Подписаться
Курс ЦБ на 28.04
91,77
98,02

Бот-атака: как экономить на зарплате за счет роботов. КЕЙС

Бот-атака: как экономить на зарплате за счет роботов. КЕЙС
Иллюстрация: Личный архив Вячеслава Чукреева

Вячеслав Чукреев, OnlinePBX: «Компания, которая собирает айфоны, уволила 60 тыс. сотрудников и заменила их роботами. Маск любит на эту тему нагнать жути, но лично я вижу в этом только благо».

В новостях все чаще появляются сообщения о том, что компании уволили сотрудников, заменив их ботами. Роботы — наконец не будущее, а настоящее, и бояться этого не стоит, уверен основатель сервиса виртуальной АТС OnlinePBX Вячеслав Чукреев. Сам он давно экономит на ФОТе, написав с десяток ботов. Как — рассказывает в колонке на DK.RU.

Вячеслав Чукреев, основатель OnlinePBX:

— Недавно компания Foxconn, которая собирает электронику, в том числе айфоны, уволила 60 тыс. сотрудников и заменила их роботами, и на этом существенно сэкономила. Илон Маск любит на эту тему нагнать жути, но лично я вижу в этом только благо. Не нужно думать, что боты заменят нас всех или сделают нашу жизнь хуже. Они создадут конкуренцию, и прежде всего не между ботами и людьми, а между компаниями, и это приведет к снижению стоимости товаров и услуг.

В нашей компании уже сейчас работают семь разных ботов, что позволяет нам, получая в месяц тысячу заявок от потенциальных клиентов, иметь отдел продаж из троих человек. Я думаю, по эффективности этот отдел сопоставим с отделом из десяти специалистов минимум.

Среди нашей бот-команды есть «туповатые», которые работают только на основе алгоритмов, и «умные», основанные на машинном обучении. К первым относится, например, бот-голосовое приветствие или те, что распределяют входящие звонки и заявки от новых клиентов. К ним же относится «почтовик» в службе поддержки. Всем, кто пишет на ящик support, он отвечает: «Здравствуйте, ваше письмо принято в обращение». Но дальше в работу включается второй бот — почтовик, который уже из «умных»: он обладает способностью анализа и составления текста и отвечает на вопросы, которые есть в письме.

Например, приходит очевидный вопрос: «Здравствуйте, какие у вас тарифы?» На него достаточно просто отправить прайс. Человек может формулировать по-разному, но бот разбивает фразу на составляющие, анализирует и выбирает шаблон. У людей в техподдержке тоже есть шаблонные ответы. Более того, процентов 60 всех ответов на письма — шаблонные, потому что людям просто лень искать информацию на сайте. Обработку таких запросов бот ускоряет. Сейчас наш бот предлагает ответы, но не отправляет их без одобрения сотрудника, но в какой-то момент, когда процент правильных вариантов будет больше 90%, будет сам и отправлять. Если незначительный процент клиентов получит не тот ответ, который они ожидали — ничего страшного: люди тоже могут ошибиться с выбором шаблона, это нормальная история.

У нас есть «умный» бот Ванга, который предсказывает отделу продаж — купит клиент нашу услугу или нет.

Когда человек зарегистрировался на сайте, мы даем ему протестировать виртуальную АТС в течение 14 дней. За это время мы наблюдаем, какие функции он включает, какие отключает, какие разделы посещает. По этим поведенческим показателям бот делает анализ и на третий день выдает ответ: «Этот клиент точно заплатит» или «Возможно, не заплатит».

Как работает машинное обучение? Мы готовим большую таблицу с цифрами. Для бота это обезличенные данные: для него неважно, клик ли это, письмо или переход по ссылке. Его задача — составить матрицу. По ней он видит: если такие-то значения — то вероятность покупки такая-то. Каждый день он пересчитывает эту матрицу на основе анализа истории взаимодействия с 30 тысячами наших нынешних и бывших клиентов. При этом у Ванги с десяток алгоритмов, и мы разрешаем ей использовать несколько формул, потому что сделать одну формулу и использовать ее для всех поведенческих типов неправильно.

Самый прикол в машинном обучении: не вы пишете формулу для машины, а она сама себе пишет эту формулу. Человек на самом деле слаб в анализе больших данных. Он может выдать одну-две-три формулы, когда речь идет о простых числах, но когда она заходит о сотнях мегабайт (считайте, это небольшая библиотека) и надо найти среди этих цифр закономерность, человек беспомощен.

Здесь машина работает круче, однозначно. Сейчас Ванга предсказывает результат с точностью до 70%. Менеджеры смотрят на ее подсказки и принимают решение, есть ли смысл дальше работать с какой-то заявкой. То есть мы экономим колоссальное количество ресурсов, при этом ни один потенциальный клиент не остается без внимания.

Конечно, результат бывает непредсказуемым. Например, Ванга как-то выдала прогноз «этот человек точно заплатит» после того, как клиент уже отправил подписанный счет. Наша задача — убрать из матрицы такие очевидные вещи и оставить не очевидные.

Еще у нас есть бот, который смотрит за дневной активностью сотрудников: если он замечает, что человек мало передвинул задач, то шлет сообщение: «Надо бы поработать» или «У тебя самые плохие результаты за неделю». Есть бот-РОП Кирич, который еженедельно готовит отчеты о продажах и составляет планы. Там нет машинного обучения, он просто рисует графики. Наконец, у нас есть бот, который дает матерный жизненный совет. Он идет в ход тогда, когда диалог заходит в тупик. Бизнес-задач он не решает, но иногда очень выручает.

Вкратце это то, как работают боты на благо компании на нашем примере. Я не сомневаюсь, что их будет только больше. Например, сейчас мы собираемся писать бота, который будет предсказывать, что клиент, возможно, уйдет. Это можно понять, если он снизил активность или отключил какие-то функции. Такой бот будет закидывать в отдел сопровождения сигнал, что надо этому клиенту позвонить, он чем-то недоволен.

В перспективе ближайших двух-четырех лет боты станут умнее, у них будет больше функций и возможностей. За счет этого будут экономиться не только деньги, но и время: человек может тупить, а бот отвечает мгновенно.

Вообще, думаю, скоро можно будет выбирать ботов, как в AppStore приложения, и нанимать их на работу. В любой компании есть бизнес-процессы, которые не уникальны: бухгалтерия, АХЧ (доставка воды, еды, уборка), отдел продаж, служба доставки… Среди ботов можно будет набрать команду, которая обладает определенными компетенциями. И тогда бизнесы будут строиться следующим образом: тебе приходит в голову идея, ты нанимаешь ботов и руководишь ими. Имея 30-40 ботов, ты сможешь заменить штат в 500 человек, и при этом брать гораздо меньше денег за свои услуги.

Когда мне говорят, что роботы не способны давать эмоции, и в этом проигрывают людям, мне смешно. Судите сами: в прошлом году мы приняли более миллиона звонков от детей, которые звонили нашему боту Деду Морозу. Они пищали от радости! Ни один человек не справился бы с этим морем звонков. Этот бот не исполнял функцию — он радовал людей. В этом году количество звонков уже больше трех миллионов, сейчас мы шагаем в Штаты, и сделаем счастливыми еще и американских детей. Заметьте, при помощи ботов.

У людей есть потребность в зарабатывании денег, поддержании формы, они могут уставать или болеть, а у ботов нет таких проблем. Наш Дед Мороз ежесекундно обслуживает 300 звонков, и это стоит нам 1200 рублей в месяц за аренду виртуального сервера. А во что бы это обходилось, найми мы людей?

Те вещи, которые были раньше невозможны, станут возможными благодаря ботам, и это породит совершенно новые рынки и новые стандарты ведения бизнеса. Я уверен, что нет более творческой работы, чем предприниматель, и уж эта профессия с распространением ботов точно не вымрет, а станет еще более творческой.

Текст — Полина Борисевич

Бот-атака: как экономить на зарплате за счет роботов. КЕЙС 1

Самое читаемое
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
  • Прогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделийПрогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделий
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.