Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Андрей Бахтеев, ГК «Тобол»: От проката до подряда

Кризис 2009 г. изменил металлотрейдинговую ГК «Тобол» до неузнаваемости. С 2010 г. группа начала экспансию в России и за ее пределами. В 2011 г. — увеличила выручку в два раза.

В последующие два года — освоила поставку стройматериалов, металлоконструкций и функционал генподрядчика. В планах на 2014 г. — двукратный рост по новым направлениям.

«Деловой квартал» № 39 (897) от 28 октября 2013 г., стр. 58-59

Металлотрейдингом ГК «Тобол» занимается с 2002 г. Предприятие создавалось в Екатеринбурге на базе складского комплекса на ул. Черняховского. В 2008-2009 гг. многие трейдеры обанкротились: металл обесценился в два-три раза, а склады были затоварены, вспоминает Андрей Бахтеев, финансовый директор ГК «Тобол»: «У нас, напротив, больших запасов не было. Мы смотрели аналитику, готовились к спаду и склады не загружали. Кроме того, банки-кредиторы проявили к нам лояльность. Все это позволило сохранить докризисные объемы, а в 2010 г. — удвоить их». В том же 2010 г. компания начала две стратегические программы — обновление автопарка и выход в другие регионы. Первую закончили в 2012 г. — ГК «Тобол» приобрела в лизинг грузовики IVECO. По второму пункту группа сформировала три дивизиона (Уральский, Восточный и Северо-Западный) и открыла семнадцать филиалов. Следующим шагом стал выход в СНГ — Киргизию, Украину, Беларусь и Казахстан. А в 2013 г. пошла масштабная диверсификация: ГК вышла на поставки металлоконструкций и стройматериалов, а также оформила лицензию на генподряд, вступив в СРО. Внедрение новых направлений курировал г-н Бахтеев.

Что это, способ подстраховаться на случай нового кризиса?

— Нет, скорее — драйвер роста. Зависимость бизнеса металлотрейдеров от колебания цен очевидна. Сегодня стоимость металла стабилизировалась, но она низка. Платежеспособный спрос на Урале идет на спад. А нам приходится конкурировать с производителями проката. Холдинги ставят своим комбинатам в задачи не прибыль, а разгрузку складов. Зарабатывают они на продукции с добавленной стоимостью, а металл готовы продавать дешево. Демпинг избаловал потребителей.

Ситуация в Сибири и на Дальнем Востоке лучше — там за счет инфраструктурных проектов и федеральных программ по строительству потребление металла растет. Опыт работы в Якутске и Южно-Сахалинске подтолкнул нас к диверсификации. Человеческие ресурсы и топливо там гораздо дороже, чем в среднем по России. Поэтому удобно закупать на одном складе широкий ассортимент товаров. Это в Екатеринбурге заказчик может металл купить на одной базе, а за стройматериалами поехать в другой район.

По каким критериям вы определяли приоритеты развития?

— Провели маркетинговое исследование. Среди вариантов развития отобрали те, которые либо повышают конкурентоспособность, либо дают добавленную стоимость. Так, по стройматериалам — главным критерием стал спрос на комплексные поставки. Что до металлоконструкций, мы решили использовать наше преимущество — наличие собственного металла. Жертвуя маржой трейдера, но оставляя маржу изготовителя, мы можем конкурировать по цене с заводами металлоконструкций. После старта направлений, ориентируясь на запросы рынка, мы оформили лицензию на генподряд и вступили в СРО. Кроме того, металлоконструкции потянули за собой поставку метизов и комплектующих.

С какими поставщиками работаете?

— Наш основной принцип — напрямую с производителями. По металлу это «ЕвразХолдинг», Ашинский метзавод, ММК и др. По стройматериалам — дилерские контракты с компаниями «ТехноНИКОЛЬ», «КровТрейд», с заводом базальтовых материалов в Приморье. Число поставщиков со временем будет расти. Например, сегодня ведем переговоры с Knauf. Их главное условие — успешный опыт дилерского сотрудничества с любым производителем в течение года. Но так как на рынок стройматериалов мы вышли только в январе 2013 г., то сейчас ждем начала 2014-го. И планируем импортировать из Китая керамогранит.

Почему из Китая?

— Во-первых, цена там куда ниже, чем у российских производителей. А во-вторых, мы рассчитываем открыть в Китае свое представительство. Но это план-максимум, задача на перспективу. Посмотрим для начала, как пойдет бизнес в СНГ. Поставки в Киргизию, Украину и Беларусь мы ведем с 2012 г., открываем представительство в Казахстане. Первый полноценный офис «Тобола» за пределами России появится в Астане, а дальше будем исходить из потребностей.

Какая продукция востребована в СНГ?

— Металлопрокат — это локомотив. Прицепом идут цветмет, строительное оборудование, компрессоры и т. д. Например, в Киргизии мы выиграли тендер у энергокомпании на поставку комплекса материалов. В Казахстане рассчитываем получить подобный контракт — на строительство ЛЭП.

Рассчитываете на тендеры или на прямые продажи?

— И на то, и на то. Опыт в России показал, что нельзя пренебрегать каналами сбыта. Например, у нас есть постоянные клиенты по прямым контрактам — «Роснефть», ФСК-МРСК и т. д. При этом мы есть на всех тендерных площадках. Это позволяет участвовать в крупных стройках: наш металл использовался во Владивостоке для строительства здания университета и моста к острову Русский — перед саммитом АТЭС, который прошел в сентябре 2012 г.

В подготовке к Олимпиаде тоже принимали участие?

— Через посредника: Нижнетагильский завод металлоконструкций, один из наших крупнейших покупателей, участвовал в стройке олимпийских объектов, используя наш металл. Есть и другие масштабные проекты. Например, мы поставляем арматуру для железобетонных работ на строительстве космодрома в Благовещенске, а в 2014 г. планируем поставлять еще и металлоконструкции. И завершаем строительство складского комплекса в Сургуте — для «Сибура».

Планируем участвовать в тендерах на реконструкцию к ЧМ-2108 Центрального стадиона в Екатеринбурге — если будут интересные условия. Такие проекты — это не только деньги, но и репутация, хороший способ привлечь внимание.

Пользовались ли господдержкой для своих стратегических программ?

— Мы получили субсидию Фонда поддержки малого предпринимательства Свердловской области — 30% от первоначального взноса по лизинговому договору на поставку грузовиков. Субсидия компенсировала проценты по лизингу. Но это единственный подобный опыт. Если в 2011-2012 гг. мы могли претендовать на помощь, то сегодня нас сложно отнести к среднему и тем более малому бизнесу. Поэтому используем кредиты.

При общем отрицательном отношении банков к отрасли на нас смотрят положительно. Кроме того, диверсификацию в реальном секторе экономики банкиры всегда оценивают как позитивный фактор.

Каков прогноз для новых направлений в общем объеме реализации в 2013 г.?

— За неполный год — уже 20%. К концу года планируем увеличить этот показатель до 30%, при сохранении продаж металлопроката на том же уровне. Задача на 2014 г. — вырасти вдвое, причем в пропорции 50/50 — между металлотрейдингом и новыми направлениями. И здесь важно отметить, что наш прирост в 2012-2013 гг. связан еще и с повышением эффективности бизнеса — за счет оптимизации процессов, структуры и издержек. При экспансии в регионы России и за ее пределы эти вопросы стали для нас острыми. Мы уже сэкономили порядка 20-22% — перевели издержки в прибыль.

За счет чего?

— Во-первых, в составе группы для трех сбытовых дивизионов сформировали единую закупочную компанию. Консолидация закупок дала возможность добиваться от поставщиков оптимальных условий и цен. Во-вторых, мы выделили в самостоятельные юрлица четыре направления деятельности, кроме основного — металлообработку, складскую логистику, операции с черным и цветным ломом, — и за счет оптимизации налогообложения достигли экономии на отчислениях. В-третьих, была сформирована УК, которая взяла на себя обслуживание всех предприятий группы по бухучету, юридическому, информационному и кадровому сопровождению. После анализа бизнес-процессов по всей группе некоторую часть сконцентрировали: например, появился единый отдел работы с договорами и единый отдел закупа. Как следствие — оптимизировали численность персонала.

После такой перестройки руководителям предприятий была поставлена задача обеспечить доход. Трансфертные расценки по обслуживанию компаний группы выводили подразделения в ноль, а прибыли руководители должны добиться за счет привлечения клиентов. Например, за счет сдачи в аренду неиспользуемых складов. Параллельно ставилась задача главам сбытовых подразделений — повысить оборачиваемость склада и дебиторской задолженности. Специфика работы металлотрейдера заключается в том, что товар закупается по предоплате, а реализуется с отсрочкой платежа. Образующий кассовый разрыв при этом закрывается за счет кредитов. Соответственно, любое замораживание активов ведет к росту кредитной массы и, следовательно, стоимости ее обслуживания.

Сегодня бизнесмены разделились на два полярных лагеря: одни ожидают экономического спада, другие смотрят в будущее с оптимизмом. А вы себя к какому лагерю относите?

— Скорее, ко второму. С одной стороны, есть объективные факторы, которые говорят, что наша отрасль при любом негативе не просядет. Сегодня государство финансирует множество мега-строек и инфраструктурных проектов: реконструкцию БАМа и Трассиба, подготовку к футбольному ЧМ. И, кроме того, есть все шансы провести ЭКСПО-2020 в Екатеринбурге. Конечно, необходима и подушка безопасности. Для себя мы ее уже подготовили — диверсификация, территориальная экспансия и оптимизация затрат позволят пережить кризис, а может быть, и прирасти.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.