ловить инвестора на крупного инвестора
Александр Мишарин много лет проработал в структуре РЖД и Свердловскую область в своих речах любит сравнивать с локомотивом. Железнодорожное прошлое губернатора вспомнили, когда здесь прописалась «дочка» РЖД, крупнейший грузовой оператор — Вторая грузовая компания (ВГК), которой на первое время дали огромные налоговые льготы. Теперь г-н Мишарин мирит ее с промышленниками. И ждет, что вслед за ВГК в перевозки и логистику придет вторая волна инвесторов — компании поменьше.
Регистрацию на Урале «дочки» РЖД, Второй грузовой компании, называют вашей личной победой.
— Меня куда больше радует то, что вслед за ВГК — и это совершенно точно — в регион пойдут крупные транспортные, логистические, перевозочные компании. Но не только они. Например, концерн «Оптические системы и технологии», в состав которого входит УОМЗ, пришел в область как налогоплательщик уже после ВГК. Будут и другие крупные структуры.
Чем вы собираетесь их привлечь?
— Практика показывает, что активность инвесторов лучше всего стимулируют налоговые льготы. Например, для вновь созданных в Свердловской области организаций с уставным капиталом не менее 10 млн руб. действует льготная ставка по налогу на прибыль — 13,5% в течение пяти налоговых периодов подряд. Компании, которые наращивают основные фонды в регионе, освобождаются от части налога на имущество. Аналогично — на три периода подряд — этот налог отменяется для организаций, вводящих в эксплуатацию железнодорожные грузовые вагоны. Эти преференции, кстати, и позволили привлечь Вторую грузовую компанию. Общий объем ее парка должен составить более 180 тыс. вагонов. Когда льготный период истечет, эти вагоны принесут бюджету области 4,2 млрд руб. налога на имущество. А с 2014 г. — более 5 млрд.
Но пока промышленники чаще ругают ВГК: масса нареканий к тому, как организованы перевозки, не хватает вагонов. Какой выход вы видите?
— Кто же будет спорить с тем, что нужно сокращать простои и порожние пробеги вагонов? Власти тут выступают посредником: я, в частности, дал поручение премьеру Анатолию Гредину регулярно проводить встречи промышленников с руководством СвЖД, Первой и Второй грузовых компаний, держать этот вопрос на контроле. Железнодорожникам мы предложили создать пилотную версию электронной площадки, где будет полная информация и о тех, кто распоряжается вагонами, и о грузовладельцах. И думаю, что нехватка вагонов перестанет быть такой острой, когда закончится передача подвижного состава от ОАО «РЖД» компаниям-операторам. В том числе ВГК.
Уральские предприятия годами жалуются на дефицит мощностей. Вы в начале 2010 г. заявили, что проблема энергоэффективности — в приоритете. Что-то изменилось за полтора года?
— Это типичная проблема старопромышленного региона. Жизнь показала, что бесконечно наращивать энергомощности слишком дорого. Поэтому стратегия, прописанная в областной программе по повышению энергоэффективности, двойная: не только строить мощности, но и проводить жесткую экономию.
К 2020 г. мы собираемся снизить энергоемкость ВРП на 42%. То есть почти вдвое. К этому сроку общая экономия, по нашим расчетам, составит порядка 280 млрд руб. В прошлом году на реализацию программы потрачено 12,7 млрд руб., а сэкономить удалось более 4,5 млн т условного топлива.
Далеко не все бизнесмены готовы потратиться на энергосберегающие технологии.
— Как посмотреть. Промышленные предприятия, особенно крупные, переходят на них охотно. В сфере ЖКХ, в жилом фонде приборы учета массово устанавливают. А мы в этом вопросе начали с себя: все без исключения здания, где размещаются органы власти Свердловской области, оснащены приборами учета — всего их около 9 тыс. Экономию ощутили сразу. Поэтому в 2011 г. я поставил аналогичную задачу перед руководством муниципалитетов.
В жилищном строительстве пилотной площадкой по энергосбережению стал екатеринбургский район Академический. Его жители уже платят за ЖКХ ниже общегородского норматива в среднем на 33%.
С энергосбережением понятно. А что с вводом новых мощностей?
— В большой энергетике произошло событие, какого не было с начала 1980-х гг. На Среднеуральской ГРЭС запущен парогазовый блок на 410 МВт. Это первая газовая турбина нового поколения в энергосистеме Свердловской области: с повышенной надежностью, с высокой степенью автоматизации. Она соответствует современным экологическим требованиям. Запуск стал возможен благодаря сотрудничеству с российско-итальянским предприятием «Энел ОГК-5». А на «ИННОПРОМе-2011» мы договорились с ним о следующем проекте — реконструкции Рефтинской ГРЭС.
Для чего реформировать ПТУ
Стремление Уральского федерального университета и других вузов набрать максимум абитуриентов Александра Мишарина устраивает. Губернатор считает, что целесообразнее корректировать программы колледжей и ПТУ, а спрос на технические кадры с высшим образованием не позволит выпускникам вузов остаться без работы.
В прошлый раз вы отметили как важный проект Уральский федеральный университет. Он создан. Но позиция Минобрнауки достаточно жесткая: не будет выполнять планы — федеральный статус отберут.
— Жесткая позиция — это очень правильно. Если вуз позиционируется как поставщик специалистов, востребованных и в России, и за рубежом, требования к нему должны быть высочайшими.
Но не думаю, что это станет проблемой для УрФУ. По крайней мере, фонд «Сколково» уровень нашего вуза устроил. В этом году они подписали соглашение о сотрудничестве по нескольким проектам.
Однако УрФУ — не единственный вуз в стране, имеющий статус федерального. По-вашему, чем он может выделиться на фоне других, какие козыри у него есть?
— Козырь — ну, например, Высшая инженерная школа, которая появится в УрФУ. Она ориентирована на ведущих инженеров и технологов крупных предприятий (общее число слушателей — порядка тысячи), а преподавать будут именитые конструкторы и проектировщики — как российские, так и зарубежные. Такая школа — это резерв инженерных кадров, можно сказать, MBA для «технарей».
УрФУ взял на себя большие обязательства и по количеству студентов. Из-за демографической ямы в 2011 г. сюда поступило множество абитуриентов из соседних регионов. Это стратегия всех вузов — набрать студентов по максимуму. В итоге высшее образование будет у двух третей людей, рожденных в начале 90-х гг. Но уральским заводам не хватает специалистов не с высшим, а со средним специальным образованием. По выпускникам вузов, говорят промышленники, уже сейчас намечается перебор. Как разрешить эту дилемму?
— Я проблемы не вижу. Напротив, на Урале высок спрос на квалифицированных специалистов с высшим техническим образованием. Вплоть до того что некоторые предприятия вынуждены привлекать сотрудников из других регионов страны, как это сделала ВСМПО-АВИСМА. Или Первоуральский новотрубный завод под новое производство, уже названное «белой металлургией».
Вопрос здесь в другом — следует серьезно скорректировать образовательные программы в профильных вузах. Потому что порой выпускники не могут немедленно приступить к работе на предприятии, где стоит новейшее оборудование. Просто потому, что их не научили с ним обращаться. В проф­техучилищах еще хуже — кое-где учебно-методическая база не обновлялась с середины прошлого века! Это недопустимо.
Как перестроить город
Выставка ЭКСПО-2020 способна изменить Екатеринбург до неузнаваемости, подчеркивает Александр Мишарин, перечисляя «ДК», что и где должно быть возведено до 2020 г. Крупных объектов столько, что есть риск возводить некоторые в большем цейтноте, чем тот, в который попали строители выставочника «Екатеринбург-ЭКСПО».
К «ИННОПРОМу-2011» в рекордные сроки возвели «Екатеринбург-ЭКСПО» — большой выставочный центр. Но выставка кончилась, и здание пустует. Чем вы собираетесь его загрузить?
— Для начала скажу, что строить комплекс «Екатеринбург-ЭКСПО» было нужно. Сравним объемы: в деловой программе «ИННОПРОМа-2010» участвовало 500 человек. В этом году — 8,7 тыс. В 17 раз больше! А выставку за три дня посетило более 43 тыс. человек. В 2010 г. подписано 21 соглашение на сумму 43 млрд руб., а в 2011-м — 39 соглашений почти на 180 млрд. Это сумма, сравнимая с консолидированным бюджетом Свердловской области за год. И масштабы «ИННОПРОМа» будут расти, поэтому строительство надо завершить. Общий размер выставочных площадей, насколько я помню, должен составить около 125 тыс. кв. м.
«Екатеринбург-ЭКСПО» уже загружается. Буквально на днях здесь прошла межрегиональная агропромышленная выставка. Есть и еще несколько заявок на крупные мероприятия уже в этом году. Сегодня наша задача — найти экспоцентру грамотного оператора. Это важно в том числе и для загрузки выставочного центра. Причем мы хотим видеть компанию, имеющую опыт управления подобными объектами.
Бизнесмены уже предложили варианты: проводить в «Екатеринбург-ЭКСПО» международные автосалоны, устраивать концерты, разместить музей технологий и т. д. Вам лично какие идеи близки?
— Я думаю, кроме выставок новейших разработок, здесь могут проходить научные симпозиумы и международные конференции. Ведь это по-настоящему современная презентационная площадка.
Екатеринбург заявлен от России на ЭКСПО-2020. Не факт, что выставка пройдет именно у нас. Но сама заявка способна развить город. Так, Казань под Универсиаду-2013 получила огромный приток инвестиций — как из федерального бюджета, так и частных. А какого эффекта от подготовки к ЭКСПО ждать Екатеринбургу?
— Свердловской области необходим рывок в развитии, поэтому действовать нужно с размахом. Международная выставочная деятельность — один из инструментов для такого прорыва. Как и Универсиада в Казани, она может вывести регион на совершенно новый уровень. Екатеринбург уже принимал саммит Шанхайской организации сотрудничества, форум «Петербургский диалог» с участием Ангелы Меркель. Два года подряд проходит выставка «ИННОПРОМ».
Международные форумы позитивно влияют на инфраструктуру Екатеринбурга. Думаю, все жители это заметили. Но проведение ЭКСПО-2020 облик города преобразит полностью, в первую очередь — повысит комфортность жизни.
Заявке на ЭКСПО был посвящен недавний Дискуссионный клуб «ДК» (итоги на с. 80. — Прим. ред.). Его участники пришли к выводу: говорить о том, что и как строить в городе, рано — для начала придумать бы идею выставки. А у вас есть видение, каков объем строительства и других работ?
— Очевидно, что разместить Всемирную выставку на нынешних площадях невозможно. Как и обеспечить прием гостей на должном уровне. Ведь если Екатеринбург станет местом проведения ЭКСПО-2020, за год в нем побывает минимум 20 млн человек. Ежедневно выставку будут посещать от 100 до 200 тыс. гостей. Это — абсолютно другой уровень гостиничной инфраструктуры.
И совершенно новая схема транспортно-логистического обеспечения. Я говорю о комплексной программе: модернизации авиа-, железнодорожного и городского транспорта. Необходимо как минимум открыть третью взлетно-посадочную полосу в Кольцово, продлить ветку метро до аэропорта и наладить бесперебойное пассажирское сообщение между отдаленными районами города и центром (на периферии будут строиться новые гостиничные комплексы). Кроме того, высокоскоростная железнодорожная магистраль, связывающая Екатеринбург с Москвой, совершенно точно должна быть достроена. Как и ЕКАД. И многое другое. На эти цели требуются колоссальные деньги — и мы рассчитываем их привлечь, в том числе за счет иностранных инвесторов.
А вот местных застройщиков волнует, когда в области появится адекватный реальности земельный кадастр. Его разрабатывают с 2008 г. Будет ли обнародован итоговый документ?
— Наша задача — сделать единую систему учета и налогообложения земельных участков и зданий. Действительно, ее создание затянулось — по разным причинам. Но мы собираемся закончить эту работу в 2012 г. и действуем по трем направлениям. Во-первых, создается цифровая карта — основа госкадастра недвижимости. Во-вторых, в этом году началась инвентаризация архивов БТИ, в-третьих, МУГИСО обновляет результаты последней кадастровой оценки земель. Область вкладывает в эту программу почти 425 млн руб., из них 235 — в 2011 г.
Доступ к единому реестру недвижимости будет публичным — как и к кадастровой карте земель. Любой человек сможет в Интернете посмотреть данные по квартире или дому.
На безличных связях
Попасть в государственно-частное партнерство может предприниматель любого масштаба, уверяет свердловский губернатор: у области есть и маленькие, и большие проекты. Но ему хочется исключить влияние личных связей на совместные проекты.
Многое в России делается на основе государственно-частного партнерства. Яркие примеры в Екатеринбурге связаны с бизнесом ГК «Ренова» — аэропорт Кольцово, район Академический. Но не всегда ясно, на чем строится само это партнерство и как в него попасть не таким крупным компаниям.
— Такое партнерство — естественный способ решать экономические и социальные проблемы. Я стремлюсь к тому, чтобы взаимодействие власти и бизнеса основывалось не на личных связях и знакомствах. А на понятных обеим сторонам механизмах и постоянных правилах.
Здесь есть место для бизнеса любого масштаба, например, мы готовы поддержать развитие частных детских садов: это снимает проблему дефицита мест в садиках. Или — в нашей программе «Старшее поколение» региональный бюджет возьмет основную финансовую нагрузку на себя. На 2011-2013 гг. мы предусмотрели под эти цели более 1,5 млрд руб. Важно стимулировать волонтерское движение, участие добровольцев в социальной помощи пенсионерам и ветеранам. Конечно, предусматривается и участие частных фирм и компаний.
Полтора месяца назад назначен новый глава Екатеринбургской епархии, архиепископ Кирилл. На территории области появились и две новые епархии. Как вы оцениваете эти изменения?
— Как представитель светской власти, я считаю, что давать официальные оценки внутренним решениям РПЦ — некоррект­но. Но когда я встретился с архиепископом Кириллом, он произвел на меня хорошее впечатление. Я обратил внимание и на то, что по месту рождения он — коренной уралец. Надеюсь, вместе мы будем работать продуктивно. Как было и раньше.
Как новая концепция управления уральскими епархиями увязывается с вашими планами по развитию области?
— Разделение епархии на три части этим планам никак не противоречит. На мой взгляд.
Ну вот взять Верхотурье. Вы хотите, чтобы город стал туристическим центром области. Но это — задача светской власти. А какова роль Верхотурской и Екатеринбургской епархий — и кто из них тут главнее?
— Как раз Верхотурье прекрасно иллюстрирует мои слова: не только сам город, но и поселок Махнево, и село Меркушино, где жил святой праведный Симеон Верхотурский. Мы, светские власти, в этом году создали для их развития целевую программу «Формирование туристско-рекреационной зоны «Духовный центр Урала», о которой я уже упоминал. Бюджет области до 2015 г. выделит на это более 7,5 млрд руб.
Здесь не обойтись без участия обеих епархий: слишком масштабен проект, да и территория уникальна как раз потому, что связана с церковным наследием. Так, Свято-Троицкий храм Верхотурья в 1959 г. вошел в число наиболее ценных архитектурных памятников мира. Вполне естественно было включить в рабочую группу по «Духовному центру» представителей епархий. Верхотурью нужна туристическая инфраструктура, и новый облик города формируется с учетом предложений церкви. Но это не значит, что мы с архиепископами взяли и все решили на троих. В рабочей группе есть и бизнесмены. Хочется объединить самые разные общественные силы, чтобы создать уникальный для России туристический комплекс. Как я уже говорил, в обсуждении всех новых, важных для региона идей решено учитывать все мнения. Верхотурье — еще один пример.
Область немного опередила страну
Индекс промышленного производства (ИПП) в первом полугодии 2011 г. к аналогичному периоду 2010 г.
+110%
изменение по Свердловской области
+105,3%
изменение среднероссийского уровня

Источник: статистические данные.
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Откуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образованииОткуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образовании
  • На юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублейНа юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублей
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.