Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

Челябинская экспансия на авторынок Екатеринбурга: как пережили кризис и откуда деньги

«Портфель брендов нашей группы не содержит большого числа марок. Мы не распыляем деньги на развитие в непонятные бренды. У нас нет гигантомании». Маркелл Леонов, УТЦ; Кирилл Лучкин, «Мазда Мотор РУС».

В Екатеринбурге начал работу новый участник автомобильного рынка: на этой неделе челябинский «УралТехЦентр» (УТЦ) официально открыл дилерские центры японских брендов Mazda и Mitsubishi на ул. Металлургов — на площадке, где ранее работал салон федеральной ГК «Независимость», ушедшей с рынка. Новичок планирует закрепиться в уральском мегаполисе, несмотря на то, что российский авторынок, лишь недавно вернувшийся к положительной динамике, вновь испытывает давление со стороны зарубежных валют. И ряд экспертов ожидает снижение спроса на модели, собираемые за границей.  

О том, как региональному дилеру удалось выстоять в кризис — в отличие от ряда других игроков, включая федералов, почему руководство компании убеждено в стабильности продаж в новом для себя городе, и что будет с ценами на авто, DK.RU рассказали директор дилерского центра «УТЦ» в Екатеринбурге Маркелл Леонов и Кирилл Лучкин, заместитель коммерческого директора «Мазда Мотор РУС». 

Маркелл Леонов, директор дилерского центра «УТЦ» в Екатеринбурге: 

В Екатеринбурге вы работаете с конца марта — в техническом режиме. Сколько авто удалось продать за это время?

Челябинская экспансия на авторынок Екатеринбурга: как пережили кризис и откуда деньги 1— 210 автомобилей Mazda в Екатеринбурге, и в Челябинске еще порядка 360.

Покупательская способность в Екатеринбурге выше, чем в Челябинске, или примерно одинаково?

— Выше.

За последний год в Екатеринбурге наблюдается экспансия челябинские игроков — прошлой осенью автоцентры Volkswagen, Mazda и Nissan, которыми ранее владела питерская компания «Автопродикс», перешли под контроль холдинга «Регинас». После в город зашли вы. С чем это связано? Чем интересен Екатеринбург соседям, и откуда у Челябинска деньги?   

— Откуда деньги, мы не скажем. Отвечу так: мы не сговариваемся — в Челябинске автодилеры, так же, как в Екатеринбурге, не дружат, являются конкурентами. Наша компания выбрала этот город неспроста: мы работаем с Mazda два года — в 2016 г. открыли дилерский центр этого бренда в Челябинске. Нам нравится команда российского представительства марки, работается комфортно, поэтому, когда открылся конкурс на дилерство в Екатеринбурге, мы в нем поучаствовали. И выиграли — в рамках дилерского центра на ул. Металлургов. А так как площадка просторная, то мы открыли здесь еще и салон Mitsubishi. Рынок Свердловской области большой, думаю, у нас здесь все получится.  

Все-таки история удивительная: одна марка в городе закрыта двумя компаниями, причем обе — из другого мегаполиса. Получается, конкурировать на этом рынке вы будете опять с челябинцами. Вы ранее общались? 

— Нет, потому что «Регинас» не является для нас конкурентом в Челябинске — ни по одной из марок, что у нас есть, мы там не пересекаемся. Насколько я знаю, компания давно вела переговоры о покупке всех марок, расположенных на площадке на ул. Высоцкого (Volkswagen, Mazda и Nissan. — Прим. ред.). Они зашли в Екатеринбург чуть раньше нас. Но в целом тот факт, что мы закрыли дилерство Mazda здесь — чистая случайность. Сейчас мы общаемся с «Регинас» в рамках мероприятий японской марки.

Верно ли, что корни челябинской экспансии нужно искать в том, что авторынок города пережил кризис 2014 г. лучше? Вы оказались стабильнее, устойчивее и на выходе располагали финансами, чтобы зайти на более крупный рынок Екатеринбурга. В чем секрет успеха по выживанию в прошлый кризис — вы были меньше закредитованы, спрос в Челябинске упал меньше? Почему вы вышли из той нестабильности в лучшей форме, чем местные игроки? 

— Спрос в Челябинской области упал так же, как во всей России, и по статистике, регион пострадал от кризиса больше, чем Свердловская область — это факт. Один из секретов успеха, который я сегодня вижу, такой: портфель брендов нашей группы не содержит большого количества марок. Мы очень тщательно подходим к выбору партнеров, у нас нет такой стратегии, что мы гонимся за числом брендов. Мы не распыляем деньги на развитие в непонятные марки. У нас нет гигантомании.  

Бизнесмены из других сфер, пытавшиеся зайти на рынок Челябинска, рассказывали, что клиент там и клиент в Екатеринбурге очень отличаются. Те фишки, которые работают на местном рынке, не выстреливают в соседнем городе. Вы заметили что-то подобное?

— Безусловно, в каждом городе есть своя специфика, имеется определенная ментальность. За два года мы четко выучили портрет клиента Mazda — он по всей России примерно один и тот же. С этой стороны нам проще работать на новом для себя рынке. У Екатеринбурга, конечно, есть специфика, но она несущественна, и мы под нее успешно подстраиваемся. Сегодня уже есть четкое понимание, как работать на этом рынке.  

Каков ваш клиент в Екатеринбурге — возраст, уровень достатка, в кредит покупает машину или нет?

— Средний возраст клиента Mazda в стране — от 35 лет и выше. Причем, если смотреть на рынок Челябинска, покупатель там именно таков, а в Екатеринбурге ситуация иная: здесь клиент — от 25 лет и старше. При этом порядка 50% продаж происходит в кредит —и в том, и в другом городе. 

Ваши планы по Екатеринбургу — сколько автомобилей собираетесь продавать ежегодно? 

— Тот рынок, который мы на сегодня видим здесь для марки Mazda, мы оцениваем в 1300 авто в год. Каким образом между двумя центрами в Екатеринбурге и Челябинске распределится этот объем — вопрос. Думаем, пополам. 

На что будете делать упор — продажи, сервис, постгарантийное обслуживание?

— В стандартах Mazda нет такого разделения. Мы делаем максимальный упор на все направления.

Планируете ли вы развитие дилерской сети в Екатеринбурге? Нет ли желания открыть здесь салон марки Audi, например?

— В настоящее время мы не планируем большего развития в Екатеринбурге.

Ходят разговоры, что в Москве большие проблемы испытывают компании Rolf, «Независимость». Не собираетесь заходить в столицу?

— Все возможно.

Кирилл Лучкин, заместитель коммерческого директора «Мазда Мотор РУС»:

В России продается четыре модели Mazda: Mazda 3, Mazda 6, Mazda CX-5 и Mazda CX-9. Будет ли расширение? 

Челябинская экспансия на авторынок Екатеринбурга: как пережили кризис и откуда деньги 2— На наш взгляд, сейчас линейка оптимальна: она соответствует тому спросу и тем ожиданиям, что есть на российском рынке. Мы присутствуем практически во всех ключевых сегментах, особенно кроссоверов. Будем надеяться, что в следующем году с выходом машин нового поколения мы привезем в Россию что-то из новинок.

Mazda МХ-5 ждать? 

— Вряд ли, спрос на эту модель крайне ограничен.

А Mazda СХ-3?

— У этой модели шансов появиться здесь гораздо больше.

С 20 августа 2018 г. ряд автопроизводителей поняли цены. Это связано только с валютными колебаниями или есть иные причины? Ждать ли дальнейшего роста стоимости машин? 

— Это общая тенденция, и связана она, в первую очередь, с курсовыми колебаниями. Потому что, несмотря на локализацию и собственную сборку машин практически всего модельного ряда Mazda на заводе во Владивостоке, цены находятся под очень сильным давлением курсовых разниц. Японские производители меньше подвержены колебанию рубля к доллару, но точно так же есть история с йеной и рублем: за полгода рост составил порядка 30%. Пока все эти факторы продолжат работать, рынок будет изменяться — экономические показатели вынуждают производителей иногда предпринимать шаги по повышению цен, чтобы стабилизировать бизнес. И это связано не только с автомобилями, но и со всеми остальными товарами абсолютно. 

С прошлого года у Mazda произошла смена концепции и девиза: был «Zoom-zoom», теперь — «разумная альтернатива премиуму». Говорит ли это о том, что поменялся клиент, который приобретает автомобиль?  

— Новые машины уже не такие, что были 10 лет назад и даже 6 лет назад. Это принципиально другие авто с иными потребительскими характеристиками. Это не хорошо и не плохо по отношению к прошлой Mazda, которая была действительно «Zoom-zoom». Просто это так. Сейчас позиция корпорации такая: многие производители стремятся заявить о себе как о премиум-марке, прийти в этот сегмент, а потом начинается куча вопросов, а что вообще такое этот волшебный премиум. Нам кажется, тот продукт, что мы сейчас представляем, это очень качественные авто, которые в данный момент могут быть разумной альтернативой премиуму. Да, клиенты стали другими. Покупатель сейчас уже не тот, что был 8-10 лет назад при относительно невысоких ставках по кредитам и сравнительно недорогих машинах. Аудитория теперь старше и более обеспеченная. К тому же практически все клиенты на рынке стали более рационально подходить к выбору автомобиля. Сейчас другие цены и покупатели тоже другие. 

Как продается Mazda CХ-9 — довольно смелый для бренда продукт, стоимостью больше 3 млн руб.? Кто ее покупает— клиенты Mazda, или ставка на тех, кто по разным причинам отказался от премиальных авто? 

Челябинская экспансия на авторынок Екатеринбурга: как пережили кризис и откуда деньги 3— Я помню все три попытки вывода Mazda CХ-9 на рынок, включая «самое удачное» время — в сентябре 2008 г. Это был прямо прорыв! Тут даже больше ничего не скажешь. Потом была рестайлинговая версия. И это все надолго отбило охоту к экспериментам с рынком. Но история складывается таким образом: 3 млн руб. за машину Mazda — это только звучит страшно, однако с точки зрения продукта как такового, подобного авто в этом сегменте с такими качественными характеристиками, в таком размере — семиместный — за эти деньги сейчас найти практически невозможно. 

К сожалению или к счастью, нам на руку сыграло общее повышение цен по всему рынку, особенно катастрофический рост стоимости авто в премиальном сегменте. Сейчас мы видим: те, кто покупает CХ-9, пересаживаются с премиальных брендов. У нас есть специальная программа по trade-in, которая дает бонус клиентам, которые сдают машины премиальных марок и покупают Mazda. Так вот 8-10% клиентов по trade-in это те, кто меняют дорогие бренды на CХ-9. Это много. Плюс моделью интересуются семейные люди, которые исходят из принципа разумности. Подбирают большой автомобиль, но в то же время не хотят ездить на «автобусе». Все это — взрослые люди возрастом 45+. Вообще машина очень хорошо пошла — насколько это возможно в новом сегменте, и мы с уверенностью на нее смотрим. 

Планирует ли Mazda выпустить электромобиль? Многие производители идут по этому пути.

— Рынок электромобилей в России примерно как рынок Mazda CХ-9 в 2008 г. — все очень интересно, но не очень понятно, как должно быть. У Mazda нет электромобилей, но есть перспективные планы на уровне корпорации по созданию гибридных силовых установок и так называемых двигателей будущего. Вообще потенциал даже бензиновых двигателей на самом деле еще далеко не исчерпан, а вопрос по поводу «зелености» электромобилей сейчас широко дискутируется в Европе — есть определенные сомнения. Так что мы пока будем работать над тем, чем умеем. 

Материал написан на основе выступления на пресс-конференции в рамках официального открытия дилерского центра «УТЦ» в Екатеринбурге. Фото: Николай Ковалевский

Челябинская экспансия на авторынок Екатеринбурга: как пережили кризис и откуда деньги 4

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.