Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Александр Оглоблин: освободите полки – «наше» созрело.

Александр Оглоблин, владелец сети супермаркетов «Елисей».  Если 01, 02 и 03 молчат – звоните в «БЖ». Редакция тоже латает раны, ищет виноватых и тушит пожары, а в особо тяжелых случаях остужает

Александр Оглоблин, владелец сети супермаркетов «Елисей».

 Если 01, 02 и 03 молчат – звоните в «БЖ». Редакция тоже латает раны, ищет виноватых и тушит пожары, а в особо тяжелых случаях остужает героев, запаренных по-черному. Служба снятия накипи с бизнесменов работает круглосуточно, без перерывов и выходных.

Последний указ Онищенко о запрете на ввоз европейских овощей как всегда пришелся ко двору родному производителю. Конечно, мы не могли открыто сказать европейским партнерам: «Простите, вашим продуктам вход закрыт, потому что наши огурцы уже созрели и надо бы освободить полки». Поэтому правительство решило, быстренько воспользовавшись неподтвержденными слухами, подмочь отечественному сельхозпроизводителю. В очередной раз экономика определила политику: если бы инфекция возникла двумя месяцами раньше, то реакции такой бы не последовало.

Второго июня многие «палаточники», чтобы не терять деньги, поступили просто – быстренько поменяли таблички, благодаря чему овощи из ЕС превратились в родные совхозные. Это привычная практика в нашей стране. Когда я был студентом и начинал торговать, возил фрукты из Голландии, но тогда они для покупателя были неизвестным товаром, поэтому на ценниках яблок «Грэнни Смит» приходилось писать «симиренко», а на «голден» – «антоновка». А что касается страны происхождения, так на картошке ведь не написано, где ее вырастили – в российском совхозе или на берегу Нила. «Палаточник» может достать документы и на ту, и на другую, поэтому проблем нет показать именно тот, который хочет увидеть покупатель и проверяющий. То же самое с огурцами и помидорами. Торговым сетям сложнее: они под усиленным надзором, и поэтому от ряда овощей, которым не нашлось замены из России и ближнего зарубежья, действительно пришлось отказаться.

Всегда можно к чему-то придраться. Вспомните, как изымались с полок американские окорочка, потому что отечественные птицефабрики встали на ноги и нужно было обеспечить им объемы. Просто запретить их продажу власти не могли – американцы выдвинули бы ответные санкции, поэтому нашли к чему придраться – неправильная обработка. Они обрабатывались хлоридным раствором, но это не значит, что они опасны. Так же, как, например, абсолютно все бананы обрабатываются для дозрения ядовитым газом этиленом. Но и то, и другое достаточно быстро выветривается. Но как грозно звучит: «Нас травят!» В итоге запретили ввоз окорочков, но ненадолго – американцы пригрозили, что помешают вступлению России в ВТО. Разумеется, после этого нашим пришлось пойти на попятную – разрешили ввоз «ножек», но для прикрытия глаз узаконили другой способ обработки. Теперь Онищенко в поисках более надежного способа поддержать местных производителей предлагает запретить продажу замороженной курицы в принципе, под предлогом, что «охлажденка» полезнее. Понятно, что это решение само собой отбросит всех зарубежных поставщиков. При этом вопрос о вреде поставок говядины и свинины глубокой заморозки даже не поднимается, а все потому, что с производством этого мяса у нас плохо – не насытить своими силами рынок.

Но как бы иногда натянуто ни звучали решения правительства, я в большинстве случаев их поддерживаю. Ведь, открыв настежь ворота всему, что производится на Западе, и не развивая свои возможности, мы так и останемся простой сырьевой державой, которая производит металл и добывает нефть и газ. Но нефть и газ не вечны, поэтому нужно производить и свою курицу, и овощи, и вино… А стоит ли народу говорить напрямую все как есть – вопрос большой, заключающийся в зрелости самих людей. У кого голова на плечах, тот и так сможет прочесть между строк любого указа, задав себе единственный вопрос: «А кому это выгодно?» А если человек не созрел? Ведь родители не разубеждают маленьких детей, что Деда Мороза не существует. В этой ситуации прикрываться защитой о здоровье нации – вернее всего. Но ведь есть и указы, которые под прикрытием того же благого флага направлены на прямое обогащение одних в ущерб других. Когда началась война против свиного гриппа, всем нашим продавцам пришлось работать в респираторах, дабы уберечь себя и покупателей от почти эфемерной болезни. Эти респираторы и таблетки закупались большинством простых жителей страны в громадных масштабах, благодаря чему фармацевтические фабрики и аптеки выручили колоссальные деньги. А с чем боролись-то? Поражают цифры: от свиного гриппа умерло несколько человек, зато шумиха в СМИ была знатной. Понятно ведь, кому на руку все телодвижения, связанные с ажиотажем на респираторы и противовирусные препараты. Этим же лицам выгодно было убрать передачу «Малахов +» и поставить «Жить здорово!». В первой рассказывалось людям о народной медицине – полезных травках и зарядке, но это вело к потере денег для фармкомпаний, поэтому теперь Малышева советует, какой конкретно препарат надо приобрести и к какому доктору обратиться, чтобы не болело.

Не могу сказать, что кто-то из моих коллег сильно страдает от действий Онищенко, ведь любой товар взаимозаменяем, но я мог бы изойтись слезами, рассказывая о нелегкой жизни ритейлера. А вот производители, которые выигрывают от всех этих нововведений, не устают жаловаться на свою низкую рентабельность. По моим данным, чистая рентабельность производителя продуктов питания в России в среднем около 8 %, тогда как ритейлера – 2 %. Получается, что защищать пора нас. Мы не жируем и не пируем за счет производителей, мы занимаемся тем, что и должны делать – стараемся купить подешевле, чтобы на низкую цену привлечь покупателя. Производители же не устают жаловаться, что ритейл их постоянно отжимает. В прошлом году был принят закон о торговле, направленный на поддержку производителей, но работающий на самом деле против покупателя. В чем смысл взаимоотношений ритейлера с поставщиками? Ко мне приходят два поставщика продуктов питания, и каждый из них хочет продать свой товар подороже, а я – купить подешевле. Если один предлагает мне картошку за 40 рублей, а другой готов двигаться за 35, то я куплю у второго. Производитель сам решает, готов ли он поделиться частью прибыли фактически с покупателями. В магазине покупатель получает товар с 20 % надбавкой, по­этому если бы я не поторговался с поставщиком, то покупатель получил бы картошку за 48 рублей, а не за 42. То есть чем больше я отожму у производителя, тем больше сэкономит покупатель.
Барьеры нужны, но этого мало, чтобы поднять наших до уровня европейцев. Наши сельхозпроизводители серьезно отстают по качеству и по сервису. Новые производства открываются, но организация труда хромает, потому что пора слезть с трактора «Беларусь», обучить нормально людей и начать работать по рыночным законам.
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Откуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образованииОткуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образовании
  • На юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублейНа юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублей
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.