Подписаться
Курс ЦБ на 07.02
77,05
91,04

Антон Колпаков, «Ростелеком»: Лучше стабильный 3G, чем экспериментальный 4G

Почему Урал — опорный край не только державы, но и «Ростелекома». Запустит ли монополист в свою кабельную канализацию конкурентов. Когда Kabinet сойдет на нет. ИНТЕРВЬЮ с топ-менеджером «Ростелекома».

Екатеринбургским журналистам, освещающим темы ИТ/телекома, представили нового директора уральского филиала компании «Ростелеком» Антона Колпакова, назначенного на эту должность в конце октября 2013 г. Встреча прошла в узком кругу: обсуждали особенности уральского телеком-рынка, перспективы 4G, судьбу приобретенных активов и др. Все расклады по работе «Ростелекома» на Урале из первых уст — в интервью «ДК».

Антон Колпаков в телекоммуникационной отрасли — более 15 лет. С 1998 по 2005 гг. работал в компаниях «ПетерСтар» и «Петербург Транзит Телеком». С 2005 г. — в ОАО «Дальсвязь», в котором сначала занимал должность директора по развитию бизнеса, а затем генерального директора. В 2009-2010 гг. возглавлял «Ростелеком». После объединения «Ростелекома» с межрегиональными компаниями связи холдинга «Связьинвест» занял пост старшего вице-президента объединенной структуры.

Вы работали на рынках Северо-Западного региона и Дальнего Востока. Как вам смена обстановки? Что скажете об уральском рынке?

— Урал очень разный, у каждого региона свои особенности (уральский филиал «Ростелекома» территориально объединяет регионы УрФО и Пермский край, — прим. ред.). Условия работы и рыночную ситуацию в ХМАО и ЯНАО, например, можно сравнивать с северными регионами Дальнего Востока. Здесь схожие проблемы — большие, но малозаселенные территории, к тому же труднодоступные. В крупных городах — Екатеринбург, Челябинск, Пермь — можно проводить прямые аналогии с рынками Владивостока, Хабаровска или Петербурга. И конкуренция большая, и уровень «продвинутости» абонентов достаточно высокий.

Урал всегда был особым регионом, отличался высоким уровнем экономической активности. Если вспомнить времена, когда акции компании «УралСвязьИнформ» (два года назад влилась в «Ростелеком», — прим. ред.) котировались на ММВБ, то по объему торгов она конкурировала с «Ростелекомом», а не с другими МРК. Остальные активы «Связьинвеста» («Волга-телеком», «Сибирь-телеком» и т.д.) всегда существенно уступали и в капитализации, и в ликвидности.

Как вы оцениваете активы филиала, которые перешли под ваш контроль, — с технической и экономической точки зрения?

— Пока о конкретных цифрах говорить преждевременно. Экономические показатели мы раскроем через несколько месяцев. Могу лишь отметить, что активы находятся в неплохом состоянии. Инвестиционная программа на текущий год практически выполнена, сегодня мы уже готовимся к реализации инвестпрограммы на 2014 г.

Какие приоритетные направления заложены в инвестпрограмму-2014?

— Мы ориентируемся на потребности абонентов. Сегодня в тренде — тяжелый контент, в первую очередь, видео. Поэтому логично, что мы продолжаем строительство оптических сетей, постепенно выводим из эксплуатации медные коммуникации.

Вообще, сегодня конкуренция на рынке в значительной степени формируется не в плоскости тарифов, а в плоскости  скорости, качества и ассортимента дополнительных услуг. Удельные цены только падают. Прибыль завязана на ARPU (средняя выручка на одного пользователя, — прим.ред.), его рост можно обеспечить только за счет роста объёма потребляемых услуг, внедрения новых сервисов. Особое место в инвестпрограмме уделено именно этой составляющей. Например, дальнейшее развитие IP-TV. На сегодняшний день 1/6 всех потребителей этой услуги аккумулирует именно уральский филиал — 300 тыс. из 2 млн по всей стране.

Ваш екатеринбургский актив — провайдер Kabinet, предлагает пользователям услуги цифрового кабельного телевидения. Получается, в Екатеринбурге «Ростелеком» будет параллельно развивать и кабель, и IP-TV? Какие вообще перспективы у бренда Kabinet?

— Бренд Kabinet уже не первый год принадлежит «Ростелекому». Мы анонсировали, что все локальные бренды будут упразднены. Так и произошло, например, с брендом Utel. Итоги ребрендинга мы оцениваем положительно: абонентская база не только сохранилась, но и увеличилась. Теперь очередь за Kabinet. С юридической точки зрения ЗАО «Телесеть-Сервис» (юрлицо провайдера Kabinet, — прим. ред.) уже перестало существовать 1 октября. Но надо признать, что бренд очень сильный, значимый для Екатеринбурга. Услугами провайдера пользуется треть города. Поэтому ребрендинг будет плавным. В идеале — для пользователей он должен пройти незаметно. Мы прекрасно понимаем, что любые резкие телодвижения могут сказаться на нашем имидже и привести к оттоку клиентов. Думаю, бренд уйдет с рынка не раньше, чем через год-полтора. Кстати, в дальнейшем ШПД-сеть «Ростелекома» в Екатеринбурге будет развиваться на базе сети Kabinet, которая уже сегодня охватывает 92% территорий Екатеринбурга.

Что же касается телевидения, то, действительно, какое-то время будут оказываться обе услуги — и кабель, и IP-TV. Последняя — услуга федеральная. Она, несомненно, в приоритете.

А какие перспективы у мобильной связи? Планируете запускать 4G LTE?

— Мы готовимся к запуску 4G в одном из регионов Урала. Пока идет тестирование и отладка. На мой взгляд, торопиться с 4G не стоит. Уровень спроса еще невелик, фора есть.

Да, некоторые операторы запустили 4G. Но большие территории еще остаются без покрытия, не все гаджеты корректно работают, да и скорости пока нестабильные. На мой взгляд, сегодня лучше пользоваться нормальным 3G, чем экспериментальным 4G.

С начала декабря пользователи получили возможность направлять заявки на сохранение телефонных номеров при смене оператора связи. У вас уже есть какая-то статистика по Уралу?

— Есть данные за первые два дня обращений. Счет 24:11 в нашу пользу. То есть 24 человека заявили желание перейти к нам, 11 пользователей — уйти от нас к другим операторам. В перспективе пропорция будет сохраняться на уровне 50/50. Думаю, пик на такие переходы придется на первые полгода-год после официального старта MNP, а затем спрос постепенно сойдет на нет.

Третий год в Екатеринбурге операторы связи спорят с городскими властями по поводу переноса ВОЛС с улиц под землю. Действующая кабельная канализация есть только у «Ростелекома», и в мэрии кивают на нее. В неофициальных беседах провайдеры говорили, что и рады бы убрать коммуникации в вашу канализацию, но не устраивают тарифы. Изменилась ли ситуация на сегодняшний день?

— Этот вопрос слишком политизирован. Говорили даже, что именно «Ростелеком», используя лобби в администрации Екатеринбурга, продавил принятие программы «Чистое небо». Это, конечно, не так. И ситуация на сегодняшний день далеко не патовая. Начнем с того, что мы установили тарифы на уровне цен размещения навесных коммуникаций. Кроме того, добровольно взяли на себя обязательство не поднимать тарифы в течение трехлетнего периода. Если и будет увеличение, то только обоснованное — в пределах уровня инфляции. Таким образом, прибыль, полученная от передачи ресурсов в аренду, будет покрывать эксплуатационные затраты.

С кем уже заключены контракты?

— Я не вправе раскрывать информацию без согласия всех участников. Но могу сказать, что с большинством екатеринбургских операторов уже прошли переговоры. На сегодняшний день несколько контрактов заключены, часть — в процессе подготовки документации. В том числе и с участниками «большой тройки».

Хватит ли места для всех?

— Более чем. Дефицита емкости мы не ожидаем еще и потому, что постоянно модернизируем свою сеть, заменяем «толстые» медные кабели на оптоволокно. Модернизируем и саму канализацию. Ее ведь начинали строить еще в советское время. Где-то расширяем, где-то меняем коммуникации, достраиваем подходы к новым микрорайонам. И, кроме того, у каждого оператора свои потребности — кому-то нужно 100 метров на прямом участке, кому-то рассредоточенные связки. Кто-то арендует на годы, другим нужно несколько месяцев аренды. Поэтому будет происходить постоянная ротация.

Как вы оцениваете создание альтернативной кабельной канализации?

— Я всегда за здоровую конкуренцию. Больше мне добавить, пожалуй, нечего.

Самое читаемое
  • Глава «Ленты» Владимир Сорокин: «Безжалостно режем издержки и уменьшаем цену»Глава «Ленты» Владимир Сорокин: «Безжалостно режем издержки и уменьшаем цену»
  • Виталий Калугин: Возможно, я запрыгнул в этот вагон слишком поздноВиталий Калугин: Возможно, я запрыгнул в этот вагон слишком поздно
  • Парковка как драйвер эффективности: опыт международного бизнес-парка «Деловой квартал»Парковка как драйвер эффективности: опыт международного бизнес-парка «Деловой квартал»
  • Запас прочности металлургических предприятий стремительно истощается: грозит рецессияЗапас прочности металлургических предприятий стремительно истощается: грозит рецессия
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.