Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Будут кивать в ответ, обсуждая, как вас доить»: что надо знать о китайцах до переговоров

«Русский бизнес хочет найти волшебников, а покупает сказочников. Начинаешь рассказывать о проблемах при выходе на китайский рынок, а многие думают, что ты просто сгущаешь краски» — Максим Спасский.

Российская власть декларирует «курс на Восток». Председатель Дома российско-китайской дружбы Максим Спасский считает, что для отечественного бизнеса это хороший шанс выйти на азиатские рынки. В колонке на DK.RU он делится наблюдениями, которые помогут найти с китайцами общий язык быстрее. 

Максим Спасский, председатель Дома российско-китайской дружбы:

— По десять раз на дню я слышу вопрос: «Как начать работать с китайцами?». Это сложно, ведь там другая ментальность, другие особенности рынка и другие традиции — в двух словах не объяснить. Но есть несколько базовых вещей, о которых я расскажу.

Для начала небольшая вводная: отношения России и Китая на уровне лидеров государств декларируются как благоприятные, и это действительно так. Это позволяет российским компаниям сейчас заходить в Китай. Это хорошая новость. Плохая новость в том, что большинство русских предпринимателей собираются это делать, исходя из своих заблуждений.

Самое распространенное заключается в том, что мнение о китайцах с рынков вроде «Таганского ряда» переносится на весь народ. Наши люди думают, что китайские бизнесмены плохо говорят по-русски и будут бегать за тобой, лишь бы ты что-то купил. Но китайцы, которые занимаются инвестициями в самом Китае, — это белые воротнички, которые в математике разбираются очень хорошо, понимают законы бизнеса и ищут в первую очередь выгоду для себя.

Ко мне обращается много предпринимателей, которые думают, что свои неликвидные активы они с легкостью продадут китайцам, причем очень дорого. Один из недавних примеров: люди хотели продать турбазу по цене $800 тыс. В итоге продали эту турбазу российскому покупателю — за $100 тыс. В восемь раз дешевле!

Русский бизнес хочет найти волшебников, а покупает сказочников. Когда начинаешь рассказывать о проблемах при выходе на китайский рынок, многие думают, что ты просто сгущаешь краски. Но вот несколько советов и наблюдений, которые помогут вам легче найти с китайцами общий язык.

1. Презентация

Если вы хотите реально что-то продать китайцам, в качестве презентации сделайте видеоролик о вашей компании и бизнесе. Китайцы ценят технологичность, поэтому будет плюсом, если вы покажете свое производство и специалистов, которые у вас работают.

Ролик может быть на английском языке, но обязательно должны быть китайские субтитры. Причем следует понимать, что в Китае больше 200 диалектов. Для разных аудиторий должен быть разный текст, в том числе в лингвистическом плане.

2. Переводчик

Отсюда следует второй нюанс — надо правильно подобрать переводчика. Если вы едете побродить по Пекину и вам просто нужен гид, который на ломаном русском может что-то рассказать, то ценник на переводчика за 6-8-часовой рабочий день — $100 плюс обед за ваш счет.

Но если говорить о бизнесе, то за такие деньги вы наймете человека, который не передаст нужный вам смысл. Он может говорить очень уверенно, а на самом деле будет нести всякую белиберду. Стоимость квалифицированного переводчика на переговорах, как правило, достигает $300-400 в час.

Более того, если хотите подстраховаться, то либо нанимайте двух переводчиков, чтобы они друг друга корректировали, либо записывайте переговоры на диктофон и потом переводите подстрочник. Ведь китайцы могут делать вид, что отвечают на ваши вопросы, а сами будут обсуждать цвет ваших глаз, форму носа, смешные привычки и договариваться, как вас доить.

3. Визитка

Такая простая вещь, как визитка, тоже заслуживает отдельного внимания. Мой совет такой: помимо контактных данных разместите на визитке фотографию. Это выглядит несовременно, но имейте в виду: если азиаты для нас на одно лицо, то и мы для них тоже. По фотографии им будет легче понять, кто владелец этой карточки.

4. Менталитет

От прикладных вещей перейдем к несколько философским. Не будет секретом, что наши менталитеты отличаются, и это сильно влияет на переговоры и ход сделки. Чтобы русскому бизнесу понять китайцев, надо читать их легенды и сказки. Там прописано, что такое хорошо и что такое плохо. Например, героем считается человек, который обхитрил белого богача. Это должно навести вас на какие-то размышления.

Общая китайская ментальность построена на следующих принципах: во-первых, они беспрекословно уважают государство, во-вторых, личные интересы не ставят выше общественных, в-третьих, никогда не скажут «нет» напрямую. Русские компании, не получив прямого отказа, трактуют это как согласие, а потом сильно разочаровываются, когда сделка не заключается. 

5. Мифы о Китае

Недавно от серьезных московских бизнесменов пришел запрос: есть, мол, тайный китайский город, куда свозятся и распродаются за бесценок товары, выпущенные на фабриках сверх плана. «Найди нам этот город!» — просили они. Серьезные мужчины в деловых костюмах, все на бентли приехали на встречу, но диву даешься, откуда это у них в голове берется!

Второй популярный миф связан с дешевизной. В отличие от первого, это лет десять назад действительно было правдой, но времена изменились. Во-первых, рабочая сила в Китае давно не дешевая. Если вы хотите найти дешевую рабочую силу, то смотрите Вьетнам, Камбоджу, но это уже не про Китай. К слову, сейчас в России средняя зарплата ниже, чем в Китае.

Во-вторых, Китай давно не страна, которая производит дешевый товар. Эта страна выпускает и океанские лайнеры, и самолеты, и космические корабли, строит небоскребы и скоростные дороги. 

Наконец, хочу поделиться несколькими личными выводами. Для себя я решил, что мне комфортно работать с южанами и некомфортно — с северянами. Север бедный, жизнь там тяжелая, условия суровые, деньги зарабатываются трудно, поэтому выходцы из этих регионов пытаются выжать каждую копейку, они видят только свой интерес в любых отношениях, и договариваться с ними ни о чем нельзя.

Шэньчжень, Гуанчжоу — богатые южные регионы, они тесно общаются со всем миром, с ними однозначно можно работать. 

А кроме того, я для себя решил, что сотрудничаю только с китайцами, у которых есть высшее образование и опыт взаимодействия с европейцами. Потому что переучивать китайца, который привык вести бизнес только с китайцами — дело бесполезное. 

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.