Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Автодилеры пытаются вернуть спрос

эксперты Яцек Горски генеральный директор GM СНГ Андрей Красилов экс-директор центра «АвтоХаус» Наталия Нагорнова управляющая центром «Хонда на Новосибирской» Алексей Теребенин директор группы комп

Если в первой половине года участники авторынка расширялись и пополняли активы новыми брендами, то во второй единогласно объявили о замораживании развития проектов. Теперь все силы брошены на сохранение продаж на прежнем уровне.

эксперты
Яцек Горски
генеральный директор GM СНГ
Андрей Красилов
экс-директор центра «АвтоХаус»
Наталия Нагорнова
управляющая центром «Хонда на Новосибирской»
Алексей Теребенин
директор группы компаний «Уникум»

Какие новые бренды появились в Екатеринбурге?
Как отразились на продажах проблемы с автокредитованием?
Насколько изменятся цены на авто в следующем году?

Перебои с автокредитованием были не первым неприятным сюрпризом этого года. Проблема возникла уже в январе, когда в России приняли поправки к закону «О защите прав потребителей» в разделе технически сложных устройств. Новая трактовка принесла автодилерам немало убытков, так как позволила покупателям возвращать машину в течение двух недель с момента покупки и ограничила срок нахождения автомобиля в ремонте.

Но общая конъюнктура рынка в начале 2008 г. по-прежнему располагала к активному открытию новых автоцентров и расширению портфелей брендов. Компании заканчивали объекты, запланированные к строительству два-три года назад, — дополнительные площади должны были помочь справиться с непрерывно растущим потребительским спросом.

Рынок пополнился новыми брендами и автоцентрами

Так, группа компаний «Автобан» (дилер российских марок, а также GM, Hyundai, Chery и др.) открыла в этом году крупный автоцентр «Автобан-Запад» общей площадью 20 тыс. кв. м и стала дилером всей линейки брендов General Motors. До этого ГК представляла только Opel и Chevrolet, а со всеми пятью брендами (включая Hummer, Saab и Cadillac) работал единственный центр — «Глазурит». Также в этом году ГК выкупила у Турбомоторного завода недостроенное здание, в котором разместила центр «Автобан-Север» площадью 3 тыс. кв. м. Вообще, как прогнозирует ЯЦЕК ГОРСКИ, генеральный директор GM СНГ, в Екатеринбурге должно по плану работать пять дилерских центров General Motors (сейчас их три). Но разрешат ли их построить существующим партнерам или дилерство получит новая компания, в российском представительстве еще не решили.

«Автоленд Холдинг» (Ford, Mitsubishi, Mazda, Jaguar, Volvo, Land Rover) в начале года поменял состав руководства: из компании ушли ЕВГЕНИЙ ТЕРЕБЕНИН, генеральный директор, НАТАЛЬЯ ЛИШАКОВА, директор по персоналу, и ЕЛЕНА АЮПОВА, директор по продажам. Новым гендиректором назначили КОНСТАНТИНА КУДРЯВЦЕВА, который до этого был региональным директором в Уфе и Магнитогорске. А осенью совместно с новосибирским холдингом «Сарэт-Сибирь» «Автоленд» открыл автоцентр Honda (на ул. Вторая Новосибирская). «Сарэт-Сибирь» — учредитель проекта, а екатеринбургская компания ответственна за запуск и поддержку проекта, уточнила НАТАЛИЯ НАГОРНОВА, управляющая центром «Хонда на Новосибирской». До этого бренд Honda в городе представляла только ГК «Уникум».

В ГК «Уникум» также произошли перемены. Летом компания стала официальным (и пока единственным) дилером Seat. Это вторая попытка испанского бренда закрепиться на местном рынке: он уже был представлен в Екатеринбурге в 2003-2005 гг., но тогда деятельность свернули из-за низких продаж. С получением нового дилерства ГК «Уникум» произвела ротацию среди своих автоцентров. Seat разместили в автоцентре на пр. Ленина, где изначально продавали автомобили Honda, а последний год — силовую технику. Теперь Honda продают в новом автоцентре на ул. Бебеля (построили в прошлом году). Силовую технику перевели в помещение на ул. Первомайская, где до нынешнего лета был Citroen. Сам Citroen теперь предлагают только в автоцентре на ул. Автомагистральная.

Компания «Оками Моторс» получила дилерство Nissan (автоцентр AVA Motors уже начал работу) и Bentley (должен по­явиться в 2009 г. и стать четвертым в России). Центр Bentley будет совместным проектом с московской Mercury — эксклюзивным импортером таких luxury-брендов, как Bentley, Ferrari, Maserati и Lamborghini в России. Новое дилер­ство получил в текущем году «АвтоХаус» (BMW), находящийся в управлении «Оками Моторс». Теперь он дополнительно продает автомобили английского бренда MINI. Недавно «АвтоХаус» сменил руководителя: АНДРЕЙ КРАСИЛОВ, проработавший в должности гендиректора автоцентра в течение двух лет, переехал в Санкт-Петербург. «Я теперь возглавляю компанию «Росан». Это эксклюзивный дистрибьютор бренда BRP в России», — рассказал он. Место г-на Красилова занял СЕРГЕЙ СТАРШИНОВ, экс-руководитель екатеринбургского филиала ОСАО «Ингосстрах».

Компания «Автомир» (продает в Екатеринбурге Renault и Lifan), единст­венный представитель столичного авторынка, стала в текущем году работать с третьим брендом — Suzuki. Но новых автоцентров не открыла: продажи по-преж­нему осуществляет в двух точках.

Автоцентры начали менять структуру собственности

В следующем году появление новых автоцентров будет носить единичный характер (например, «БауэрХоф» должен закончить строительство нового автоцентра BMW, а «Оками Моторс» — Mitsubishi). Зато смена собственников ждет, вероятно, сразу нескольких игроков.

В этом году уже покинула рынок компания «ДримКарс» — дилер Chrysler, Jeep и Dodge. В московском представительстве Daimler пояснили, что причина расторжения соглашения заключалась в невыполнении компанией финансовых обязательств. К тому же «ДримКарс», скорее всего, не смог продлить договор аренды на земельный участок под автоцентром. В городе остался единственный дилер этой тройки американских брендов — компания «Асмото».

Два участника рынка недавно сменили собственника. Центр «Автогранд+», дилер Volkswagen в Верхней Пышме, теперь принадлежит пермскому холдингу «Машинный двор» (пришел в Свердловскую область в прошлом году, открыв в Нижнем Тагиле автоцентр Chevrolet и Opel). Поменялся состав акционеров и у «Авто Плюс» (Toyota, Lexus, Audi): ГК продала блокирующий пакет федеральному инвестиционному фонду Russian Retail Growth Fund (RRGF). Это первый случай использования средств фондов прямых инвестиций на екатеринбургском автомобильном рынке. Деньги направят на развитие. В частности, уже озвучивали информацию о строительстве второго центра Audi на пересечении ул. Хохрякова — Радищева, а также о самостоятельном ведении бизнеса по прокату автомобилей: ГК «Авто Плюс» отказалась в этом году от франшизы немецкой Europcar («дочка» концерна Volkswagen, специализируется на прокате автомобилей), по которой работала с 2004 г. Название изменили на «Авто Плюс rent a car», парк автомобилей оставили неизменным (порядка 50 штук).

Продажи впервые за последние годы сокращаются

В следующем году дилерам придется оперативно реагировать на изменение рыночной ситуации. Сокращение продаж на российском рынке уже приобрело конкретные очертания: если в начале осени проблемы с автокредитованием (ужесточение требований к заемщикам, резкий рост ставок с 12-14 до 15-25% годовых и т. п.) напрямую не влияли на показатели дилеров (шла выдача авто, заказанных в июле-августе), то в ноя­бре продажи оказались уже меньше на 10-12% по отношению к ноябрю прошлого года и октябрю текущего. Подводя предварительные итоги года, аналитики утверждают, что запланированный показатель российских продаж 3,16 млн достигнут не будет. Согласно прогнозу аналитического агентства «Автостат», в текущем году продадут только 2,85 млн новых автомобилей.

Авторынок лишился в этом году основной движущей силы развития: в 2006-2007 гг. каждый второй автомобиль продавали с использованием кредита. Пытаясь подогреть угасающий спрос, компании развернули рекламные акции и даже ценовые войны. К традиционным предновогодним подаркам в Екатеринбурге в 2008 г. добавились скидки от 5 до 150 тыс. руб. Впрочем, это явление временное, а в долгосрочной перспективе ценообразование может привести к еще большему снижению продаж. Как уже в октябре отмечал АЛЕКСЕЙ ТЕРЕБЕНИН, директор ГК «Уникум», потребители зря ждут, что у производителей опустятся руки и машины подешевеют процентов на 30. «В реальности после Нового года цены по отдельным брендам могут вырасти на $1-2 тыс. Так уже было в 1998 г.», — пояснял г-н Теребенин. Вначале подобные прогнозы от автодилеров воспринимались как еще одна попытка простимулировать сбыт, но буквально за последний месяц о росте цен объявили сразу несколько концернов. Уже подняли цены на отдельные модели Mazda и Toyota, с 1 января должны подорожать Ford, Subaru и др. Это в первую очередь реакция на повышение пошлин на импортируемые иномарки и ответ на девальвацию рубля. К тому же компаниям уже сейчас стало необходимо покрывать возросшие издержки.

детали
События на авторынке в 2008 г.
ГК «Автобан» открыла «Автобан-Запад» и «Автобан-Север».
«Автоленд Холдинг» открыл центр «Хонда на Новосибирской».
ГК «Уникум» получил дилерство Seat.
Компания «Оками Моторс» получила дилерство Nissan и Bentley.
«Автомир» начал работу с Suzuki в Екатеринбурге.
«ДримКарс» ушел с рынка.
«Машинный двор» купил «Автогранд+».
ГК «Авто Плюс» привлекла в качестве акционера инвестиционный фонд и отказалась от франшизы Europcar.
Источник: «ДК».

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.