Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

Александр Николашкин: «Такие заводы, как наш, в России наперечет»

Генеральный директор завода пожарных автомобилей «Спецавтотехника» рассказал, почему поставить технику в Бангладеш сегодня легче, чем выиграть тендер в России, и чем был полезен кризис 2016 г.

Екатеринбургский завод пожарных автомобилей «Спецавтотехника» отмечает 20-летие. Собственные уникальные разработки, знаковые объекты поставок — атомная станция в Бангладеш, нефтяная платформа «Приразломная», Крымский мост, Олимпийские объекты Сочи и ЧМ-2018. О том, как создать завод «с нуля» и получить признание не только в России, но и за рубежом, DK.RU рассказал гендиректор «Спецавтотехники» Александр Николашкин

Для бизнеса в России 20 лет — солидный возраст. С чего вы начинали? 

— Когда мы с партнерами задумались о производстве пожарных машин, за спиной был только опыт работы на Уралмашзаводе и желание делать технику. Тем не менее в 1998 г. мы выпустили первую автоцистерну. На ее проверку приехало с десяток представителей пожарных подразделений из различных регионов России, включая главвоенспеца (председателя комиссии) из Москвы. После недели испытаний комиссия выдала положительное заключение, разрешила использовать наш пожарный автомобиль в государственной противопожарной службе, а мы получили федеральную лицензию на производство пожарной техники.

До 2008 г. мы арендовали площади на Полевском машиностроительном заводе. Затем выкупили 1 га территории и два цеха, провели модернизацию. В 2014 г. запустили новый цех и собственную электрическую подстанцию. За последнее время мы оснастили завод новым оборудованием, в том числе установкой плазменной резки с числовым программным управлением — что расширило возможности по проектированию и изготовлению деталей со сложными контурами. Сегодня завод «Спецавтотехника» — современное предприятие полного цикла — от проектирования до изготовления, гарантийного обслуживания и постгарантийного сервиса. Мы предлагаем 95 моделей пожарных и аварийно-спасательных машин, в том числе обладающих уникальными характеристиками.

Александр Николашкин: «Такие заводы, как наш, в России наперечет» 1

В какие страны и регионы ваш завод поставляет технику?

— По всей России: наша техника работает от Калининграда до Анадыря. Для обеспечения безопасности на ЧМ-2018 мы поставили 43 машины — во все города чемпионата. Нашу продукцию покупают государственные структуры и промышленные предприятия Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, Монголии. Благодаря партнерству с компанией Petrofac мы отправили машины в Туркменистан. Ну а самое экзотическое место в географии поставок — атомная станция в Бангладеш. К слову сказать, автомобили пришлось выполнить с правым рулем.

Последние годы для отечественного бизнеса — достаточно тяжелые. Как завод «Спецавтотехника» прошел через экономический кризис?

— Для нас был очень сложным 2016 г., поскольку объем федеральных и региональных закупок резко сократился. В результате мы «провалились» почти на 50%, но сохранили и площадку, и коллектив. С 2017 г. началось некоторое оживление и мы во многом восстановили свои позиции. Сейчас завод стабильно работает, есть без преувеличения знаковые поставки: в июне мы отгрузили два мощных пожарных автомобиля на охрану Крымского моста.

Ваши основные заказчики — бюджетные организации. За последние годы система госзакупок в России претерпела существенные изменения. На ваш взгляд, в лучшую сторону?

— Мы работаем с бюджетами всех уровней — от федерального до муниципальных, участвуем в гособоронзаказе. 94-ФЗ был далек от совершенства, но работать в рамках 44-ФЗ стало еще сложнее. Если раньше, приезжая на аукционы, мы видели, что в тендерах участвуют реальные производители техники, то сегодня торги проходят в формате электронной площадки. Порой участники электронных торгов предлагают запредельно низкие цены (бывали случаи снижения до 50% от начальной цены контракта), работая 20 лет на рынке, мы не понимаем, что и как можно изготовить с таким бюджетом. Большая проблема 44-ФЗ состоит в том, что на этапе подачи заявки участник практически не предоставляет никаких документов на продукцию. В России порядка 10 заводов, которые производят достойную, не уступающую иностранным аналогам технику (которая стоит при этом в разы дешевле), мы знаем их в лицо и называем коллегами. Но на торгах возникают непонятные организации. Сможет ли такая компания поставить технику и что в итоге получит заказчик — не понятно.

Кроме того, над заказчиком, по сути, занесен дамоклов меч: если он решит конкретизировать ТЗ, чтобы получить оборудование с определенными параметрами (например, с шасси КАМАЗ или с алюминиевыми отсеками, которые в течение 20 лет не сгниют), его могут обвинить в участии в коррупционной схеме. Поэтому при составлении техзаданий большинство закупщиков просто переписывают общие ГОСТы. Сегодня в нашей отрасли правит бал страх. 

Справедливости ради замечу: рынок пожарной техники убивают и сами производители: цены роняют не только «гаражные» конторы, но и крупные заводы, несмотря на то, что снижение до производственной себестоимости — путь в никуда. Наш бизнес вообще не является высоко маржинальным. 

Александр Николашкин: «Такие заводы, как наш, в России наперечет» 2

Может ли ваша продукция быть интересна коммерческим структурам?

— Безусловно, при организации частной пожарной охраны в коттеджных поселках, жилых комплексах, торговых и деловых центрах, на предприятиях. С 2014 г. мы плотно работаем с рынком b2b. Пять лет назад мы запустили производство мобильных пожарных установок «Натиск» (наш собственный бренд) — высокоэффективная инновационная альтернатива стандартным огнетушителям. Изделия прошли все необходимые сертификационные испытания. Их отличительная особенность — использование компрессионной пены (похожей на пену для бритья). При применении воды эффективность тушения пожара составляет порядка 20% (большая часть, как правило, уходит в пролив соседей), в случае с компрессионной пеной — до 80%. Она обладает очень плотной структурой и, прилипая к поверхности, образует своего рода одеяло, препятствующее проникновению кислорода и распространению огня. В отличие от огнетушителя мобильная установка подает пену на расстояние до 20 м, таким образом, человек защищен от теплового воздействия и воздействия продуктов горения на органы дыхания. Мы предлагаем установки объемом 12, 35, 100 и 300 литров. Замечу, что из 12 литров раствора на выходе получается 120 литров высокоэффективной компрессионной пены.

В прошлом году мы поставили 48 установок «Натиск» промышленным компаниям, в медицинские учреждения, дома престарелых, две установки отправили на нефтяную платформу «Приразломная», еще две приобрела компания, управляющая объектами на Рублевке. К сожалению, коммерческие структуры Екатеринбурга за ними «в очередь не выстраиваются». Мы неоднократно проводили совещания, показательные тушения пожаров огнем и пеной для представителей служб безопасности крупнейших торговых центров и ритейлеров. Мгновенное тушение, минимум дыма и максимальный эффект — преимущества наших систем очевидны, тем не менее ни одна установка не была приобретена. Наша продукция не приносит добавленной стоимости, это инвестиция в безопасность, на которой, к сожалению, пока экономят. 

Александр Николашкин: «Такие заводы, как наш, в России наперечет» 3

В 2017 г. произошло несколько «громких» пожаров в торговых центрах страны, в 2018 г. — трагедия в ТЦ «Зимняя вишня». И тем не менее… 

— Увы, зачастую жизнь ничему не учит. Приведу пример: некоторое время назад мы провели показательное тушение огня для компании — производителя потолков, недавно пережившей пожар. Температура поверхности при горении составляла более 1000° и вода просто отскакивала, пена же мгновенно легла и пожар прекратился. Каков результат? — Посмотрели, удивились, но пока не купили. 

Представители коммерческих структур говорят: добейтесь, чтобы ваши установки на законодательном уровне были признаны альтернативой огнетушителям, тогда мы будем оснащать ими объекты. Они не готовы платить за сверхбезопасность, хотя все знают: огромный процент огнетушителей на рынке — фальсификат. 

Вы сравнивали эффективность воды и компрессионной пены в борьбе с огнем. В традиционных пожарных машинах пена тоже применяется? Как в целом изменилась техника для тушения пожаров за 10 лет?

— Современные автомобили комфортнее, эргономичнее тех, что выпускались не только десять, но даже пять лет назад. Выросло качество насосных агрегатов, появились установки подачи компрессионной пены — мы снабжаем ими все автоцистерны (собственная разработка). Фактически АЦСПК (автоцистерна с подачей компрессионной пены) способна заменить на пожаре несколько машин с водой и непрерывно работать в течение нескольких часов. 

Наша последняя инновация — устанавливаемые в автомобили GSM-модули. Если машина находится в зоне действия GSM-сети в любой точке мира, при запуске двигателя мы на дистанции можем провести диагностику, настроить и отрегулировать систему. Этот сервис предоставляется клиентам бесплатно. 

В прошлом году мы выиграли тендер компании «Газпром», разработали и уже изготовили абсолютно новый тип продукции — автоматизированный блок пожаротушения для комплекса по производству сжиженного природного газа в районе компрессорной станции «Портовая». Такое оборудование позволит бороться с огнем, распространяющимся по площади, без присутствия человека. Этот проект мы реализовали в сотрудничестве с «Линде Групп», выступившей в роли инвестора и контролировавшей соответствие нашей работы немецким стандартам качества.

Каковы ваши планы на пороге 20-летия завода?

— Итоги 2016 и 2017 гг. стимулировали нас провести глубокий анализ деятельности предприятия, бизнес-процессов, финансовых потоков, для этого мы привлекли консалтинговую компанию и вложили много собственного труда. Сейчас активно разрабатываем новую стратегию развития завода. Надеюсь, эти шаги и — наконец-то — особое внимание руководства страны к приведению пожарно-спасательной отрасли в надлежащее состояние позволят нам сделать качественный рывок. 

Положительным эффектом кризиса стало освобождение предприятия от «токсичных» сотрудников, сегодня здесь работают люди в него верящие. В штате компании 98 человек, включая конструкторский департамент — это мозг нашего завода. Мы его развиваем, бережем и не афишируем. Сегодня мы реализуем сразу несколько интересных, по-настоящему инновационных НИОКР.

Пользуясь случаем, хочу поздравить коллектив завода «Спецавтотехника» с юбилеем, пожелать здоровья, успехов и главное — смотреть в будущее с уверенностью и гордиться той продукцией, которую выпускаем. Ведь основания для гордости у нас есть.

Александр Николашкин: «Такие заводы, как наш, в России наперечет» 4

Сибирский тракт, 12, стр. 8, оф. 210а,
тел.: +7 (343) 346-79-09, 346-77-97,
e-mail: info@zavodSAT.ru,
www.specialauto.ru
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.