Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Биполярному мегаполису проще выиграть EXPO-2020

Город, где живет 1,5 млн человек, пусть даже с хорошей инфраструктурой, не в состоянии конкурировать с Москвой и Санкт-Петербургом ни по каким параметрам.

В то же время  екатеринбургским компаниям надо выигрывать у питерских и московских фирм конкуренцию за местные кадры и за людей из ближних регионов.
Длительный устойчивый рост мегаполиса возможен с критического уровня в 2,5-3 млн чел. В этом случае работает эффект масштаба – город становится центром притяжения для людей с разных концов страны (может быть, даже со всего света) и переходит в новое качество. Если бы в Екатеринбурге проживало 3 млн чел., по многим параметрам деловой активности он без сомнения опережал бы пятимиллионный Питер.
Выигрыш Экспо-2020, на который мы рассчитываем, возможен, если вспомнить, что на расстоянии всего 200 км есть крупный областной центр Челябинск. Чтобы получить мощнейший драйвер роста и победить в конкуренции миллионников, нужно лишь создать условия для объединения человеческих ресурсов Екатеринбурга и Челябинска. Ничего сверхъестественного не потребуется – достаточно просто связать два города скоростным железнодорожным сообщением. Важно, чтобы время поездки из Екатеринбурга в Челябинск, из центра в центр, не превышало одного часа. Затем, в более дальней перспективе, необходимо кардинально улучшить автодорогу.
Сейчас добраться до Челябинска можно часа за четыре – либо на собственном автомобиле, либо автобусом, причем дорога оставляет желать лучшего. Это довольно утомительное занятие, не способствующее частым поездкам, в которых заинтересованы многие представители бизнеса двух городов. Для сравнения – у компании NAUMEN в Екатеринбурге работает 140 чел., а в Челябинске – всего семь. Челябинский офис можно было бы спокойно увеличить до 70 чел. – там есть хорошие разработчики программного обеспечения, а у нас масса незакрытых вакансий. Но системная работа с ними требует регулярных встреч наших руководителей и экспертов. Не реже, чем два раза в неделю. Сейчас это невозможно. Причем, такая ситуация характерна не только для нас – и в Челябинске достаточно компаний, способных успешно конкурировать с екатеринбургскими. И многие предприятия Екатеринбурга, будь то хлебомакаронный комбинат «СМАК» или сеть аптек «Классика», управляются из Челябинска. Представьте, насколько эффективнее компании могли бы расширить свои ресурсы и рынки, если бы их разделял только час езды на скоростной электричке.
Еще больший эффект скоростной поезд обещает культуре и образованию. Если можно вечером съездить на концерт, без разницы, в каком городе «Коляда-театр» – в Екатеринбурге или в Челябинске. Не важно, где находится музей, картинная галерея – все культурные ресурсы удваиваются и удваивают аудиторию. То же самое происходит с любым уникальным предложением, которое возможно только в крупном мегаполисе, будь то редкий бутик, уникальный стрелковый или гольф-клуб. Удваиваются и образовательные возможности – уникальные мероприятия получают двойные аудитории. Вспомним, что в «гостях обед всегда слаще».
Сама по себе идея объединить Екатеринбург и Челябинск не нова. Политики и бизнесмены уже высказывались в пользу такого альянса. Однако в большинстве случаев, когда речь заходит о большой агломерации, начинают обсуждать вопросы, связанные с созданием дополнительных интеграционных институтов, что само по себе малопродуктивно. А в случае со скоростным поездом выгода очевидна. Как только он появится, оба города начнут быстро наращивать экономический потенциал за счет синергии. Думаю, что это со временем даст дополнительно 3-4% роста в течение лет 7-10.
Важный момент: когда политики говорят, что магистраль Екатеринбург-Челябинск запланирована, они подразумевают, что да, неплохо иметь такую электричку, но не видят принципиальной и срочной необходимости в объединении людских ресурсов городов, как основного драйвера роста и предотвращения неизбежной стагнации.
Важно и то, что принятие правительственного решения о начале строительства такой электрички реально увеличило бы шансы Екатеринбурга принять ЭКСПО-2020. Выставку надо сделать делом двух городов. На мой взгляд, сейчас мы сильно проигрываем семимиллионному Сан-Паулу, тоже претендующему на эту роль. И некоторым другим городам. С пуском скоростного поезда наши шансы реально вырастут – мы получим биполярный мегаполис с новым качеством жизни. Более интересный для крупных международных событий вроде ЭКСПО-2020.

 

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.