Подписаться
Курс ЦБ на 06.07
58,51
60,16

«Бизнес стал устойчивым, и тут приходит мысль: «Наконец-то! Я все знаю!» И это — конец»

«Бизнес стал устойчивым, и тут приходит мысль: «Наконец-то! Я все знаю!» И это — конец»
Иллюстрация: Личный архив

«Сейчас разгар лета: о чем, по-вашему, в большей степени думают предприниматели? О профилактике своего бизнеса или о пляже и холодном пиве? Как думаете, что выберут 9 из 10-ти?». — Олег Сгонников

Олег Сгонников, владелец Бизнес-школы «Капитал»:

— Предприниматель проходит разные этапы развития. Вначале он учится — он, как пылесос, всасывает «чужие наработки», даже особо не занимаясь их сортировкой. Потом, конечно же, стремится укрепить свое дело, выхватывая самые «блестящие» из набранных идей. Его бизнес достигает некоторой устойчивости, и вот тут-то его подстерегает самая страшная угроза. И это даже не налоговая инспекция. Когда бизнес подрос, и возникла более-менее комфортная ситуация, в голову проникает убийственная мысль — «Наконец-то! Я все постиг! Я теперь все знаю!».

И вот прямо с этого самого мгновения предпринимателю начинает приходить конец. При достижении именно этого рубежа предпринимателю угрожает настоящая Опасность.

Один мой знакомый электрик рассказывал о несчастных случаях в своей профессии. Он долгое время работал с допуском к высоковольтному оборудованию. Электрическое напряжение там было очень сильное, и поэтому, так же как и у саперов, можно было ошибиться только один раз. Периодически там бывали несчастные случаи.

Но почти никогда жертвами электричества не становились начинающие сотрудники. Чаще всего «влипали» в неприятности именно те, кто проработал больше четырех лет и уже имел весомый опыт. Начинающие были, как правило, более осмотрительны и осторожны, а у бывалых «глаз замыливался» и развивался комплекс «я все знаю», «я все умею». В результате терялась бдительность, а потом находились их обугленные тушки.

Что именно прикончило этих горе-электриков? Высокое напряжение? Нет. Их прикончила собственная глупая идея — «Я все знаю!»

Девять из десяти российских бизнесменов допускают в управлении предприятием типичные повторяющиеся ошибки, теряя кучу денег и нервов. А причиной любой их ошибки всегда является принятая ими когда-то ложная идея.

Например, идея: не накапливать резервы «на черный день», а все засовывать в оборот. Или идея — не торопиться избавляться от неэффективных сотрудников. Или — о том, что в России можно спокойно нарушать минимум две-три статьи Уголовного кодекса, вроде статьи УК, угрожающей наказанием за «невыполнение обязанностей налогового агента».

Самая типичная из глупейших идей — «как-нибудь выкрутимся!». Великолепная идея, позволяющая зарабатывать многочисленным юристам и адвокатам по уголовным делам.

Многие предприниматели знают, слышали или как минимум догадываются о том, что они неправильно что-либо делают. Но с завидным упорством продолжают наступать на те же «грабли». Даже предостережения не помогают.

Почему же они с такой странной покорностью повторяют те же самые глупости? Да потому что их головы уже заполнены ворохом ложных фиксированных идей. Они хоть и ложные, но свои, а свое всегда теплее чужого.

Представьте семью, в которой муж давно «бухает по-черному» и постоянно бьет свою жену. И вот этого домашнего террориста пришла забирать полиция. Десять полицейских не смогут справиться с одной женщиной, если ею движет вросшая в ее несчастную голову идея — «Хоть убогонький, но свой!» Они попытаются ее спасти, но битая жена будет кричать: «Не наааадо! Оставьте его! Может, он одумается!».

Думаете, она верит в то, что он одумается? Неееееет!

Она больше всего боится остаться совсем без мужа! Хоть какой-то, но СВОЙ. Хоть плюгавенький, но есть. Это важная для нее идея — иметь собственного мужика. Это ее идея, и за нее она будет стоять насмерть.

Вы попробуйте вырвать у кого-нибудь мужа, имущество или, не дай бог, какую-либо ранее принятую им ИДЕЮ. Человек скорее сдохнет, чем отдаст то, чем УЖЕ обладает.

Когда пытаешься забрать у человека что-либо, иногда выручает предоставление чего-то взамен. Например, если бы битой жене полиция вначале предоставила заботливого непьющего мужика, и только потом забрала «ту пьянь», женщина, может, и согласилась бы. Но даже отличная замена не всегда помогает.

В бизнесе такая же ситуация. Предприниматель даже в обмен на великолепное предложение выдвинет вам двести отговорок, прежде чем согласится поменять свою точку зрения. Если уж он принял какое-то пусть и неразумное, но СВОЕ решение, то выкорчевывать даже ложную идею приходится чуть ли не клещами. Обычно свои ошибки ему ближе к сердцу, чем чужие дельные советы.

Почему-то в нашей стране не принимают, просто отчаянно не любят профилактику. Не пойму почему, но не любят, и все. И почему-то не любят выявлять свои собственные недостатки. Хотя, мне кажется, найти свой собственный недостаток — это все равно, что найти точку роста. Это же ценно! В этом весь смысл профилактики!

Может, люди просто стыдятся? Стыдно, наверное, признавать свою некомпетентность? А угробить бизнес — не стыдно?

Вот и живут предприниматели, как привыкли — совсем без профилактики. Живут, ограничивая самого себя набором нескольких фиксированных идей, не выходящих за рамки своей многолетней привычки.

Вот прямо сейчас разгар лета, и о чем, по-вашему, в большей степени думают предприниматели? О профилактике своего бизнеса или о пляже и холодном пиве? Как думаете, что выберут 9 из 10-ти, первое или второе?

Уже много лет я работаю с предпринимателями. Частенько пытаюсь объяснить им, что они делают некоторые вещи нерационально. И почти всегда вначале проявляется достаточно сильное сопротивление. Они так врастают, вцепляются в свои прошлые решения, как глупая жена в СВОЕГО привычного пьяницу. Приходится серьезно попотеть, чтобы изменить ложную точку зрения.

Предпринимателю частенько кажется, что он «Знает!». А что на самом деле обычно знает предприниматель?

  • Знает, откуда взять товар и кому его продать.
  • Знает достаточно много о своем товаре (услуге).
  • Знает некоторые юридические данные, необходимые для открытия компании.
  • Знает некоторые способы улучшить сервис.
  • Знает некоторые слухи о том, как ведет себя власть в его городе или в стране.
  • Знает некоторые принципы управления компанией.
  • Знает свои личные желания, цели.

 

Вот, в принципе, и все, что он знает. Этот стандартный «суповой набор» у 9-ти из 10-ти предпринимателей и составляет тот объем навыков, который и создает эту иллюзию — «Я все знаю!».

Всего вышеперечисленного вполне хватит, чтобы открыться и хоть как-то держаться «на волне». Однако теперь этого совсем недостаточно, чтобы успешно развиваться, чтобы бизнес рос, укреплялся и не падал.

Для этого необходимо знать гораздо больше: по-настоящему ЗНАТЬ, что такое эффективность и как ее повысить.

Сейчас особенно остро понадобились знания о том, как работать без нарушений многочисленных Кодексов и ФЗ относительно налогов, банков, кадров, контрагентов и т.п. Знание некоторых особенностей законодательства смогут вашу судьбу и ваше имущество просто спасти.

Сейчас важно:

  • Знать все «подводные камни» и «лазейки».
  • Знать все способы управления сотрудниками.
  • Очень хорошо знать своих потребителей. Причем постоянно-постоянно следить за изменениями, происходящими в их головах.
  • Необходимо знать по-настоящему и во всех мельчайших деталях сервисную работу с клиентами. Ведь сервис сплошь состоит из мелочей и разных «фишечек».
  • Знать, как правильно делать стратегическое планирование.
  • Знать PR и маркетинг в полном объеме.
  • Знать проверенный стандартный классический менеджмент.
  • Знать правильные способы инвестирования.
  • Знать, как повысить свою личную эффективность.

 

И все это такой значительный пласт знаний, изучая который, хочешь или не хочешь, а займешься делом по-настоящему. А губительная идея о том, будто «все знаешь» больше никогда не придет тебе в голову.

Так радует, что в мире бизнеса есть хоть какие-то по-настоящему мудрые люди. У отдельных предпринимателей по-прежнему проявляется активность и стремление к выживанию, они тянутся к знаниям и успешно приспосабливаются к изменениям рынка. Радует и приятно поражает степень выносливости наших бизнесменов. Бесит только то, что их меньшинство. А еще бесит, что большинство «опытных» предпринимателей ведут себя чрезвычайно беспечно. Большинство чувствуют себя уверенными «всезнайками», даже, несмотря на то, что 95% российских бизнесов убыточны.

Да, я слышал, что русские — смелые и видел множество примеров смелости в жизни, но зачем же путать смелость с безрассудностью?

Похоже, что понять важность профилактических действий у нас в состоянии лишь тот, кто хоть раз огребал реальные проблемы. Например, ценность накопления резервов очень хорошо понимает лишь тот, кто хоть раз потерял бизнес. Ценность наведения порядка в юридических вопросах способен прочувствовать только тот, к кому в офис вламывались «маски-шоу». А ценность честного сотрудника способен понять только тот, кто хоть раз становился жертвой обмана.

Остальные, похоже, живут в каком-то розовом тумане, загороженные до поры до времени узкими рамками своих привычных идей.

Не зря же в России есть поговорка: «Пока жареный петух не клюнет, русский мужик не перекрестится». Похоже, большинство сделало эту поговорку своей фиксированной идеей. Реально ведь так и живем — ждем, пока не возникнет острая необходимость, пока «не клюнет». А где же ваша мудрость, дамы и господа? Где же ваша способность мыслить, рассуждать и делать выводы? Где же ваше умение правильно пользоваться жизненным опытом (и своим, и чужим) для того чтобы ежедневно «не влипать» в те же самые неприятности? И где же ваше умение рационально изменять свою точку зрения?

Остается только посочувствовать тем, кто пытается перехитрить здравый смысл, тем, кто не хочет избавляться от своего главного препятствия. Пусть они по-прежнему думают, что знают. А мы с вами проявим мудрость и пройдем дальше, «подстелив себе соломки» и избавившись от этой губительной идеи — «Я все знаю!»

Колонка написана специально для DK.RU

Самое читаемое
  • Российским пенсионерам приготовили единовременные денежные выплаты. Но не всемРоссийским пенсионерам приготовили единовременные денежные выплаты. Но не всем
  • Скоростной поезд из Екатеринбурга в Челябинск запустят в 2022 годуСкоростной поезд из Екатеринбурга в Челябинск запустят в 2022 году
  • Сайт IKEA рухнул через пять минут после начала распродажи. Что происходит?Сайт IKEA рухнул через пять минут после начала распродажи. Что происходит?
  • Минфин расчехляет секвестр, чтобы спасти дефицитный бюджет. На чем сэкономит страна?Минфин расчехляет секвестр, чтобы спасти дефицитный бюджет. На чем сэкономит страна?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.