Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Алексей Павин: Вывести банковский гибрид - 14.11.2011

Французская група Societe Generale завершила объединение своих активов в Роси, процес шел около трех лет — начиная с покупки Росбанка.

В Екатеринбурге региональным координатором структурных изменений назначен Алексей Павин. Он намеревается объединить два разноформатных банка через универсальный подход к клиентуре.

В конце июня BSGV (работал в сегменте «средний плюс») и Росбанк (действовал как масс-маркет-банк) официально стали единым целым с аудиторией «от края до края». Ранее группа Societe Generale объявила о передаче под контроль Росбанка 100% акций банка «ДельтаКредит» и Русфинансбанка, своих российских «дочек». Цель, ради которой все затевалось, — повысить рентабельность. В новой структуре за основу взята информационно-банковская система Росбанка, объединенная сеть перешла на нее с начала октября. Одновременно был представлен единый каталог продуктов. Окончательно интеграция технологических платформ завершится в 2012 г., рассказал Алексей Павин.

Объединить без насилия

Название новой структуре досталось от Росбанка, а графическое изображение — черно-красный квадрат — перешло в наследство от BSGV. Теперь предстоит унифицировать офисную сеть, объединить команды, перевести оба кредитно-финансовых учреждения на единую АБС, сменить старые вывески и т. д. «Объединение — это бесконечный процесс», — говорит г-н Павин.

Как происходит объединение команд двух банков? Наверняка в каждом были сотрудники с дублирующими функциями, особенно на руководящих должностях. Оптимизируете?

— Структура управления и в экс-Росбанке, и в экс-BSGV (назовем их так) была оптимальной. То есть излишних управленческих кадров не было. Возможно, часть линейных руководителей в связи с дублированием функций мы переведем в руководство бизнес-направлений. Может происходить миграция персонала из одного отделения в другое. То же самое — с офисной сетью: если два отделения находятся рядом (на одной улице), одно из них рано или поздно переедет. Оно откроется в другом месте, с более высоким клиентским трафиком.

Вы управляли филиалом BSGV, получается, теперь зона ответственности удвоилась?

— На самом деле мое личное вмешательство в работу филиала экс-Росбанка очень скромное. Я могу содействовать в тех сегментах рынка, в которых силен BSGV. Например, в ипотеке. Мы постепенно переносим технологию работы по ипотечным сделкам в филиал Росбанка. И на­оборот, какие-то решения приходят в новую структуру из бывшего Росбанка.

Приходится преодолевать сопротивление?

— Не совсем так. Не секрет, что Росбанк и BSGV работали в разных сегментах. Целевая аудитория у BSGV была средне- и высокодоходная, у Росбанка — масс-маркет. Резко влезать куда бы то ни было со своими бизнес-решениями не совсем правильно. Главный принцип — не навреди. Поэтому никаких насильственных насаждений не происходит.

То есть филиалы банков пока не единый организм.

— IT-платформы сближаются — эта работа занимает основное время сегодня. Полная интеграция завершится в следующем году. Пока работает некая гибридная технология. Враз такие изменения не происходят. Объединение — весьма нелегкая работа. И дело не только в перестройке всех процессов, главное — люди: они консервативны, надо это учитывать. Надеюсь, что у нас все получится. Объединению предшествовала подготовка: группа Societe Generale наращивала участие в Росбанке в течение трех лет, было потрачено немало времени для изучения внутренней структуры, технологий.

Как далее с юридической точки зрения будут существовать оба филиала?

— В планах — объединиться в один.

Объединение технологий — процесс сложный. К примеру, я знаю, что из-за поэтапной смены реквизитов нового Росбанка его клиентам приходилось несколько раз перевыставлять счета для своих партнеров. Не опасаетесь снижения скорости обслуживания и лояльности? Ведь чем крупнее банк, тем он менее способен быть внимательным и мобильным. А клиенты BSGV привыкли к долгому операционному дню и решению вопросов по звонку.

— Я считаю, проблемы объединения — это внутренние проблемы банка и трудового коллектива, которые не должны отразиться на клиентах. Взаимоотношения сотрудников банка со своими клиентами пока не менялись. Клиентские менеджеры и команда поддержки прикладывают все усилия, чтобы переход на единую платформу прошел безболезненно. Неудобства, конечно, есть, но мы стремимся свести их к минимуму.

Как это выражается? Вручную какие-то операции приходится проводить?

— Да. Клиенту главное — получить услугу, а мы должны ее предоставить. Не важно, какая у банка АБС.

По планам — когда завершится слияние?

— Реорганизацию невозможно завершить, ее можно только прекратить. (Улыбается.) Это бесконечный процесс. Я рассматриваю объединение как развитие банка, которое сопровождается гибридизацией — появлением новых продуктовых направлений.

Взболтать, но не смешивать

Революций для клиентов не произойдет, успокаивает Алексей Павин. Он и сам пока по привычке рассуждает как руководитель BSGV. От продуктов и услуг обеих кредитных организаций объединенная структура не отказывается. Пока. Сейчас вся линейка с некоторыми дополнениями аккумулирована в едином каталоге, который доступен во всех отделениях нового Росбанка.

— Традиционная клиентура BSGV изменения, конечно, почувствует. Например, раньше не было кредитных карт, а сейчас будут. Раньше мы обходились одним потребительским кредитом, а сейчас их будет несколько. Помимо этого клиенты BSGV смогут обслуживаться в заметно большем количестве отделений: сеть Росбанка сейчас занимает четвертое место в РФ по количеству офисов.
 
То есть банк просто станет одинаково относиться ко всем клиентам?

— Со временем, повторюсь, будет унифицирована технологическая платформа. Мы уже получили единый продуктовый каталог, его ключевое решение — пакеты банковских продуктов для частных клиентов, которые доступны во всех отделениях нового Росбанка. В каждый комплекс входит от 1 до 3 банковских карт и от 5 до 13 услуг. Но универсализация призвана сделать общение клиента с банком более комфортным, снизить временные затраты. Это не значит, что мы совсем отказываемся от индивидуального подхода. В Росбанке работают и клиентские менеджеры, которые предлагают персональное обслуживание по всему спектру банковских продуктов. К тому же, возможно, некоторые отделения будут специализироваться на каком-то конкретном продукте, например ипотеке или обслуживании VIP-клиентов. Но сейчас сложно прогнозировать, как именно будет построен процесс. Это определится в ходе происходящих изменений.

Эксперты ожидают исхода с рынка РФ банков с иностранным участием или сокращения финансирования их российских активов. Такую позицию озвучивает, например, управляющий Альфа-Банком Рушан Хвесюк, объясняя ее тяжелым состоянием экономики Европы. Вы ощущаете перемены в настроении Societe Generale?

— Наша материнская структура регулярно контролирует показатели Росбанка, ведь это одна из крупнейших «дочек» Societe Generale. К проверкам мы привыкли и ограничений по фондированию не ощущаем.

А вы готовитесь к возможному кризису ликвидности? Одни банкиры говорят, что на всякий случай притормозят кредитование, другие — что повысят ставки или сузят круг заемщиков. Как поступите вы?

— Росбанк не планирует сворачивать кредитные программы. Это касается работы как с корпоративными клиентами, так и с частными. Длинные инвестпроекты тоже продолжаются. Малый бизнес нас интересует, если компания готова адаптироваться к изменяющимся условиям и отвечает нашим требованиям. Тогда мы подберем нужный кредитный продукт, а при необходимости адаптируем его под клиента с учетом его индивидуальной специфики. Задача банка — правильно оценить бизнес клиента и вместе с ним понять, какой именно кредит под конкретную задачу нужен и нужен ли вообще.

Вы говорили, что 2010-й был годом амортизации, расчистки корпоративного кредитного портфеля от проблемных активов. Каким стал 2011 г.?

— Довольно успешным. Мы до конца декабря собираемся довести розничный кредитный портфель Росбанка в Екатеринбурге до 4 млрд руб. (сейчас он составляет 3,6 млрд). Нормально идет ипотека: к сентябрю 2010 г. мы выдали ипотечных кредитов на 146 млн руб., а за первое полугодие 2011 г. — порядка 560 млн.

Чем объясняется рост ипотеки?

— В Екатеринбурге крайне мало строящихся домов, по сравнению с 2008 г. их число снизилось в два раза. Если произойдет прогнозируемое инвестиционное похолодание, дома вообще перестанут закладывать. А новые объекты смогут выйти на рынок не раньше чем через три года. Это ощущение присутствует на рынке недвижимости: покупайте, пока есть что покупать.

Росбанк будет расширять филиальную сеть на Урале или точек продаж после объединения хватит надолго?

— Думаю, появление 2-3 новых точек можно ожидать уже в 2012 г., но это будет переезд офисов, которые с точки зрения бизнеса экономически неэффективны в текущем месте расположения. У группы Societe Generale есть количественный ориентир — один допофис на 100-150 тыс. человек населения. Наш филиал этому критерию соответствует, в Екатеринбурге у объединенного Росбанка одиннадцать отделений.

На какую долю рынка в основных сегментах вы рассчитываете?

— В перспективе, до 2015 г., мы ориентируемся на планы, которые поставлены нашим главным акционером. А именно 10% на рынке ипотеки, 12% на рынке автокредитования в России. Соответственно более короткие планы мы строим, исходя из этих задач.
 
Антонина Курносенко
 
На 130 тыс. екатеринбуржцев приходится один офис Росбанка

порядка 700 офисов Росбанка по всей России
11 отделений Росбанка в Екатеринбурге
37 банкоматов в Екатеринбурге


Алексей Павин

Региональный координатор Росбанка в Екатеринбурге
Родился 1 октября 1960 г.
Образование: в 1982 г. окончил УПИ им. С.М. Кирова по специальности «Экономика и организация металлургической промышленности».
Карьера: 1982-1991 гг. — ассистент, аспирант, доцент, замдекана инженерно-экономического факультета УПИ; 1991-1993 гг. — сотрудник Уралвнешторгбанка; 1993-1996 гг. — начальник управления внешнеэкономических связей Свердлсоцбанка; 1996-1999 гг. — директор филиала ОАО «ТОКО-банк» в Екатеринбурге; 1999-2004 гг. — управляющий филиалом ОАО «Внешторгбанк» в Екатеринбурге; 2005-2007 гг. — глава представительства Банка Сосьете Женераль Восток (BSGV) в Екатеринбурге; 2007-2010 гг. — генеральный директор филиала BSGV в Екатеринбурге; с 2010 г. по 30 июня 2011 г. — директор региональной дирекции BSGV по УрФО; с 1 июля 2011 г. — директор филиала ОАО АКБ «Росбанк» в Екатеринбурге.
Увлечения: баскетбол, беговые лыжи.
Семья: женат, воспитывает двоих детей.
 
Новый Росбанк выдал населению средств в два раза больше, чем бизнесу

1,752 млн руб. корпоративный кредитный портфель на 31.08.11
3,472 млн руб. кредитный портфель физлиц на 01.07.11

Источник: Росбанк.
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.