Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Андрей Коркунов занялся банками

Андрей Коркунов — человек-бренд. Сначала он дал свою фамилию всем известному премиальному шоколаду. Теперь его имя читается в названии недавно приобретенного и переименованного регионального банка 

Андрей Коркунов — человек-бренд. Сначала он дал свою фамилию всем известному премиальному шоколаду. Теперь его имя читается в названии недавно приобретенного и переименованного регионального банка — татарстанского АНКОР Банка, который акционеры намерены вывести на федеральный уровень. Г-н Коркунов рассказал «ДК», почему все свои бизнесы развивает в регионах.

занялся банками
Шоколадный бизнес Андрей Коркунов продал американцам в 2006 г. на пике успеха, когда оборот компании составлял $100 млн, а ежегодная прибыль была на уровне 18%. Он решил, что для дальнейшего развития пришло время либо самому поглощать конкурентов, либо продавать фабрику. Рассмотрел оба варианта, на тот момент продажа оказалась более выгодной, и сделка состоялась: 80% кондитерского бизнеса ушли компании Wrigley за $300 млн. Остальные 20% та же компания выкупила спустя два года.
С этого момента Андрей Коркунов стал искать новые интересные проекты. Сначала в родной сфере производства продуктов питания — начал выпускать сухарики «Воронцовские», а годом позже купил татарстанский банк, удивив российское бизнес-сообщество.
Почему вы решили вложить средства в непрофильный для вас бизнес?
— Несмотря на то что мое имя прочно ассоциируется с шоколадными конфетами, я вел и другие дела. В частности, у меня есть логистический бизнес, микрофинансовая организация. Поэтому покупка банка не стала для меня каким-то принципиально новым видом деятельности. Кроме того, за годы работы я не только накопил опыт, но и приобрел прочные связи в сфере малого и среднего бизнеса. Идея создать свой банк для малого бизнеса родилась сама собой. Конечно, АНКОР Банк работает со всеми группами клиентов, но обслуживание предпринимателей — стратегическое направление.
Вспоминаются две похожие ситуации, когда успешные бизнесмены продавали свои именные бренды с целью покупки банковских бизнесов: вы и Олег Тиньков*. Это совпадение или новый тренд?
— Совпадение, наверное. Человек так устроен, что, когда он долго и упорно занимается одним делом, тем более таким емким, как производство, рано или поздно ему хочется попробовать себя в принципиально новом бизнесе. Знаете, когда мы ходим за грибами, стараемся уехать за 200 км — нам кажется, что там грибов больше. А тот, кто живет за 200 км, едет в наши края, считая, что грибы тут. Финансовая сфера многих привлекает, хотя причина прихода в этот бизнес у каждого своя.
Искал банк без скелетов в шкафу
Андрей Коркунов хотя и входит в обойму федеральных предпринимателей, столичным снобизмом ни капельки не страдает. Наоборот, он видит огромные перспективы в развитии бизнеса именно в российской провинции.
Как вы выбирали банк, чем руководствовались?
— Мы рассматривали все предложения. В Москве банки стоят неоправданно дорого, а у тех, что предлагались по доступным ценам, такие скелеты в шкафу, что страшно было иметь с ними дело. Вышли на Татэкобанк. С ним нас познакомил Павел Сигал, мой соратник по «Опоре России», который также имел небольшую долю в капитале банка. Акционеры к тому моменту уже решили банк продать, и нас устроило их предложение: и цена, и история банка.
То есть регион в вашем выборе не сыграл роли?
— Сыграл, конечно. Татарстан — успешная республика и очень привлекательная для развития банковского бизнеса. Здесь 26 местных банков, а в Москве — 600. Чувствуете разницу? Кроме того, несмотря на то что меня считают «московским» товарищем, все мои бизнесы всегда располагались в регионах. Когда мы купили банк в Татарстане, все ждали, что мы быстро разочаруемся и уйдем, испугавшись сложностей. Однако региональное построение бизнеса для меня проще и понятнее.
В чем же преимущества развития бизнеса в регионах?
— Это общемировой опыт. Возьмите ту же компанию Mars, нынешнего владельца Одинцовской кондитерской фабрики (Mars купил Wrigley со всеми ее активами). Их штаб-квартира находится в Чикаго, а не в Вашингтоне, и никто не считает, что это в провинции. А в России принято, что все крупные серьезные компании должны располагаться в Москве. На мой взгляд, это заблуждение. В регионах гораздо ниже затраты на развитие и содержание компании (например, аренда помещений существенно дешевле, чем в Москве). Также важно, что в регионах есть очень хорошие специалисты, практически нет кадровых проблем.
После кризиса ситуация будет меняться. Посмотрите, Москва уже давно переполнена, бизнесу в ней развиваться сложно. Пусть там останутся биржи, мировые консалтинговые бренды — некие атрибуты любой столицы. Бизнес же может и должен расти в регионах.
Что касается АНКОР Банка, то мы не будем замыкаться только на внутреннем татарстанском рынке, однако головной офис будет здесь, в Казани. Летом мы открыли филиал в Москве, он уже стал зарабатывать деньги. Следующий шаг — филиал в Санкт-Петербурге. Татарстан хорош простой логистикой и близостью к Москве.
Ставить на малый бизнес
Придя в банковский бизнес, Андрей Коркунов опять использует маркетинговый прием с персонификацией бренда, с его продвижением от первого лица, хотя и не так явно, как в истории с шоколадом. Ему хочется, чтобы клиенты — как корпоративные, так и частные — видели, что за банком стоит реальный человек с хорошо известным именем.
Вы уже год погружены в банковский бизнес и параллельно продолжаете работать в других отраслях. Какие перспективы развития банковского рынка можете отметить?
— Однозначно рынок будет укрупняться. Однако я уверен, что средние банки, как наиболее гибкие в работе с клиентами, в том числе с малым бизнесом, останутся. Кроме того, через пять лет банки будут в корне отличаться от сегодняшних по набору услуг. Появятся новые продукты и новые подходы к заемщикам. Сохранится тенденция снижения процентных ставок, поэтому банки больше будут ориентироваться на заработок на непроцентных доходах. Например, на новых услугах — интернет-банкинге. Уже сейчас мы видим, как много появилось автоматов для приемов платежей, в дальнейшем это все будет только развиваться. Скоро в банк можно будет зайти и с мобильного телефона.
Полное название вашего банка — «АНКОР Банк Сбережений». Выходит, работа с физлицами тоже в приоритете?
— Конечно, мы работаем с населением. Вклады физических и юридических лиц, а также остатки по счетам — это основные пассивы каждого банка. А вот как разместить активы — дело индивидуальное. И по кредитным продуктам мы решили в первую очередь работать со стабильным малым и средним бизнесом. Он — основа устойчивой экономики европейских стран. Именно благодаря сильному малому бизнесу в кризис меньше других пострадала Франция.
Мы также перенимаем этот опыт диверсификации рисков. Ведь если у банка один-два крупных клиента, он рискует всем, потеряв этого клиента. А когда обслуживаешь сразу большое количество клиентов — риски уменьшаются. Кроме того, моя команда и я сам — одной крови с предпринимателями. Нам проще найти с ними общий язык. И выгоды от такого сотрудничества не меньше. Ведь что такое средний бизнес? Это компании с оборотом в полмиллиарда долларов и выше. Они создают рабочие места, а для банка это возможность, например, предложить их сотрудникам зарплатные программы.
Увидели ли вы какую-то специфику регионального малого бизнеса?
— Никакой. С региональными предпринимателями я работал, еще занимаясь кондитерским и логистическим бизнесом. В регионах находились наши дистрибьюторы, которые везде были похожи друг на друга.
Смена названия для банка с большой историей — довольно рискованный шаг. Что вас побудило к этому решению?
— Особых рисков я тут не увидел. Тат­экобанк расшифровывался как Татарский экологический банк. Во-первых, к экологии он вообще отношения не имеет, нам нужно было уйти от этого слова. Во-вторых, татарский — ненужная привязка к местонахождению. Открыв филиал Татэкобанка в Москве, мы увидели, что менять название просто необходимо. И когда решили дать банку новое имя, стали искать слово на букву «А». Не потому, что меня зовут Андрей, просто буква «А» — первая в алфавите. Значит, в любом списке компания будет одной из первых. Этот эффект мы прочувствовали еще на бренде «А. Коркунов». Но если вы когда-нибудь пробовали давать чему-то название, представляете, сколько хороших слов уже занято другими брендами. Было непросто! Наконец пришли к слову «анкор». Это название родилось лет десять назад, так мы планировали назвать консалтинговую фирму. И под анкором подразумевали тип якоря. А уже потом коллеги стали читать в этом названии мое имя — Андрей Коркунов. Окончательно сделали выбор, увидев логотип банка с якорем, буквой «А», стилизованный под монетку. Понравилась и морская тема, ничего не захотели менять.
Я не против того, чтобы в названии банка клиенты и партнеры читали мое имя. Это же замечательно, когда люди видят, что за банком стоит реальный человек.
Андрей Коркунов
Родился 4 сентября 1962 г. в Алексине Тульской области.
Образование: в 1984 г. окончил Московский энергетический институт.
Карьера: 1987-1991 гг.— служил в Вооруженных силах. После увольнения пробовал себя в различных сферах бизнеса — от продажи оргтехники до организации фирмы по пошиву джинсовой и спортивной одежды; 1993 г. — основал компанию по импорту кондитерской продукции; 1997 г. — начал строительство кондитерской фабрики; 1999 г. — ООО «Одинцовская кондитерская фабрика» выпустило первую продукцию под торговой маркой «А. Коркунов»; 2006 г. — продал 80% кондитерского бизнеса американской компании Wrigley; 2007 г. — начал выпуск сухариков «Воронцовские»; 2008 г. — вместе с партнерами приобрел в Казани Татэкобанк и возглавил совет директоров; 2009 г. — переименовал Татэкобанк в «АНКОР Банк Сбережений». Семья Коркуновых — главный акционер Анкор Банка
74,9%
уставного капитала АНКОР Банка (ОАО) зарегистрировано на Коркунову Галину Ивановну
2,289 млрд руб.
активы АНКОР Банка на 1 июля 2009 г.
9,26 млн руб.
прибыль АНКОР Банка до налогообложения за I полугодие 2009 г.

Источник: АНКОР Банк.
Прибыль Анкор Банка снизилась в три раза
Прибыль до налогообложения за первое полугодие, млн руб.









Источник: АНКОР Банк. АНКОР Банк

Источник: АНКОР Банк. * - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.