Подписаться
Курс ЦБ на 28.04
91,77
98,02

«Не играют по правилам». Как работать с поколением детей, которые не умеют подчиняться?

Вера Голенкова,основатель школы JLIDER.
Вера Голенкова,основатель школы JLIDER. Иллюстрация: фото предоставлено компанией

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешным. И создает условия — от образования и заботы до собственных примеров самореализации в карьере, спорте, бизнесе. Но этого хватает не всегда.

В чем нуждается современное молодое поколение, как избежать детских и подростковых стрессов и воспитать действительно счастливого человека? Об этом DK.RU рассказала Вера Голенкова, психотерапевт, бизнес-тренер, основатель Международной Школы Лидерства для Молодежи JLIDER.

С какими задачами чаще всего родители приводят детей к вам на занятия?

— Все наши программы направлены на развитие навыков, которым не учат ни в общеобразовательной школе, ни дома — например, как планировать свое время и все успевать, как разрешать конфликтные ситуации. Начало учебного года, особенно для малышей, выявило основные боли, с которыми надо работать: детям сегодня сложно общаться вживую, находиться на одной территории с большим количеством других ребят. Мало того что с одногодками приходится коммуницировать, так еще надо не пропустить, что говорит учитель или воспитатель.

Многие ученики начальных классов оказались морально не готовы к школе: они выкрикивают, кусаются, не могут усидеть на месте. Так происходит не потому, что они не были на подготовительных курсах: просто у них не сформированы личные границы, нормы поведения.

Сегодня дети — это представители совершенно нового поколения. Они одаренные, талантливые, но у них нет границ, они не умеют соблюдать правила игры, которые задает социум. С ними нельзя работать старыми методами. Поэтому каждый год мы в JLIDER находим новые формы работы.

К нам приходят благополучные семьи, которые готовили детей к школе. Но на лицах родителей замешательство: они учили ребенка читать, писать, а пришли в класс, и его как подменили. У подростков ситуация другая, плюс переходный возраст — тоже есть, с чем работать. А родителям вместо помощи предлагают обратиться со своим ребенком к психотерапевтам. Мы считаем, что детей не нужно лечить! У них необходимо развивать личностные качества и навыки. И мы для этого создали не только детские и подростковые групповые программы, консультации для родителей, но и целые курсы для школьных классов, чтобы все ребята были на одной волне, учились взаимодействовать, договариваться и решать конфликты.

До открытия школы JLIDER вы были практикующим детским врачом. Почему сменили медицинский кабинет на собственную школу? 

— Мой стаж педиатра 25 лет. На одной из консультаций в поликлинике я осознала: нет такой таблетки, которая может сделать ребенка успешным, счастливым, да и здоровым тоже.

Кто в этом поможет? Думающий родитель, который сам продолжает постоянно развиваться, личностно и профессионально, плюс наставник — детский тренер-психолог, а также работа в группе с другими ребятами. У детей нужно развивать самые очевидные навыки: как дружить, как первым подходить и начинать знакомство, как переживать эмоции, в том числе обиду на другого ребенка, как слушать и слышать другого человека. Взрослым кажется, что это само собой развивается в процессе общения. Нет, это нужно воспитывать. Слез и драк на пустом месте (опять же, по мнению взрослого) можно избежать, просто научив ребенка действовать в новой для него ситуации.

И мы этим занимаемся уже 15 лет. Когда нужно, работаем с родителями даже в режиме 24/7.

Справка

 
Международная Школа Лидерства для Молодежи JLIDER входит в ТОП 100 лучших предприятий России в сфере дополнительного образования. 15 лет JLIDER помогает всесторонне развивать личность ребенка, быть в гармоничном контакте и взаимопонимании с собой, с родителями, миром вокруг, через прокачку коммуникативных навыков и формирование предпринимательского мышления, снятие «зажимов» в теле и самореализацию в творчестве. Здесь прошли подготовку и обучение более 8000 человек, разработано 170 развивающих авторских программ, дети побывали на проектах в 25 странах мира, проведено более 50 семинаров для родителей.
Участники стажировки в бизнес-школе JLIDER в Москве с Институтом МИРБИС
Участники стажировки в бизнес-школе JLIDER в Москве с Институтом МИРБИС
 

Какие рекомендации родителям можно дать прямо сейчас?

Главное правило — только счастливые родители могут вырастить счастливого ребенка. Есть и другие.

  • Учитывать возраст и темперамент ребенка. Не ждать и не нагружать тем, чего он не может.
  •  Учитывать интересы ребенка, наблюдать и выявлять, что он любит, чем нравится заниматься, и развивать в этом направлении.
  • Ставить разумные границы, они необходимы для ориентации в жизни. Нельзя все запрещать или все разрешать.
  • Оценивать не ребенка, а поступок. Ребенок хороший всегда.
  • Прежде чем наказать, узнайте мотивы, почему он так поступил.
  • Даже если ребенок неправ, перед всем миром вставайте на его сторону. Всегда.
  • Меняйте правила по мере взросления ребенка.
  • Запреты аргументируйте.
  • Сравнивайте не с другими людьми, а с ним самим — вчера не мог, сегодня может.
  • Быть в сотворчестве с ребенком.

Наша школа — профессиональный коллектив, состоящий из психологов, психотерапевтов, арт-терапевтов. На каждый возраст созданы отдельные программы, в основе которых лежит знание и понимание возрастной психологии. Звучит, наверное, пафосно, но здесь, в JLIDER, мы воспитываем поколение, которое будет востребовано в новой современной реальности.

Ключевая задача — научить ребенка быть в отношениях, научить договариваться. У дошколенка или у школьника должно затрачиваться минимум энергии на то, чтобы жить в классе или группе. Только в таком случае высвобождается энергия, которую можно тратить на знания, ребенок начинает слышать учителя и родителей. Оказывается, они говорят умные вещи.

К каждому ребенку мы подходим индивидуально: спрашиваем его: «Какой ты?», «Что ты можешь?», «Чего ты хочешь?». Все свои мысли ребенок высказывает в круге — так рождается умение самопрезентации. Мало того, дети начинают понимать, что они имеют право высказывать свою точку зрения. Формируется уважительное отношение к людям, самостоятельность и умение находить выход в любой сложной, нестандартной ситуации.

Самопрезентация

В чем особенность ваших учебных программ?

— Все они построены на системном подходе — социальная среда, семья, личность. И охватываем все сферы развития — эмоционально-волевую, коммуникативную и интеллектуальную сферу. У нас есть годовые программы, нацеленные на долгосрочную и серьезную работу с ребенком и его семьей. Они рассчитаны на разные группы детей. Так, например, для дошколят (4-6 лет) действует программа «В школу с радостью». Она адаптирована к новым условиям школы, встрече с детьми в классе и учителями.

Четырехлетки уже очень много понимают в тренингах, они способны прописать правила игры в группе, они разбираются в конфликтах и способах их решения. В этом возрасте вся информация очень легко впитывается.  Нет сопротивления, как у более старших ребят. Очень интересно наблюдать за тем, как, к примеру, четырехлетки учатся договариваться с шестилетками. Они делают это без истерик, без фраз «Я младше, ты мне должен уступить». Они ведут себя как взрослые, ищут компромиссы.

В определенный момент у родителей возникает запрос на хорошую учебу ребенка. Тогда мы даем мотивацию на обучение. Дело в том, что к 10-ти годам ребенок входит в подростковый возраст. В приоритетах у него — общение, друзья, кружки по интересам. Если он тратит много энергии на выстраивание связей, на учебу энергии не хватает.

Для этого есть «Я — лидер будущего», «7 навыков успеха» для детей от 7 до 17 лет. Конечно, они адаптированы под возраст. У подростков развиваются лидерские качества, самостоятельность, чувство ответственности. Они получают мотивацию к саморазвитию и начинают хорошо работать в режиме многозадачности. На программе «Я — траблшутер» мы учим ребят управлять своими ресурсами и выходить из трудных ситуаций с максимальной выгодой.

Есть короткие курсы, под конкретную задачу. Например, «Эффективная коммуникация», «Мастерство общения», «Выбор профессии», «Самоменеджмент», «Маркетинг для подростка» и другие. Плюс программы на каникулы, в том числе выездные в Москву или Санкт-Петербург и за границу. Осенью поедем в Чехию.

Одна из возможностей для ребят во время обучения — создать свой творческий или бизнес-проект. Мы работаем с Росклинским университетом, институтом МИРБИС. Нас активно поддерживают «Деловая Россия», «ОПОРА России», сообщество предпринимателей. Таким образом мы погружаем детей в реалии современного бизнеса, мастер-классы проводят зачастую даже собственники бизнеса.

Дети общаются с представителями бизнес-сообщества

Идеи ребят находят поддержку у бизнес-сообщества

Через какое время виден результат?

— Когда у ребенка формируется устойчивая модель поведения. Например, после завершения годового курса разница со сверстниками в умении действовать и доводить начатое до конца — 5 лет. Они опережают своих сверстников. У кого-то есть призвание к предпринимательству, они открывают свой бизнес, зарабатывают деньги, получают первые инвестиции на реализацию бизнеса, находят партнеров, клиентов еще будучи школьниками.

Защита проектов

Дети защищают свои проекты перед сверстниками и взрослыми

Расскажите подробнее, в чем заключается работа с родителями?

— Когда звонят или приходят родители записать ребенка, мы сначала выясняем запрос — что важно ребенку, есть ли сложности в какой-то сфере. Далее подобираем программу. Мы не учим родителей жить, а работаем по конструктивным методикам, часто проводим детско-родительские тренинги. Из последних примеров: один из наших воспитанников расстроился, когда мама отстранила его от лепки пельменей. Сказала, что у него не получается. Понятно, что любой взрослый сделает эту работу быстрее и качественнее, но важно дать попробовать. Даже уборку квартиры можно превратить в творческий процесс — родитель и ребенок вместе превращают пространство вокруг себя в настоящий оазис.

Такой подход дает свои плоды: родители часто отмечают, что ребенок стал активнее на уровне класса, школы, семьи. Взрослые благодарят нас за то, что нашли общий язык с ребёнком.

В названии школы есть слово «международная», как вы работаете с другими странами?

— Мы создаем возможности для того, чтобы ребята раскрылись. Детям интересно узнавать, как живут другие люди, как и чему они учатся. Я могу их вывезти в Европу, Америку, Канаду — куда угодно. Мне важно показать талант ребенка и выбрать такую площадку, где он бы смог максимально себя реализовать. В таких поездках мы знакомим детей с зарубежными вузами, их учебными программами и новыми образовательными методиками. Уже объехали 25 стран мира.

Обучение в Лондоне

Этим летом ученики школы JLIDER прошли обучение в Лондоне

Школе уже 15 лет, вы продолжаете общаться со своими выпускниками?

— Конечно. Я каждый раз радуюсь, когда в деловой повестке упоминается имя того или иного выпускника школы. Среди них есть и собственники бизнеса, и управляющие, и политики. Ниже топов нет никого: Станислав Блохин, вице-президент корпорации «Маяк», Алена Штин, владелица агентства креативных событий «Инкапри», и многие другие видные бизнесмены Екатеринбурга прошли нашу школу и стали лидерами в своем деле.

Думали ли вы насчет франшизы?

— Сейчас школа JLIDER работает в двух мегаполисах — Екатеринбурге и Тюмени. Наши программы востребованы и уже реализуются в других российских городах  — Новосибирске, Сочи. И у нас хотят учиться. Для этого я открыла собственный курс HIGHWAY по созданию успешной системы подростковой школы с нуля за 6 месяцев. В программу собрали самые ценные знания за 15 лет. Этот курс поможет тем, кто хочет открыть свою детскую школу, поставить правильные цели, найти нужную аудиторию, сформировать команду, написать свою подростковую программу и масштабировать свой значимый живой бизнес, который реально способен изменить будущее.

И, конечно, творчество, настоящий полет фантазии. Наш ученик, 9-летний Федор, одержал победу на международном конкурсе сказок, награждение проходило в Италии. Он смело давал интервью всем итальянским СМИ.

Самое читаемое
  • «Уралмаш» в игре! В Екатеринбурге пройдет четвертый матч серии ¼ плей-офф против «Зенита»«Уралмаш» в игре! В Екатеринбурге пройдет четвертый матч серии ¼ плей-офф против «Зенита»
  • УБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея СкубаковаУБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея Скубакова
  • Сеть кофеен Coffee Like купила конкурентов из Екатеринбурга и Санкт-ПетербургаСеть кофеен Coffee Like купила конкурентов из Екатеринбурга и Санкт-Петербурга
  • «Каждый объект, который строишь, должен быть лучшим». Как рождалась династия Ананьевых«Каждый объект, который строишь, должен быть лучшим». Как рождалась династия Ананьевых
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.