Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Будет день- будут деньги. День города

Нет смысла пересказывать, что и как происходило 18 августа, – по разным оценкам, День города воочию наблюдали от 200 до 300 тыс. горожан. Те, кто предпочли холодной и продуваемой всеми ветрами Плот

Нет смысла пересказывать, что и как происходило 18 августа, – по разным оценкам, День города воочию наблюдали от 200 до 300 тыс. горожан. Те, кто предпочли холодной и продуваемой всеми ветрами Плотинке теплый диван, следили за первыми по телевизору. Мы предлагаем читателям заглянуть за кулисы праздника, оценить денежную подоплеку такого большого шоу, как День миллионного города.

Вообще в Екатеринбурге лишь три праздника
относят к общегородским: День города, День
Победы и, естественно, Новый год. Это оз-
начает, что только на вышеупомянутые тор-
жества в городском бюджете закладываются деньги. Если чемпионом по дороговизне и сложности, бесспорно, считается Новый год, то День города стабильно занимает второе место. В прошлом году Екатеринбургу на день рождения было выделено 1,2 млн руб. А всего на празднование тогда было истрачено 1,5 млн руб.

Сколько стоил день рождения города в новом тысячелетии, до сих пор никто не знает. По одной простой причине – общей сметы праздника не существует в природе. Такова специфика проведения подобных торжеств. Сводить дебет с кредитом оргкомитет начинает много дней спустя. Известно лишь, что из городского бюджета выделено ровно столько же средств, что и в прошлом. Масштабы празднования между тем намного превзошли прошлогодние.

Хорошего спонсора

должно быть много

В прошлом году, по словам председателя исполнительного директора празднования Дня города, зам. начальника городского управления культуры Ольги Гапонец, спонсоры компенсировали около 30% всех затрат. В нынешнем году, как считают некоторые члены оргкомитета, эта цифра увеличилась почти в два раза.

Отличительной особенностью Дня города-2001 стало появление полноценного генерального спонсора. Если кто помнит, в прошлом году генеральным спонсором праздника был назван Екатеринбургский муниципальный банк. Однако тот факт, что контрольный пакет банка принадлежит администрации города, говорит о многом. В нынешнем году главным меценатом пожелала стать шведская компания «Орифлэйм». Случилось это не без помощи официального пресс-агента празднования Дня города – компании «Дмитрий и партнеры».

«ДК» удалось узнать примерный размер спонсорского взноса шведских производителей косметики – около 350 тыс. руб. И, как оказалось, генеральный спонсор платит деньги вовсе не только за право называться таковым, но за вполне осязаемые вещи. А именно: 10 рекламных растяжек, логотип спонсора на центральной растяжке (Плотинка), сцена в гала-концерте на площадке в Историческом сквере (10 мин.), прокрутка 10-секундного ролика в перерывах гала-концерта. Помимо этого, самому щедрому из друзей города полагается благодарственное письмо и визит к мэру. И наконец, генеральный спонсор упоминается во всей полиграфической продукции, посвященной празднованию Дня города, а также, как правило, во всех сообщениях СМИ.

Отсюда не трудно подсчитать рекламную отдачу от спонсорских вложений. Например, аренда одной растяжки в центре города обходится в неделю примерно в 5 тыс. руб.

Сегодня праздник

у ребят

Спонсоры спонсорами, но основную финансовую нагрузку понесли так называемые «участники» – коммерческие предприятия, которым на один день отдали большинство праздничных площадок в полное и безраздельное владение. И если раньше организацией шоу практически на всех сценических площадках занимался сам город, то в этом году мэрия, что называется, воспользовалась приемом аутосорсинга.

Кроме того, по всему городу состоялись более 50 малых программ (читай – рекламных акций) самых разных фирм, начиная от местного агентства недвижимости и заканчивая транснациональными компаниями. Причем

каждый из участников заключал с городским управлением культуры договор и отчислял в казну Екатеринбурга определенную сумму. Результат не замедлил себя ждать: как оказалось, некоторые компании в итоге потратили на праздник не многим меньше денег, чем генеральный спонсор.

Особо повезло масс-медиа. Большинство коммерческих площадок было отдано именно СМИ. Те, в свою очередь, выступили в качестве промоушн-агентств, отрабатывая деньги своих заказчиков. Так, «Студия «Город» раскручивала торговую марку «Сладко», а спонсором площадки медиа-холдинга «4 канал» стала Свердловская железная дорога.

Оценив опыт прошлогоднего концерта группы Zdob Si Zdub на площади 1905 года, устроенного «Нашим радио», отцы города решили отдать творческому союзу «Наше радио – Радио Си» финальный аккорд праздника – гала-концерт. Видимо, запомнилось, что прошлый гала-концерт не так запал в души горожан, как песни молдавских парней. Или сочли, что платить таким звездам, как Агутин и «Сплин», для городской казны слишком накладно. В общем, на этот раз администрация города отдала площадку практически безвозмездно (а не в аренду, как в прошлом году) и даже избавила устроителей концерта от платы за свет и звук.

По все видимости, в оргкомитете прекрасно понимали: если за концерт берутся две радиостанции, то они обеспечат мероприятию хорошую информационную поддержку. Рекламные ролики-анонсы мероприятия откатывались на обеих радиостанциях денно и ночно. В ход пошла реклама на других дружественных станциях и рейтинговых телеканалах. До кучи использовались три растяжки и само сценическое пространство.

Очевидно, радиостанции не имели возможности финансово обеспечивать все то, что они заявили. Леонид Агутин, «Сплин» и уже раскрученные «Смысловые Галлюцинации» просто так петь не будут. Однако ставка на привлекательность гала-концерта для рекламодателей и хорошая медиа-поддержка себя оправдали – от предлагающих спонсорство, особенно в последние недели перед праздником, отбоя не было. Конечно, устроителям концерта всегда хочется сразу заполучить несколько крупных спонсоров, однако в итоге все равно получилось, как в той сказке: «ловись, рыбка, большая и маленькая».

В этом году звезды оказались достаточно «скромными»: Агутин за концерт получил $8 тыс., «Сплин» – $4 тыс. Говорят, в недавнем прошлом Вячеслав Добрынин запрашивал за выступление $15 тыс., а кое-кто требовал еще и розовый лимузин.

К «звездным» гонорарам прибавляются еще расходы на райдер – технический и бытовой. Для далеких от шоу-бизнеса читателей поясним: техническим райдером называют обязательства приглашающей стороны предоставить технику и настроить звук не ниже определенного уровня. Бытовой райдер – это некий уровень проживания. К примеру, звезде хочется лететь бизнес-классом, проживать в номере «люкс» и питаться не в студенческой столовке. Случаются, правда, и «детские неожиданности» – звезды, как известно, любят покапризничать. Однако в этот раз обошлось. Самым экзотическим пожеланием нынешних знаменитостей была просьба учесть вегетарианские пристрастия одного из «Сплинов».

Кстати, расходы на бытовой райдер сравнимы с гонорарами – каждая из приезжавших групп насчитывала по восемь человек. Таким образом, общая смета гала-концерта оказалась весьма внушительной. Устроители даже не стали называть ее размер. Очевидно, что рекламный бюджет одной, даже самой крупной, организации вряд ли бы это потянул.

По словам Ирины Колобылиной , одного из организаторов гала-концерта, радийщики очень надеются, что отдача будет эквивалентна затратам. Под отдачей в первую очередь подразумевается промоушн. Две станции, устроившие концерт, считают, что объединение слушателей в рамках концерта расширит аудиторию обеих радиостанций в целом.

Дневной бизнес

Все рады празднику и готовы тратить на юбилее родного города любые деньги. Обычно сдержанные барышни, которые приходят в ужас от одной только мысли показаться нелепыми, в этот день без колебаний украшают себя клоунскими носами и ушами, напоминающими ослиные, отцы семейств – обзаводятся рожками, а дети вооружаются надувными дубинками. Корреспондент «ДК» слышала собственными поролоновыми ушами, как продавцы воздушных шариков с нескрываемым удовольствием вспоминали о – в буквальном смысле – «золотых» августовских днях. Процент дохода сродни если не наркобизнесу, то уж точно табачному или алкогольному. К примеру, цена шарика, стоящего около рубля, в День города поднимается до 10-20 руб. Стандартный комплект из какой-нибудь клоунской шапки, воздушного шарика и фотографии с Плотинки «на память» обходится в 100 руб.

Помимо детей и любителей повеселиться, больше всех ждут праздника музыканты и артисты различных художественных коллективов. В этот день, как и перед Новым годом, они буквально нарасхват. И хотя их гонорары не сравнить с доходами звезд (от 100 до 500 руб. на человека), некоторые добирают за счет мобильности, успевая утром сыграть на площадке с военным оркестром, днем – в академическом коллективе, вечером – с начинающей рок-группой. Доход уличных музыкантов в такие дни подсчету просто не поддается.

А вот другая категория зарабатывающих на страстях человеческих – питейно-закусочный бизнес – в этом году, что называется, просел. Неожиданно для многих за неделю до праздника городские власти приняли решение запретить продажу алкогольных напитков в стеклянной таре в центре города, переняв, таким образом,

опыт проведения Дня города у соседей-челябинцев. По словам предпринимателей, их доходы оказались несколько меньше прошлогодних. Хотя, как ни странно, многие этому были рады. «День десантника, День пограничника, День города... Это все стихийные бедствия какие-то. Тут никакой прибыли рад не будешь. Лишь бы мебель целой осталась», – признался владелец одного из летних кафе на Плотинке.

День,

который год кормит

Итак, праздник состоялся. Оргкомитет еще будет заседать и подводить итоги. Ясно одно: городское управление культуры постепенно превращается в профессионального фандрайзера. Судите сами: в прошлом году в День города работало восемь основных площадок и порядка 20 мелких программ. В этот раз количество главных площадок увеличилось до девяти, а малых программ и шествий насчитывалось более 50. Все это – при том же уровне финансирования из городского бюджета. Хочется верить, что в обозримом будущем отцы города смогут не только переносить финансовое бремя празднования на плечи коммерческих компаний, но еще и зарабатывать на этом. А поучиться можно хотя бы у устроителей Олимпиады в Атланте – американцев, заработавших на празднике спорта... $5,1 млрд.

 

P.S. Написание материала происходило в условиях, максимально приближенных к боевым. Дело в том, что автор решил сочетаться законным браком с ответственным секретарем газеты «Вечерний Екатеринбург» Татьяной Сафроновой прямо в День города. Вот таким забавным образом в журналистской жизни смешиваются праздник и работа, личное счастье и народные гуляния.

Историческая справка

На самом деле день рождения Екатеринбурга – 18 ноября 1723 г. Именно в этот день в городе был запущен первый железоделательный завод. С этой даты и принято считать возраст столицы Урала. Кроме того, у Екатеринбурга есть еще и самые настоящие именины! В 1999 г., по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, День святой великомученицы Екатерины – 7 декабря, был признан церковным Днем города Екатеринбурга.

Отмечать День города начали 28 лет назад. Первоначально все праздничные мероприятия проводилось в закрытых помещениях – домах культуры и т.д. Затем дату перенесли на август (видимо, слякотный ноябрь мало располагал к веселью), а 18 лет назад День города впервые начали отмечать на улицах.

Последние несколько лет Екатеринбургу просто фатально не везло с днем рождения. В 1993 г., в день 270-летия, например, прямо во время фейерверка пошел проливной дождь с грозой, а в 98-м за три дня до праздника страну накрыло волной дефолта. В 1999 г. случился уже политический катаклизм – выборы губернатора. Противники действующего мэра отыгрались на устроителях праздника (а заодно и на самом празднике) по полной программе. Наконец, в прошлом году за несколько дней до начала торжеств затонул атомоход «Курск». Пришлось отменить салют и авиационный праздник.

Нынешний год стал счастливым исключением. Если не считать прохладной погоды, моросившего весь день дождика да чьей-то глупой шутки о заложенной на площади 1905 года бомбе.

Деньги под ногами

В праздник города деньги действительно валяются под ногами. К примеру, в виде бутылок. Накануне Дня Екатеринбурга корреспондент «ДК» встретилась с теми, кого в наше время повальной американизации называют боттл-хантерс (от англ. bottle hunters – охотники за бутылками), и провела с ними в трудах праведных целый день.

«Вклад в пенсионный фонд», – с чувством удовлетворения говорит молодой екатеринбуржец, наблюдая, как на запах оставленной им пивной бутылки с разных концов Плотинки слетаются чистенькие бабушки и запыленные бомжи...

...Баба Надя живет на улице Луначарского, и ко Дню города готовится заранее – шьет авоськи. Она открыла для себя «стеклянный» бизнес в прошлом году. Тогда в результате напряженной работы за два праздничных дня заработала треть пенсии. «Было бы больше, – вздыхает она, – если бы не приходилось всякий раз возвращаться домой, чтобы сложить бутылки».

В этом году баба Надя ждет помощи от зятя, который на своем «Москвиче» поможет отвезти стеклянную прибавку к жалованию домой. В среднем 20-минутная прогулка по Плотинке, вне зависимости от количества сборщиков бутылок на квадратный метр, приносит 15-20 бутылок. Бывает и больше. Баба Надя надеется в этот раз еще более приблизиться к своей среднемесячной пенсии.

– Не боитесь конкурентов? – спрашиваю у бабы Нади.

– Кого-кого? А, бомжей, что ли? Да нет. Бутылок на всех хватит. Они, конечно, порезвее меня будут, но мне ребята бутылки отдают охотнее.

Бомж Федор относится к конкуренции тоже философски: «Ну, бывает, подеремся из-за бутылки. Но они ведь как грибы – есть только твои, персональные, которые никому другому не дадутся, под кустом спрячутся».

Но настоящая «стеклянная охота» начинается под утро. Правда, на нее у Федора всего около часа-двух – после того, когда последние отдыхающие схлынут с городских полянок, а мусорщики еще не выйдут на поле битвы. У Федора есть укромное местечко на берегу Исети. Здесь он прячет собранные бутылки, которые нельзя унести за раз. Самой положительной чертой этого Дня города Федор считает открытие пунктов приема боя стекла – это расширило рынок сбыта. «Раньше над каждой разбитой или расколотой бутылкой слезы лил. Теперь все идет в дело – за 1 кг битого стекла дают аж 20 рублей», – радуется дядя Федор.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.