Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

АвтоВАЗ собирает автомобильный кластер на Урале

Екатеринбург в поисках партнеров посетила делегация АвтоВАЗа. В концерне заявили, что уже строят планы, связаные с Уралом, на 2012 г. Поэтому свердловское Минпромнауки вернулось к иде автокластера.

 

Как стало известно «ДК», около двух недель назад в Свердловскую область приезжали представители технической дирекции концерна АвтоВАЗ. Целью визита было договориться с местными производителями о поставках комплектующих. Совещание в региональном Минпромнауки проводил министр Александр Петров. Как подтвердили в ведомстве, на встречу пригласили руководителей местных компаний, чья продукция могла бы заинтересовать автовазовцев. Среди них — УралНИТИ, Кировградский завод твердых сплавов «и другие предприятия». 
 
Валерий Балин, главный инженер АвтоВАЗа, затруднился перечислить уральские заводы, с которыми концерн договорился о совместной работе. «Но мы нашли точки соприкосновения, наметили планы взаимодействия на четвертый квартал 2011 г., хотя основная работа начнется в 2012 г., — рассказал он «ДК». — Сейчас формируем техзадание для свердловских заводов, требования по качеству продукции». По словам г-на Балина, уральские предприятия будут поставлять свою продукцию не только на АвтоВАЗ, но и «дочкам» концерна — они сейчас выделяются в отдельные структуры и начнут работать самостоятельно (например, это компании по изготовлению инструмента — фрез, резцов и т. д.). 
 
Как напоминают местные производители комплектующих, АвтоВАЗ уже не в первый раз пытается наладить контакт. В 2009 г. его делегация приезжала на Кировградский завод твердых сплавов, чтобы совместно работать над новыми видами инструмента. Планировалась двухлетняя программа с большим объемом инвестиций. «Тогда дела у концерна были плохи, нужно было экономить, в том числе на инструменте, — объясняет Юрий Лопатин, ведущий специалист по выставочной деятельности Кировградского завода твердых сплавов. — Однако, после того как государство влило в АвтоВАЗ 75 млрд руб., наши договоренности стали неактуальными». Теперь, полагает г-н Лопатин, автогигант снова задумался о сокращении издержек: ему необходимо снижать цены на машины, чтобы привести их в соответствие с качеством. 
 
«На АвтоВАЗе весь инструмент армируется твердым сплавом. Им нужны пластины для токарной обработки, сверления — мы их выпускаем, причем стоят они в разы дешевле, чем у зарубежных производителей», — комментирует Елена Хоревич, замдиректора по производству Кировградского завода твердых сплавов. По словам Юрия Лопатина, скорее всего, взаимодействие их завода с АвтоВАЗом возобновится. Однако протокола о намерении предприятия пока не подписывали — действуют только устные договоренности. 
 
Как сообщили в региональном Минпромнауки, есть вероятность, что Уральский автокластер, задуманный в 2008 г., все-таки появится. Три года назад речь шла о кооперации производителей черного и цветного металлопроката, труб, РТИ, автомобильных жгутов и автохимии. Однако идею отложили, и схема кластера до сих пор не проработана. Сейчас сотрудники министерства ведут переговоры с потенциальными участниками автокластера.
 
Как считает Юрий Афанасьев, гендиректор завода «Автомобили и моторы Урала» (АМУР), появление автомобильного кластера оправданно. В Свердловской области есть мощная научно-техническая школа, а также площади и инфраструктура бывших советских заводов — они сегодня не задействованы в основном производстве, но могут быть использованы малыми и средними предприятиями. «В 2008 г. АМУР инициировал и начал воплощать идею кластера. Нас поддержало порядка 40 компаний, которые были готовы инвестировать в производство различных узлов и автокомпонентов. Но тогда грянул кризис, автомобильный рынок просел на 70% — всем стало не до кластера», — напоминает г-н Афанасьев. 
 
Однако, по мнению участников рынка, пока у областных властей нет внятной и реалистичной концепции автокластера, вести переговоры с предприятиями нет смысла. «Мы могли бы войти в него как инструментальщики. Но только в альянсе с другими производителями, которые изготавливают фрезу, например с УВЗ. Но пока нас не звали», — рассказывает г-н Лопатин. «Кластер обычно создают вокруг мощного якоря — предприятия или группы предприятий, которые выпускают серийную продукцию и создают спрос на номенклатуру сопутствующих бизнесов кластера. Плюс это значительные инвестиции — как частные, так и государственные — и соответствующие условия для инвесторов, льготы по обязательным платежам и налогам, инфраструктура и т. д. По такому принципу созданы кластеры под Санкт-Петербургом, вокруг АвтоВАЗа и др. Возникает экономия на логистике, инфраструктуре. Пока эти условия не будут выполнены, Уральский автокластер так и останется просто правильной идеей», — резюмирует Юрий Афанасьев.
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Откуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образованииОткуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образовании
  • На юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублейНа юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублей
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.