Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Большие структуры как слоны в посудной лавке — залезли и ради себя оттаптывают поляну»

«Пока у нас во главе бизнеса и экономики будет менталитет «обмани, урви», мы так и будем стоять на месте, не доверяя друг другу. Зачем так вести бизнес?» — Михаил Слепухин.

Михаил Слепухин, основатель компании «Деревянные дома под ключ»:

— Решили мы порадовать старшую дочь, купить ей подержанный автомобиль в трейд-ин. Выбрали, да вот незадача: не хватило чуть более 400 тыс. руб. Решили взять автокредит, и тут я познал все прелести работы банков и автосалонов. Автосалон «Брайтпарк» (Екатеринбург) под шумок накинул к цене авто еще 50 тыс., а банк-кредитор (на минуточку, один из системообразующих банков России!) навязал услугу страхования жизни, еще «ошкурив» нас на 80 тыс. В итоге кредит нам дали, но «незаметно» к искомой сумме добавили еще 30%. 

Я понимаю, это не вина менеджеров, которые продают. Это система, выстроенная собственниками бизнеса. Один с ровного места «накидал» услуг, которые не стоят заплаченных за них денег, другой навязал страховку и повысил процент далеко от того, что обещает в рекламе.

Итог покупки — один негатив. Зачем так вести бизнес? Неужели «копеечная» прибыль (в масштабе салона и банка) важнее имиджа?

Федеральный банк, а ведет себя, как мелкий жулик в подворотне — только бы урвать, навязать. Отвечая при этом на претензии: «А что, клиент сам согласился». Но почему он согласился? Потому что автосалон, который наверняка имеет профиты от реализации «кредитных» страховок, не стесняясь заявляет: «Это требование банка, не выполнишь — кредит не дадут».

Я не против того, что люди зарабатывают, я против надувательства и мелкой лжи. Да, после оформленных претензий нам все вернули. Получается, это такой развод лохов: обратятся — вернем деньги, нет — хорошо!

Вот еще пример ближе к жизни. Энерго- и газовые сети. Мы постоянно говорим о высоких тарифах, а откуда они берутся? Да просто у энергетиков штаты раздуты, на каждый чих — отдельный человек, и при этом никто ничего не делает. Вот, приехали к нам в деревню тянуть линию 0.4 кВт, старший — злющий, говорит: «Сказали линию тянуть новую, а у меня ни проекта, ни привязки к местности». И так ведь и тянули без проекта, по схеме, что у бригадира в голове. Хотя специалисты в кабинетах сидят, зарплату получают. В итоге все свелось к тому, что какой-то дядя Вася бросил линию по своему усмотрению, набросав схему на сигаретной пачке и этим «сократив» кучу народа. Вот такая эффективность.

А попробуй кто с улицы для своих нужд линию протянуть! Столько бумаг и проектов надо собрать, стольким заплатить, пока тебе построят. А когда у них у самих сроки сдачи горят, так им и проект не нужен, и расчет быстро сделают на коленке.

Так и работают, каждая ставка при деле, а то, что тарифы заоблачные, так это такое — зачем им снижать издержки, им энергетическая комиссия хоть что подпишет.

Большие структуры мало заботятся о своей эффективности, они как слоны в посудной лавке — залезли и ради себя оттаптывают поляну, у них нет необходимости заботиться об эффективности бизнеса, они зарабатывают объемами, а клиент для них вторичен.

Впрочем, и мы, предприниматели, зачастую про клиента забываем, ставя прибыль (временами эфемерную) во главу угла. А там, где хорошо бы работать в связке, извлекая доход для всех сторон, уходим в одиночное плавание и тонем в итоге поодиночке.

Была вот история. Приехал ко мне предприниматель. Лесом занимается давно, в теме лучше меня разбирается. Неплохой специалист, работал начальником под кем-то, зарплата по местным меркам нормальная, две машины, все есть, но вот «вырос» и понесло его. Выхожу, говорит, в свободное плавание, ищу место для работы в своем цехе. Посмотрел мои возможности, но кооперироваться не захотел. Нашел цех рядом с сушилкой и четырехсторонним станком — ему показалось важным все процессы сосредоточить у себя, а не заказывать сушку и строгание у подрядчиков.

Взял цех в аренду и стал трудиться. Прошел год, убытков у новоиспеченного предпринимателя накопилось на миллионы. Объясняет: аренда большая, подрядчики подвели, долги скопились. А потому что не надо было влезать во все и сразу! Начал бы у меня как партнер, пилили бы заготовку, сушили бы и строгали ее у соседей, как я это делаю. Наработали бы клиентуру, наладили сбыт и оборот, а потом уж можно было бы и станок купить, и сушилку построить. Но ему надо было все и сразу. Итог самостоятельной работы «лесника» — машин нет, нормальной жизни нет, а только долги и отчаянные попытки расплатиться.

Многие боятся партнерских отношений — типа, как потом делить это все? И правда, есть масса печальных примеров. Со мной тоже было, правда я из этих отношений сумел экологично вылезти.

Лет 15 назад мой старый знакомый переехал в Москву и занялся там производством крышек для косметики. Но дела шли плохо. Я же, помня о том, как он мне помог раньше, вложился в это дело, купил нужное оборудование, добавил оборотки. Но перед тем мы обсудили условия. Во-первых, прибыль делится 50/50 — с этим проблем не было, просто на берегу обговорили, что считаем расходами, а что — доходами. А во-вторых, обозначили процедуру расставания, и тут, конечно, было сложнее. Он мне говорит: «Мишаня, да я тебя ни за что не кину, будем долго работать». Но я-то понимал, что рано или поздно ему захочется отъединиться, тем более, мы в разных городах, и мне его «кормить» в случае чего нет никакого резона.  Поэтому сразу поставил жесткие условия, как мы будем расставаться. Спустя пять лет он прилетел в Екатеринбург и отдал мою долю. В результате он счастлив, что у него есть бизнес, а я доволен, что не потерял друга.

Думаю, это потому, что тему «развода» мы проговорили сразу, и ни у кого не было вопросов, деньги делить легче, чем убытки.

Глядя на то, как многие ведут дела, создается ощущение, что или консультанты победили, или «боссы» сосредоточены только на прибыли, а о клиентах, заказчиках, потребителях услуг никто и не думает. А ведь именно с их денег мы живем, платим зарплаты, налоги, обновляем оборудование, «смело смотрим в светлое будущее». Все реже встречаешь тех, кто, что-то предлагая, примеряет «шляпу потребителя», становится на его место и критически оценивает, то, что он продает.

Вот и происходит: банки жалуются, что мало качественных заемщиков, денег дать некому, у автосалонов затоварка б/у машинами, а бизнесмены всячески отворачиваются от любой кооперации, считая себя умнее и опытнее других. И чем дольше я в бизнесе, тем сильнее ощущение, что нас не надо завоевывать, мы развалим себя сами!

Вывод, пока у нас во главе бизнеса, экономики будет менталитет — «обмани, урви, прибыль — наше все», мы так и будем топтаться на месте, не доверять друг другу, и все у нас будет невесело и бесперспективно.

Читайте также на DK.RU: «Приезжают с обрезом и давай стрелять!» Легко ли построить бизнес в маленьком городе

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.