Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Что бы ни случилось в следующем году, не удивляемся». Какие торговые сети уйдут в 2019-м?

«Я знаю, что предложения о продаже бизнеса делаются всем независимым ритейлерам. Да и федеральные игроки тоже активно торгуются. Та же сеть «Дикси», по слухам, чувствует себя не очень хорошо».

В этом году рынок ритейла Екатеринбурга лишился еще одного игрока — вслед за ушедшими в 2017 г. местными сетями «Звездный», «Пикник» и «Семь ключей» существование прекратила ТС «А-продукт», последний ее супермаркет закрылся в середине января. По словам экспертов, это стало следствием лавинообразного роста дискаунтеров, которые открывают федеральные ритейлеры, однако президент торговой сети «Елисей» Александр Оглоблин убежден: ситуация потихоньку меняется — федералы начинают задумываться об оптимизации, да и в целом нельзя сказать, что рынок для выживших независимых игроков бесперспективен.

Как прошел год для вас и вашего бизнеса, для сферы ритейла в целом? Он был лучше или хуже предыдущего?

— Год прошел стандартно — ни шатко, ни валко. Ситуация стабилизировалась, но не так, как хотелось бы: бывает стабильно хорошо, бывает стабильно плохо, а бывает — стабильно посредственно. Мы все понимаем, что сегодня потребительский рынок стагнирует, доходы населения никак не растут, жизнь отнюдь не дешевеет — стоимость коммунальных услуг продолжает расти, и, конечно, это отражается на ритейле и его рентабельности. Притом что конкуренция на рынке продолжает расти.    

Федералы никак не остановятся в погоне за количеством новых точек? 

— Федеральные сети продолжили наступление в этом году, понаоткрывали очень много новых магазинов. Правда, я знаю, что они уже планируют оптимизацию торговли и своих точек: «Перекресток» в Ельцин-центре в конце года закрывается, несколько десятков магазинов «Пятерочка» прекратят работу в нерентабельных местах — по крайней мере, руководство ТС об этом заявляло. Производитель «Ариант» не так давно объявил о закрытии своей розничной сети — это в который раз подтвердило, что нельзя объять необъятное и быть специалистом во всем. Если ты хорош в производстве, другие направления у тебя будут явно не под надзором, и бизнеса там не получится.

«Что бы ни случилось в следующем году, не удивляемся». Какие торговые сети уйдут в 2019-м? 1

Мы же видели подобные попытки: Екатеринбургский мясокомбинат дважды открывал свои розничные магазины, причем делали это разные собственники. И оба раза точки пришлось свернуть — за нерентабельностью. Я понимаю, что производители обычно считают так: «Торговые сети берут не весь ассортимент и делают большую наценку. Зачем же мы будем эти деньги отдавать? Лучше сами магазины откроем!». Но есть еще аренда, фонд оплаты труда, многочисленные списания и так далее — все это фактически закрывает почти всю наценку. На рентабельность грамотному ритейлеру остается всего-ничего — 1-2%, а неграмотный попадает в убытки.   

А кто из игроков неплохо себя чувствовал?

— Мы видим рост специализированной розницы — повсеместно открывались в этом году алкогольные магазины «Красное&Белое», «Бристоль». Также появляются специализированные точки фермерских продуктов — те же «Белорусские продукты», открываются пекарни. Мы в том числе запустили отдельную пекарню «Мсье Плюшкин» и ищем новые площадки под этот проект. В целом этот год несет дальнейшее развитие специализированной розницы, и в следующем эта тенденция так или иначе сохранится. 

Какие первые итоги работы пекарни можно подвести? Проект выстрелил?

— Проекту всего месяц, пока сложно оценивать, выстрелил он или нет. Сейчас мы получаем обратную связь и проводим корректировки, в том числе по ассортименту — будут небольшие изменения. Планируем и дальше развивать этот проект — с учетом сделанных поправок. Основной объем продаж в пекарне сейчас занимают хлебобулочные изделия, плюс мы продвигаем там продукты для тех, кто ведет здоровый образ жизни. Также там будут салаты и кулинарная продукция нашего производства.   

Стоит ли и дальше идти в этом направлении и открывать, к примеру, небольшие кафе с продуктами вашего изготовления? 

— Нет, общепит — это самостоятельный бизнес. Не хочу, чтобы получилось как у производственников, которые открывают розничную сеть. В свое время я поиграл в общепит — у меня как у собственника был кафе-бар «Карибо» на Эльмаше. Он проработал пять лет, был успешным, но когда стал клониться к закату, я закрыл кафе и просто сдаю помещение. Чтобы общепитовский проект получился, собственнику надо там буквально жить. Да и то не факт, что будет успех. Я разговаривал с рестораторами, многие говорят: треть заведений — убыточные, еще примерно столько же еле держатся на плаву и лишь треть приносят прибыль. Чаще собственники просто тащат проекты за счет доходов от других своих бизнесов. Самый яркий пример — Алексей Нагорнов. Его проекты, включая «Ресторан №1», были убыточными, он в них докладывал деньги за счет своего основного бизнеса. Да, для души кафе или ресторан — это хорошо, весело. Это творчество. Но нужно думать и об экономике.  

«Что бы ни случилось в следующем году, не удивляемся». Какие торговые сети уйдут в 2019-м? 2

О политике тоже нужно думать. Как вы оцениваете политическую ситуацию в стране? Какие шаги или решения властей могут представлять риски для ведения бизнеса? 

— Учитывая кризисные явления и внешнюю политику, которую проводит наше правительство, плюс те шаги, что предпринимает в адрес России мировое сообщество, можно ожидать, что следующем году США и Евросоюз вряд ли снимут санкции. Не думаю, что что-то кардинально изменится. Так что пока 2019 год предполагает быть очень похожим на 2018-й. Конкуренция, скорее всего, на нашем рынке не ослабнет, будут и закрытия точек в рамках оптимизации, и открытия. 

Оставшаяся в городе помимо «Елисея» независимая розница — «Яблоко», «Кировский», «Монетка» — продолжит работу на рынке? 

— Сложно сказать, кто останется, кто уйдет. Я знаю, что предложения о продаже бизнеса делаются всем независимым ритейлерам. Да и федеральные игроки тоже активно торгуются. Та же сеть «Дикси», по слухам, чувствует себя не очень хорошо и ведет переговоры, чтобы выгодно продаться одному из других федеральных ритейлеров. В общем, что бы ни случилось в следующем году, не удивляемся. Все может быть. 

Вы общаетесь с бывшими конкурентами — владельцами ушедших с рынка сетей? Как у них настроение?

— Я бы не сказал, что общаюсь с ними. Да, иногда встречаю тех, кто раньше работал на рынке — на конференциях или где-то случайно. Обычно говорим просто про жизнь. Сложно сказать, какое у кого настроение, я не могу за них додумывать, как они себя чувствуют.   

Они вас не агитируют тоже закрыть свой бизнес?

— Нет, никто мне не говорит: «Давай продавай все, это бесперспективно». И я так не считаю. Мне кажется, перспектива есть. В дальнейшем тот, кто будет меняться согласно потребностям рынка, сможет конкурировать и с федералами.

Несмотря на то, что региональные игроки уходят с рынка под сильным давлением федералов, есть бизнесмены, собирающиеся, наоборот, зайти в продуктовый ритейл. Иван Зайченко готовит открытие торговой сети. Получится у него?

— Я не знаю, но надеюсь, что получится. Я уважаю этого бизнесмена, и те проекты, что он реализует, выглядят успешными. Хотя, конечно, финансовые результаты я у него не смотрел. Вообще мы с ним разговаривали о теоретической возможности сотрудничества его будущей торговой сети с нашей компанией — наша фабрика-кухня могла бы для него поставлять ряд готовой продукции. Надеюсь, что проект выстрелит. Если получится акцентировать внимание на уникальных компетенциях, можно будет уже не опасаться федералов. Как у нас: «Мсье Плюшкин» вполне может располагаться рядом с «Пятерочкой» или любой другой федеральной сетью. В данном случае мы не конкуренты, а становимся партнерами: садимся на трафик друг друга, ведь покупателю интереснее идти туда, где он получит комфортные цены и хороший ассортимент. У федералов он может купить недорогие продукты — сахар, масло и т. д., а вкусную свежую выпечку, здоровые продукты приобретет в нашей кулинарной лавке.    

Не собираетесь ли вы выходить в онлайн, настроить продажи продуктов через интернет, создать свою службу доставки? Тот же Иван Зайченко считает, что это необходимо делать, если смотреть на бизнес стратегически. 

— Смысл в его словах, безусловно, есть. И интернет-продажи в ритейле растут, но наиболее активно все же в непродуктовом сегменте — книги, одежда, техника и т. п. По продуктам питания сложнее. На сегодня я в принципе не знаю сколь бы то ни было успешных компаний в онлайн-торговле продуктами. Многие экспериментировали — «Звездный», «Пикник», «Кировский», сейчас в Москве экспериментируют федералы. Но пока реальной рентабельности там нет.   

«Что бы ни случилось в следующем году, не удивляемся». Какие торговые сети уйдут в 2019-м? 3

Конечно, как бизнесмен я слежу за тенденциями, лет семь назад даже заплатил немало денег, чтобы создать движок для сайта, привязанный к нашим реальным остаткам и ценам — все-таки 5 тыс. наименований вручную не забить. Движок сделали, но запускать сайт мы не стали — из-за того, что параллельно начали делать экономическое обоснование и поняли, что экономики там, по крайней мере так было семь лет назад, нет. С тех пор, безусловно, много воды утекло, но экономики сильно больше в продуктовом онлайн-ритейле не стало. А запускать то, что выстрелит в перспективе, я считаю неправильным. Лучше подожду еще несколько лет и уже тогда вложусь, сделаю рекламу и буду с этим проектом плотно работать.   

Чего вы ждете лично для себя в следующем году? Может быть, пришло время для радикальных перемен — переезд из страны, смена стратегии в компании, продажа или покупка бизнесов?

— Я не планирую переезжать — ни из страны, ни из города. Если говорить о бизнесе, то для себя мы в первую очередь видим хорошую перспективу в нахождении ниши, где мы могли бы быть не конкурентами федералам, а дополнять их. Если мне сейчас предлагают для «Елисея» новую площадку, и справа там работает «Перекресток», а слева «Пятерочка» или «Магнит», у меня как-то пропадает желание входить в эту конкуренцию с полноформатным традиционным магазином. А когда речь о 70 кв. м, то я с удовольствием могу рассмотреть такую площадку — если адекватная цена и трафик. Тогда совсем другой коленкор будет. В общем, следующий год мы видим в развитии нового для себя формата пекарен, надеюсь, он у нас получится.  

Получается, для синергии вам сейчас надо, чтобы у федералов все было хорошо?

— Да пусть у всех все будет хорошо! Даже у «Арианта», который уходит с рынка. Настрой на следующий год у меня нормальный, паники нет — все, что могло случиться, уже случилось. Вообще если предыдущие кризисы 1998 года, 2008 года заканчивались и снова становилось хорошо, то сейчас все изменилось. На третий год кризиса-2014 стало понятно: это и есть та реальность, в которой придется жить. Живем.  

Фото: DK.RU / Игорь Черепанов
«Что бы ни случилось в следующем году, не удивляемся». Какие торговые сети уйдут в 2019-м? 4
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.