Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Алексей Парфун: «Рекламщиков готовят теоретики по учебникам, написанным десять лет назад»

«Нам нужно обучать кадры, общаться с госорганами, собирать статистику по собственной работе и элементарно чаще общаться». В Екатеринбурге появилась первая профессиональная ассоциация рекламщиков.

В Екатеринбурге официально начал работу уральский филиал Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР федеральной структуры, которая с начала 1990-х объединяет игроков рекламного и — отчасти  медиа-рынка на федеральном уровне. Ее возглавит Алексей Парфун  генеральный директор СТС-Медиа в Екатеринбурге. Он уверен, что рекламный рынок на Урале достойно смотрится на фоне не только Москвы, но и мирового сообщества. Однако сейчас рынок проходит стадию роста, и ему очень нужна объединяющая организация, которая могла бы представлять его интересы и помогать решать общие для всех игроков проблемы. Интервью на DK.RU.

Действительно ли такая ассоциация необходима? Складывается ощущение, что большинство рекламщиков  индивидуалисты, и не один десяток лет они вполне успешно жили без союзов и ассоциаций.  

 Соглашусь. Профессия подразумевает большую степень индивидуализма. Но рекламщики — вполне адекватные личности. И они абсолютно нормально реагируют на то, что общие проблемы отрасли нужно решать сообща, по отдельности это не получится. В обсуждениях мы вывели четыре направления, по которым работать совместно куда проще, чем в одиночку, и которые актуальны для любого рекламного агентства  хоть для компании из трех человек, хоть до зубров вроде «Восхода» или «Дельтаплана». Первая история  про образование: кадровый голод испытывают все, всем нужны хорошие специалисты, а их на рынке труда практически нет. Каждого сотрудника приходится готовить индивидуально или перекупать за большие деньги, а не у всех есть для этого возможности. Второе направление  статистика: оценка емкости рынка, его сегментов, построение на основе полученных данных прогнозов. Пока в Екатеринбурге этим на постоянной основе не занимается никто. 

Третье направление  коммуникация с госорганами: УФАС, Роскомнадзор, Торгово-промышленная палата и др. Нередкая история: агентство размещает, условно, наружную рекламу. Она чем-то не устраивает контролирующие органы, и начинаются судебные разбирательства. Коммуницировать напрямую с конкретным рекламщиком по спорному вопросу чиновники опасаются, потому что это может быть расценено как признаки коррупции. А структуры, которая представляла бы интересы общества, у нас нет. При общении через ассоциацию можно было бы решать большинство таких вопросов в досудебном порядке. В том же Роскомнадзоре сидят вполне адекватные люди, которые делают свою работу, у них нет плана «всех засудить», просто сегодня у них нет независимой точки входа в индустрию. Сейчас саморегулируемые организации есть или появляются во всех отраслях  от строительства до производства колбасы, потому что без них формировать цивилизованный рынок гораздо сложнее.  

И четвертая история  про коммуникацию. Участники рынка мало общаются друг с другом. Кто-то поссорился из-за тендера крупного рекламодателя, у кого-то претензии к коллегам (причем еще 15 лет назад), которые в 95% случаев решаются просто за разговором. Конкуренция  это нормально, но когда одно крупное агентство не общается с другим  это вредно для индустрии. 

А кому пришла в голову идея создать местный филиал АКАР и почему его возглавите вы – не рекламщик, а медийщик?

 Это было встречное движение. С одной стороны экспансию в регионы начал АКАР: работает представительство АКАР на Северо-Западе, создается АКАР в Поволжье.  На екатеринбургском рынке есть игроки, которые состоят в федеральном АКАР,  это огромная структура, которая работает с 1993 г., но из Москвы достаточно сложно сотрудничать непосредственно с регионами. Одновременно с этим о необходимости создания какой-то своей саморегулирующейся организации задумались местные игроки. В апреле мы собрались с инициативными участниками рынка, объявили о желании создать филиал, направили заявку в АКАР, где ее одобрили. Сейчас поправки в устав  согласовываются в министерстве юстиции, это займет один-два месяца. После оформления документов АКАР-Урал начнет работать официально. Участие в ней уже подтвердили 18 екатеринбургских рекламных агентств. 

Почему я? Тут все просто.  Если бы во главе такого вот СРО рекламщиков встал руководитель любого рекламного агентства  а еще и, не дай бог, крупного, это вызвало бы массу вопросов. Во главе АКАР должен был оказаться человек, который понимает эту индустрию, но не заинтересован ни в тендерах, ни в сотрудниках из соседнего агентства. 

Будет ли продуктивной работа местного подразделения АКАР? Польза от деятельности многих отраслевых союзов довольно условна.

 Вот честно: ни у кого из участников уральского АКАР нет желания просто заниматься разговорами. По большому счету, это общественная нагрузка. Его участникам придется для достижения общих целей жертвовать самым ценным ресурсом  временем, и тратить его на ППР  «посидеть-поговорить-разойтись» никто не будет. Все понимают, что необходимо для индустрии, и когда мои предложения поддерживают такие могучие старцы,  да простят мне они такое высказывание  как Артем Дрыгант, Владимир Злоказов, Стас Черный, я понимаю, что в Екатеринбурге ассоциация нужна. Все хотят, чтобы в отрасли появились кадры, чтобы профессия рекламщика по-прежнему была востребована (а сейчас она в Екатеринбурге несколько утратила свой престиж), чтобы общение с госорганами стало более продуктивным. 

О кадровой проблеме  говорят представители всех отраслей. Как ее собираетесь решать вы?

— В вузах  при всем моем к ним уважении  дисциплины, связанные с рекламой, преподают теоретики по учебникам, выпущенным в 2003 г. Кроме того, там дают преимущественно общие знания, а специфические навыки каждый набирает как может. Ведь копирайтер и медиапланер  это абсолютно разные люди и по складу характера, и по компетенциям, и по темпераменту. А готовит их один и тот же факультет. В результате в рекламу идут недоученные специалисты, а также все подряд  от технарей до философов. Поэтому первый совместный проект АКАР-Урал будет образовательным. 

Мы уже договорились с УрФУ и планируем на базе университета в середине-конце сентября запустить 4-5-месячный интенсив с лекциями и семинарами дважды в неделю про креатив, стратегический маркетинг, медиапланирование и т.д. Причем, планируя его, мы исходили не из того, о чем могут рассказать местные специалисты («у нас тут есть хорошие ребята, пусть они про что-нибудь почитают лекции»), а из того, какие кадры нужны отрасли. И под составленный портрет, под необходимые компетенции уже будем отбирать «играющих тренеров», которые смогут дать студентам нужные знания. Если надо  привлечем специалистов из Москвы или из-за границы. Для студентов это будет платно, но недорого. Причем, оплата в данном случае  скорее, вопрос мотивации. К бесплатным лекциям и семинарам относятся куда более свободно и безответственно: захотел  пришел, не захотел —  прогулял. 

А может быть, в рекламную индустрию не идут не потому что она становится менее престижной, а потому что в последнее время рекламный рынок сокращается и работать на нем становится менее прибыльным делом?

 Не согласен. По моим оценкам, в этом году рекламный рынок Екатеринбурга вырастет на 10-13%. Да, какие-то сегменты выиграют больше, какие-то будут зарабатывать меньше, но это обычная ситуация. В целом он демонстрирует рост. У нас появляется все больше молодых и дерзких рекламных агентств. Да, их сложно сравнивать с такими зубрами, как «Восход», который известен не на уровне Москвы  на уровне Канн уже, или «Дельтаплан». Но есть и яркие имена, сконцентрировавшиеся на региональном рынке,  например, Be Brand Group, OrgMaster, которые впечатляюще растут и развиваются. Благодаря успеху лидеров даже небольшие рекламные агентства Екатеринбурга ничего не боятся, выполняют впечатляющие заказы от серьезных рекламодателей, и местный рекламный рынок достаточно цивилизованный и уж точно не провинциальный. На этом рынке достаточно серьезная конкуренция, но места, в принципе, хватает всем. Другое дело, что сейчас рекламный рынок Екатеринбурга находится в стадии роста, переходит на какой-то качественно новый уровень, и его надо поддержать, в том числе и с помощью отраслевой организации. 

Полдня учиться, полдня  работать

Руководители рекламных агентств Екатеринбурга уверяют, что выпускникам профильных факультетов вузов не хватает практических и профессиональных навыков. 

Владимир Жолобов
директор агентства Z&G, член АКАР-Урал
В некоторых вузах дают хороший уровень теоретических знаний, но теория и практика, бывает, сильно отличаются, а опыта у вчерашних студентов катастрофически мало. Необходимо не просто отправлять студентов на двухмесячную летнюю практику, но и организовывать учебный процесс так, чтобы со второго-третьего курса студенты полдня учились, а полдня работали. Тогда после вуза мы будем получать специалиста с опытом, а не только теоретическими знаниями.

 

Онегина Галичина
маркетолог рекламного агентства «Карась», руководитель образовательного подкомитета АКАР-Урал
Сегодняшним студентам и выпускникам не хватает представления о практике современного маркетинга. Но это полбеды. У многих из них серьезные провалы даже в базовых теоретических знаниях. Они не умеют сегментировать аудиторию, смутно представляют себе, что такое позиционирование товара, совсем не готовы проводить маркетинговые исследования и тем более — продумывать их методологию. Почти все студенты и выпускники принимают только креативную часть маркетинга и рекламы, грезят о том, как выдадут гениальную идею, заработают миллионы и напишут собственный учебник. Но маркетинг — это совсем о другом. Это тяжелый труд, долгая и кропотливая работа с цифрами, исследование и расчеты в первую очередь. А это очень тяжело и далеко не всегда весело.

 

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
  • Путин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найденПутин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найден
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.