Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Быть богатым больше не модно. На хайпе — пародия на бедность

Бросающаяся в глаза роскошь отныне признак дурного вкуса. Притворяться бедным, даже имея приличный счет в банке, — новый способ показать миру свой авторитет.

Эпоха показной роскоши и жизни в стиле «быть не хуже других» в России заканчивается. Айфоны в кредит, золотистые спортивные костюмы «дорого-богато» и понятие «лакшери» стали маркерами плохого вкуса, пишет «Нож».

Покупка дорогих гаджетов и машин в кредит еще два года назад была буквально обязательной для людей рабочих профессий. Сегодня такая показная роскошь все чаще упоминается в связке с глупостью и дурным вкусом. В обществе произошла серьезная смена парадигмы.

Молодежь сегодня не любит ничего стабильного: съемные квартиры, одноразовая мебель из «Икеи», одежда и авиабилеты с распродаж. Кричащая роскошь нулевых, кажется, уходит навсегда. На место ей приходит другая крайность — пародия на бедность.

Неприметный нормкор, пиво по акции, хвастовство вещами, найденными на распродаже, и рассказы о том, как вписался пожить в чужом городе без денег. Все это нормально теперь для людей небедных, работающих на хорошей работе и живущих в собственной квартире в столице.

Зачем же прикидываться, что приходится экономить на всем, если деньги на самом деле есть?

По статистике, люди в последние годы обеднели. Например, опубликованное в прошлом году The Guardian исследование данных Люксембургского центра по изучению доходов, где проанализирована информация за последние 30 лет, показало, что заработки молодых людей сегодня ниже, чем когда-либо с начала промышленной революции. Аналитика Young Invincibles, основанная на данных Федеральной резервной системы, утверждает, что 25-34-летние американцы зарабатывают на 20% меньше, чем их родители в том же возрасте. Сегодня большинство молодых людей в США живут с родителями из-за громадных кредитов за обучение и неподъемных цен на недвижимость. Стоит прибавить к этим тенденциям атаку маркетологов, которые изобретают все более хитроумные способы продать модную вещь.

Когда тебя начинают рассматривать только как рыночную единицу, a человеческий потенциал оценивают в маркетинговых категориях, появляется желание сделать все, только бы уйти от подобной системы оценок. Однако причина, по которой люди вокруг — независимо от финансового положения — ударились в дауншифтинг и стали говорить об ответственном потреблении, не только в экономике. Этика и ценности тоже не на последнем месте.

Сегодня внешний вид человека должен говорить о поддерживаемых им ценностях, a не об уровне зарплаты. В мире, где на первый план выходит борьба с несправедливостью во всех ее проявлениях, кичиться покупкой iPhone X и перелетами бизнес-классом значит добровольно сделать себя мишенью народного гнева. Раньше демонстративная роскошь вызывала раздражение и зависть, сегодня это скорее гнев, грозящий вылиться во что угодно. Именно поэтому Марк Цукерберг ходит в одной и той же толстовке, а Иванка Трамп рассказывает прессе истории о панк-юности.

Изменяется и само представление о роскоши. Теперь это не дома, яхты и бриллианты, a хорошее образование, возможность планировать день по собственному желанию и количество часов в режиме офлайн.

В 1899 году экономист Торстейн Веблен в своей знаменитой работе «Теория праздного класса» вводит понятие «демонстративное потребление» для вещей, призванных сигнализировать окружающим о высоком социальном статусе их владельца. Рассуждая о том, что сегодня стало показателем социального статуса, Элизабет Керрид-Хокетт, профессор государственной политики в Университете Южной Калифорнии вводит новое понятие — «незаметное потребление».

То, что во времена Веблена было роскошью, сегодня доступно для среднего класса. Так что богатые люди стали использовать гораздо более тихие обозначения своего высокого положения. Нет, олигархи как и раньше демонстрируют уровень доходов через шикарные особняки и лимузины. Но изменения в расходах на роскошь обусловлены состоятельной, образованной элитой или теми, кого Керрид-Хокетт называет «устремленным классом». Это нео-яппи, определяющие себя через пренебрежительное отношение к потреблению и сосредоточенные на накоплении культурного капитала и впечатлений, а не денег. Может быть, ключевым в истории с незаметным потреблением будет то, как оно воспроизводит привилегии новым, до сего дня невиданным способом.

У вас должно быть достаточно денег, чтобы делать вид, что они для вас не важны.

На самом деле чужая роскошь сегодня не бросается в глаза только тем, кто не знает маркеров этой роскоши. Толстовка Цукерберга не приближает его к миллионам обычных людей, как бы им ни хотелось сделать его символом поколения. Игра буржуазии в левачество и дауншифтинг не приближает их к настоящим бедным и борьбе с неравенством.

В конечном счете история про мнимую бедность — это история про желание выглядеть кем-то большим, нежели простым потребителем и обывателем. Хотя потребляем мы гораздо больше, чем производим, быть просто потребителем стыдно. Показать, что деньги для тебя не важны или, по крайней мере, не стоят на первом месте — лучший способ направить внимание людей на то, что ты делаешь.

До тех пор, пока война считается порочной, она сохранит свое очарование; вот когда ее сочтут вульгарной, она перестанет быть популярной,  — этот афоризм Уайльда вполне применим и к показной роскоши.

Превратившись в вульгарщину, роскошь утратила силу. Теперь принято мечтать не о брендовых сумках и джинсах, a о собственном стартапе.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.