Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Я верю в экономику малых чисел». Бизнес-история Алексея Костарева

В 27 лет Алексей Костарев создал компанию i-Jet Media, ставшую глобальным оператором сетевых online-игр. Бизнес вышел рискованным, но схватка с акулами капитализма добавила г-ну Костареву опыта.

Портал DK.RU представляет спецпроект «Сделано в Екатеринбурге» — цикл публикаций о знаковых персонах и компаниях, ставших брендами города. Все герои этого проекта начинали свою деятельность в Екатеринбурге и шагнули далеко за пределы Урала. В очередном выпуске — бизнес-история Алексея Костарева, основателя компаний i-Jet Media и Giftoman.

«Я верю в экономику малых чисел». Бизнес-история Алексея Костарева 1

— На Алтае есть перевал Костарева, названный в честь моего отца — он был руководителем туристического клуба в Новосибирске, — говорит Алексей Костарев. — Встретиться нам не удалось — отец погиб за 20 дней до моего рождения. Сведения о нем я собирал по крупицам. Думаю, советы старшего мне пригодились бы — учеником я был трудным. Сначала меня выгнали из школы, потом — из пермского командно-инженерного училища ракетных войск. Завершал образование я на электротехническом факультете УПИ (кстати, был там на хорошем счету). Студентом пытался зарабатывать — мой первый предпринимательский опыт связан с интернетом и компьютерными играми. Тогда я не знал, что из этого получится.

Счет на 1,6 миллиона долларов

С Дмитрием Шубиным, моим партнером в i-Jet и других бизнесах, мы познакомились в 1999 году, когда я начал искать работу по объявлениям в газетах. Одно из них — «Требуются молодые, перспективные» — привело меня в компанию «Визион», распространявшую пищевые добавки с помощью сетевого маркетинга. Эта тема меня не заинтересовала. Дмитрия, вербовавшего новых продавцов, я убедил, что направление, связанное с Интернетом, перспективнее. Вдвоем мы основали фирму «Медиальт» — она работала как интернет-провайдер. Мы подключали пользователей в шести районах Екатеринбурга. По рейтингу «Делового квартала», у «Медиальта» были самые высокие цены и самый высокий уровень техподдержки. Потом я ушел и пару лет работал в компании «Новаком», поставлявший оборудование для локальных сетей. Помню, меня не устраивала система, когда дистрибьюторы «железа» находились в Москве, а ритейлеры — в Екатеринбурге. Я полагал, что мы можем зарабатывать больше, если окажемся на вершине этой пищевой цепочки. Такая возможность вскоре представилась.

Мы с Дмитрием Шубиным открыли собственную компанию «Диапазон» — она занималась дистрибуцией радиорелейных линий и другого беспроводного оборудования, связанного с передачей данных. Фирма-производитель была не очень известной, и бизнес пришлось долго раскачивать. Помог случай.

В 2004 г., когда «Диапазон» зарабатывал не больше $15 тыс. в месяц, к нам обратился сотовый оператор из Ставрополя «Ставтелесот», работавший в Краснодарском крае. Его технический директор сообщил, что компания арендует 16 цифровых каналов е-1 между Ставрополем и Минводами, платит за это большие деньги и ищет техническое решение, чтобы сократить расходы. Мы знали, как ему помочь — незадолго до этого товарищ из Москвы привез израильское оборудование, позволявшее сжимать четыре канала в один. Я предложил поставить на пробу два комплекта «железок» — на первый раз, без оплаты. Это позволило «Ставтелесоту» сделать инфраструктуру дешевле — через две недели мы получили заказ на $150 тыс. Тогда же нам сообщили, что фирма планирует менять всю сеть — 170 радиорелейных пролетов.

Чтобы не упустить свой шанс, мы подготовили расчеты для транспортной сети сотового оператора: 15 листов формата А1, выполненных в «Автокаде» — с таблицами и графиками (спасибо представителям поставщика, которые нас консультировали). И руководство компании оценило нашу работу, отдав «Диапазону» 10% поставок.

Копию платежки на $1,6 млн мы повесили в офисе на видном месте.

«Я верю в экономику малых чисел». Бизнес-история Алексея Костарева 2

Расчеты для транспортной сети сотового оператора делали в гостинице

«Мафия» просыпается

С «Медиальтом» мы расстались в 2005 г. — покупателем стали «Кабельные системы», принадлежавшие «Релкому». Тогда мы считали, что с приходом федералов местным провайдерам придет конец. Это была ошибка — рынок продолжал расти, и домашние сети на глазах превращались в монстров. Получилось, что «Кабельные системы» заплатили нам за «железо» и клиентскую базу, а через год-два мы бы смогли продать компанию намного дороже. Теперь вместо нее появилась i-Jet Media.

Мы решили расстаться с провайдингом, чтобы инвестировать в разработку компьютерных игр. Опыт наших коллег, которые то и дело увеличивали мощности игровых серверов, подсказывал: будущее — за online-играми, где пользователи будут соревноваться друг с другом, а не с компьютером. По сути, это была экономика малых чисел — расчет строился на том, что поведение небольшой социальной группы будет справедливо и для массовой аудитории. Проверить гипотезу мы могли с помощью локальных многопользовательских игр, доступных и с компьютера, и с мобильного телефона.

Для этого нам требовался штат исполнителей. 110 хороших программистов удалось найти в Челябинске. С их руководителем мы договорились, что половину рабочего времени они будут работать на нас, и сразу запустили в производство шесть игр. Поначалу все выглядело неплохо, но наших 15 млн руб. хватило только на шесть месяцев. Ни одной готовой игры за это время не появилось. От услуг 90% сотрудников мы отказались и сосредоточили усилия на двух играх — «Стальных гигантах» и «Мафии». Их удалось доделать в 2007 г. «Мафию» мы сразу выложили в Интернет, но желающих играть в нее не нашлось.

Тогда я отправил три письма в компании, у которых был пользовательский трафик — «Яндекс», Mail.ru и Rambler. Mail.ru наше предложение не заинтересовало. В «Яндексе» сказали, что идея хороша, но игру следует переделать по их фирменным стандартам надежности — чтобы работала даже при ядерном взрыве. Ни денег, ни времени для этого у нас не было.

В Rambler нам повезло больше — незадолго до этого фирма создала игровой сервис. Руководитель этого направления Алексей Садонов сказал: «Я могу дать вам трафик и пустить на games.rambler.ru, но за это мы купим 40% i-Jet Media». И предложил $50 тыс. Делать было нечего. Но когда мы приехали в Москву сдаваться, выяснилось, что г-н Салонов в компании уже не работает. На сайт нас, впрочем, пустили — трафик там был неограниченный. Первые месяцы мы учились справляться с высокими нагрузками — сначала держать 10 человек в онлайне, потом — сто человек, потом — тысячу и так далее. Как только Facebook разрешил программистам со стороны выпускать приложения, мы переписали «Мафию» и для этой сети. Но монетизировать игру не получилось — наши заработки не превышали $30 тыс. в месяц. Этих денег едва хватало на зарплату.

В поисках идей и инвесторов я отправился в Кремниевую долину и договорился с компанией Google, что она локализует нашу «Мафию» на 16 языках — сил и времени на это потребовалось много. Но популярней игра не стала.

«Я верю в экономику малых чисел». Бизнес-история Алексея Костарева 3

Алексей много ездил по миру, договариваясь с локальными сетями об интеграции, а с разработчиками игр — о новых продуктах

Фермер-кормилец

Поиски новых игр привели нас туда, где их больше всего — в Китай. Мы зарегистрировались в социальных сетях и играли с помощью онлайн-переводчика Google Translate, пока не убедились, что самый беспроигрышный вариант — виртуальные фермы, которыми нужно управлять. Таких игр было три. Нам больше понравился вариант Happy Harvest, принадлежавший компании Elex Technologies. К нашему удивлению, на своем фермерском хозяйстве она зарабатывала гроши — около $1,5 тыс. в месяц.

С китайцами мы договорились, что переведем игру на русский и предложим пользователям социальных сетей. 19 апреля 2009 г. мы запустили в сети «ВКонтакте» адаптированную версию игры под названием «Счастливый фермер». Одним из главных изменений стала плата за землю — игроку, который хотел расширить участок, приходилось раскошеливаться. Для успешной монетизации, решили мы, нужно опираться на то, что ценно для человека в обычной жизни.

Чтобы быстро раскрутить «Счастливого фермера», мы использовали принцип сетевого маркетинга — участником игры мог стать тот, кто приведет троих друзей. И уже в первый месяц собрали аудиторию, которая принесла нам больше миллиона долларов. По условиям, половину вырученных денег получала сеть, остальное мы поровну делили с китайцами. Меньше чем за год «Счастливый фермер» набрал около 10 млн человек и заработал $20 млн.

Оставалось запустить бизнес i-Jet Media в мировом масштабе. Я начал ездить по миру, договариваясь с локальными сетями об интеграции, а с разработчиками игр — о новых продуктах. Вскоре мы подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве с ведущим американским разработчиком социальных игр Playdom. К концу 2010 г. в портфеле компании было около 70 игр (в основном, западных и азиатских фирм), которые мы распространили в 27 социальных сетях России, Украины, Польши, Германии, Финляндии, Эстонии и Франции. Зарегистрированных пользователей набиралось уже около 70 млн, примерно 20-25% из них играли ежемесячно. Одним из главных преимуществ бизнеса i-Jet Media мы считали диверсификацию — если бы Facebook внезапно поменял условия сотрудничества в свою пользу, ничего критичного не случилось бы. Мы рассчитывали, что в ближайшие десять лет число каналов распространения и число пользователей не уменьшится. У нас было инвестиционное предложение по оценке i-Jet Media в $100 млн post money, и эксперты рынка соглашались, что цена справедливая. Задачей номер один оставался поиск инвестора, которому мы хотели продать 25% долю бизнеса.

Деньги требовались для развития, в частности, для покупки команд разработчиков в разных странах — помимо дистрибуции игр компания была медиаиздателем. Но основные надежды мы возлагали на новую платформу i-Jet Connect — автоматизированную систему, позволявшую любым разработчикам самостоятельно выводить свои продукты в социальные сети, управлять трафиком и монетизировать игры за счет рекламы.

Все это оказалось ненужным, когда рынок начал схлапываться. И мы, и другие инвесторы сильно переоценили его возможности. За короткий срок большинство топовых игроков — в том числе, лидеры рынка — вышли в тираж. Если бы не затраты на разработку социальных игр, компания i-Jet адаптировалась бы к новым условиям — теоретически выбраться можно из любой ситуации. Но здесь был уже реальный финиш. i-Jet Media обанкротилась, и я остался без денег.

«Я верю в экономику малых чисел». Бизнес-история Алексея Костарева 4

Алексей Костарев — пока единственный бизнесмен из Екатеринбурга, попавший на обложку федерального Forbes

Продавайте больше!

Еще до того, как i-Jet Media ушла с рынка, пять учредителей — Дмитрий Калаев, Евгений Шароварин, Сергей Вахонин, Сергей Показаньев и я — создали в Екатеринбурге венчурный фонд Red Button Capital, призванный финансировать IT-стартапы. Мы договорились вложить в перспективные проекты собственные $5 млн и привлекать деньги инвесторов, заинтересованных в диверсификации бизнеса. В Red Button родилась и программа Giftoman, претерпевшая затем несколько реинкарнаций.

Поначалу я хотел создать сервис, с помощью которого потребитель мог оформить подарочный сертификат на любой товар и выбрать магазин, где его можно купить. Затем концепция трижды менялась. Последним вариантом стало решение, которое помогает розничным сетям выполнять планы реализации. Благодаря нашей программе, информация об отставании в продажах становилась мгновенно доступной. Это позволило компании управлять в онлайне всей вертикалью продаж, начиная с самого важного звена — продавцов в магазинах.

Такое решение возникло не сразу. Сначала речь шла о том, чтобы повысить лояльность потребителей на основе персональных карточек, где накапливались данные об их покупках. За 1,5 года мы вовлекли в карточную программу 125 000 покупателей в Екатеринбурге. Вопрос был в том, чтобы доказать потенциальному заказчику ее экономическую эффективность. Не добившись результата, мы перенесли центр тяжести на сервис для мотивации линейного персонала.

Отбросить лишнее и сосредоточиться на мотивации сотрудников мне посоветовал Mark Lokareff, один из первых инвесторов Facebook, который в свое время мог стать директором i-Jet Media. В Штатах он в разное время был СЕО пяти компаний разного профиля, причем последние две оценивались дороже $500 млн. К тому времени мы и сами подумывали, что продавать нужно мотивацию.

Через два дня после того, как я вернулся из Америки, наша команда встретилась с руководством компании «Бегемот», торгующей детскими товарами. Я сказал: есть предложение отказаться от всех опций, оставив только план мотивации сотрудников и online управление вертикалью продаж. Заказчики согласились. Забегая вперед, скажу, что Giftoman помог «Бегемоту» решить задачу, связанную с доставкой данных до кассиров и продавцов. Их мотивация была привязана к количеству товаров в чеке — этот показатель стал рассчитываться автоматически и выводиться на экран кассы.

Позже мы начали работать с сетью магазинов-дрогери, продуктовой сетью «Семья» и ресторанами Subway. И если поначалу думали, что основной клиент Giftoman — это маленькие сети, то вскоре убедились, что с крупными ритейлерами нам работать проще. В августе 2015 г. мы уже заключили пять соглашений с федеральными розничными сетями на пилотные проекты.

Сейчас мы работаем с 7 федеральными сетями. В планах на 2016 г. — добавить еще 50. Мы считаем, это нам по силам.

«Я верю в экономику малых чисел». Бизнес-история Алексея Костарева 5

На церемонии вручения ежегодной бизнес-премии «Человек года», организованной «Деловым кварталом»

Не ходите, дети, в школу

После банкротства i-Jet Media у меня не осталось ничего — я был гол как сокол. Спасибо супруге Катерине — она настояла, чтобы мы поменяли жилье: нашим прибежищем была «двушка» на Уралмаше. Продав ее, мы добавили денег и поселились в «Карасьеозерском-2», где достаточно места для детей — их у нас пятеро.

В этом году мы забрали двоих старших из школы — теперь они учатся дома. И мы безумно этим довольны. Поначалу мне было не по себе, но Катерина заверила: «Напрасно паришься, все будет нормально!». И сейчас я уже не представляю, что раньше было по-другому. Мы поняли, насколько средняя школа (а хоть бы и гимназия) ограничивает возможности ребенка получать знания. Формально государство обязано помогать тем, кто обучается дома, но мы справляемся своими силами. Сейчас появились мощные технологии для образования, в том числе, дистанционного. И много полезной информации в Интернете. На очных занятиях ученик может слушать лекции самых крутых преподавателей — последнее время мои дети занимаются с педагогом из Дягилевки. Но главное в другом: школьники могут выбирать, как им удобнее построить свой день. Сейчас они начинают работать самостоятельно — лучше научиться этому в 10 лет, чем адаптироваться в институте между лекциями и сессиями.

Погрузившись в технологии домашнего обучения, мы поняли: такая практика очень распространена — мои знакомые в Москве давно освободили школу от ответственности за своих детей. Конечно, тем приходится чаще сдавать зачеты, но это хорошая тренировка, которая пригодится им в будущем.

Жизнь — вообще непростая штука.

«Я верю в экономику малых чисел». Бизнес-история Алексея Костарева 6

Костаревы с четырьмя старшими детьми

Досье DK.RU:

Алексей Костарев

Родился в 1978 г. в Екатеринбурге.

Образование:

В 2001 г. окончил электротехнический факультет Уральского государственного технического университета.

Карьера:

2001 г. — вместе с Дмитрием Шубиным открыл компанию «Медиальт», предоставляющую услуги доступа к Интернету в Екатеринбурге.

2003 г. — вместе с Дмитрием Шубиным открыл компанию «Диапазон»

2005 г. — продал «Медиальт» и «Диапазон», чтобы вложить деньги в разработку социальных игр. Вместе с г-ном Шубиным создал компанию i-Jet Media

2011 г. — создал программу Giftoman

2012 г. — ликвидировал компанию i-Jet Media

2015 г. — программа Giftoman внедрена в семи федеральных торговых сетях

Семья:

Женат, пятеро детей

 

«Я верю в экономику малых чисел». Бизнес-история Алексея Костарева 7

 

i-Jet Media и Giftoman. Хроника бизнеса

2005 год. Алексей Костарев и Дмитрий Шубин учредили компанию i-Jet Media

2007 год. Игру Maffia new выпустили на площадке rambler.ru

2008 год. После выхода первых в мире социальных игр в сети Facebook, основатели i-Jet Media открыли офис компании в Кремниевой долине (Калифорния, США)

2009 год. i-Jet Media начала сотрудничать с китайским разработчиком игр Elex Technologies. i-Jet Media издает их игры в российских социальных сетях, в первую очередь, ВКонтакте

2010 год. Игры i-Jet Media первыми появились в сети Одноклассники.ру и начали экспортироваться в европейские социальные сети: Эстонии, Финляндии, Германии, Польши

2011 год. i-Jet Media запустила технологическую платформу iJetConnect, с помощью которой разработчики могут самостоятельно размещать свои продукты в десятках социальных сетей

В марте 2012 года i-Jet Media распалась, сократив всех сотрудников.

Апрель 2012 года. Появилась программа Giftoman. Первоначально сервис позиционировался как интернет-магазин подарочных сертификатов на покупку бытовой техники и электроники.

Сентябрь 2012 года. — вторая инкарнация Giftoman. Обновленный сервис ориентировали на заведения общепита: рестораны или кафе, подключенные к Giftoman, выдавали каждому клиенту купон и предлагали передать его другу. Если друг в заведении предъявлял купон — подарок получали оба. Идея провалилась из-за сопротивления сотрудников общепита.

В апреле 2013 года запустили третью версию Giftoman — программу сделали инструментом для формирования регулярного потока постоянных клиентов в малом и микробизнесе.

В начале 2014 года сервис пришел к новой бизнес-модели. Giftoman приспособили к работе с торговыми сетями. По сути, он превратиося в систему повторных продаж.

2015 год. Программу Giftoman внедрили в семи федеральных торговых сетях

 

Интервью: Сергей Дружинин. Текст: Михаил Старков. Фото: архив DK.RU, личный архив Алексея Костарева

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.