Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Александр Мишарин: Скоростная магистраль даст заработать уральским промышленникам

«Агломерация Екатеринбурга и Челябинска даст финансовый эффект, впятеро превосходящий инвестиции в скоростную магистраль». Колонка Александра Мишарина для DK.RU

Александр Мишарин, первый вице-президент РЖД:

— Замысел скоростного железнодорожного коридора Москва-Пекин возник меньше года назад. Сегодня это крупнейший в мире инвестиционный проект, сопоставимый по масштабу со строительством Суэцкого или Панамского каналов. Он станет частью российской сети ВСМ, которая к 2030 г. объединит 4, 2 тыс. км новых дорог, рассчитанных на скорость более 200 км в час, и 7 тыс. км дорог после модернизации, где поезда будут двигаться со скоростью 160-200 км в час. Без преувеличений, проект ВСМ создаст новую экономическую и социальную карту страны.

ВСМ — обязательный атрибут всех развитых государств, один из элементов конкурентной экономики. В мире уже построено около 30 тыс. высокоскоростных железных дорог, безусловным лидером в этой области стал Китай, запустивший в 2008 г. первую линию между Пекином и Чарджоу. Сегодня сеть скоростных магистралей КНР насчитывает уже 16 тыс. км, а к концу 2015 г. увеличится до 20. Посетители выставки ИННОПРОМ могли видеть стенды китайской железной дороги и крупнейшей в стране локомотивостроительной корпорации CRRC Corporation Limited.

К 2030 г. инвестиции в мировую транспортную инфраструктуру, включающую аэро- и морские порты, железнодорожные магистрали, автомобильные дороги и трубопроводы, составят $11,3 трлн. — такая сумма заложена в стратегических планах развития. В том числе, 44% или $5 трлн придется на долю железных дорог. Россия с ее расстояниями может и должна соответствовать глобальным трендам. И планы это предусматривают – к 2030 г. страна вдвое увеличит среднегодовой объем вложений в железнодорожный транспорт.

Проект магистрали Москва - Пекин — уже реальность. В мае этого года российская и китайская стороны подписали меморандум о строительстве. РЖД заключила договор на проектирование с консорциумом крупных институтов — «Мосгипротранс», «Метрогипротранс» и China Railway Eryuan Engineering Group. Специальные технические условия (СТУ), которые помогали разрабатывать специалисты из Германии и Франции, учитывают самые передовые решения, которые уже применялись в Китае.

Справилась бы Россия с таким строительством в одиночку? Вопрос скорее теоретический. Да, мы отстали в технологиях, но изобретать велосипед не стоит. Это не означает, впрочем, что у нас нет ничего своего. Есть производство рельсов, автоматики, крепежных конструкций, которое не требует заимствования, а только тиражирования. Для уральских предприятий появится много новых возможностей. Первый шаг к цели уже сделан — в этом году пройдут инженерные изыскания и появится проект магистрали от Москвы до Нижнего Новгорода, а в 2016 г. — до Казани.

Китайские коллеги уже заканчивают строительство сети протяженностью 3200 км от Пекина до Урумчи. По сути, это почти половина проекта — прокладка дороги в Китае создает предпосылки к его реализации в России. Сообщение между Москвой и Пекином создаст новые связи между европейскими и азиатскими государствами, но это не только глобальный проект.

Магистраль даст преимущества и на коротких дистанциях — до 1000 км. Уральцы оценят это, когда появится участок дороги Челябинск — Екатеринбург. Между городами-миллионниками, которые находятся на двух ветках Транссиба и традиционно остаются ключевыми региональными центрами, сосредоточен гигантский промышленный потенциал металлургических, машиностроительных и оборонных предприятий. Остается его реализовать.

Объединение городов-миллионников даст финансовый эффект, который превзойдет объемы инвестиций в 3-5 раз. Сейчас рассматривается два маршрута из Челябинска в Екатеринбург — через Каменск-Уральский или через Касли-Озерск-Снежинск. Вариант с Касли предпочтительнее — на этой территории существует недооформленная микроагломерация, развитие которой таит большие возможности. Опыт Китая это подтверждает.

Один из главных вопросов — как привлечь деньги на такое масштабное строительство. Мировой опыт говорит, что доля государства в сложных инфраструктурных проектах — от 50 до 80%. Это могут быть и прямые субсидии — такая практика есть, например, в Германии, и средства, привлеченные под госгарантии. Думаю, на первом этапе будет достаточно государственных гарантий, а когда вознкнут агломерационные эффекты, и бюджет получит дополнительные средства, часть их пойдет на возврат займов.

В меморандуме, подписанном двумя странами, Китай уже высказал намерение вложить 52 млрд руб. в уставной капитал совместного предприятия. Плюс еще 52 млрд руб. будет выделено на втором этапе. Также китайская сторона предоставит долгосрочный кредит в 250 млрд руб. под гарантии российского правительства (предварительная оценка стоимости участка Москва-Казань — около триллиона руб. — прим. ред.) И сегодня уже идет совместная работа России и КНР по привлечению средств в этот проект на финансовых рынках. 

 

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
  • Путин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найденПутин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найден
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.