Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Когда в РФ появятся подземные улицы с бутиками и кафе. МНЕНИЕ градостроителя Ольги Глозман

«Нашелся инвестор, совершенно живой, который заинтересовался проектом. Но все застопорилось: оказалось, то, что находится ниже 5 м под землей — это недра. И оформить их в собственность невозможно».

Ольга Глозман, советник Российской академии архитектуры и строительных наук:
 
— Население городов растет, и одним из самых частых и острых социальных конфликтов становится конфронтация автомобилиста и пешехода. Или машины стоят на пешеходном переходе в пробке, мешая людям. Или, напротив, жители создают неудобства автомобилистам. Например, в Москве много таких мест, где пешеходы просто физически не помещаются на тротуаре, ожидая зеленого сигнала светофора, и вынуждены стоять на проезжей части. Такие ситуации не приводят ни к чему хорошему. Поэтому в 2012 г. правительство Москвы поставило задачу: найти в городе подземные территории, которые целесообразно зарезервировать под многофункциональные общественные пространства. 
 
У нас в стране ничего подобного раньше не делалось. В 1971 г. были попытки в Генплане столицы проанализировать подземные пространства, но на этом все остановилось. Хотя за рубежом примеры есть, и много: в Хельсинки освоено больше 9 млн кв. м. подземного пространства, в Торонто еще в конце 1990-х гг. открылся подземный город  с многокилометровыми переходами, деловыми центрами, жилыми комплексами, станциями метро, магазинами, кафе и ресторанами. Под площадью центрального вокзала Токио тоже расположен подземный город, где работают торговые точки, предприятия общепита, отделения банков и страховых компаний. 

В Москве сейчас, по разным оценкам, подземное пространство занято на 60% — объектами гражданской обороны, метрополитеном, подземными пешеходными переходами, паркингами, инженерными сетями. Остальное — свободно. 

И это огромный ресурс для плотно застроенного города, которым важно грамотно распорядиться. 
 
Нам нужно было проанализировать всю территорию города и выбрать зоны для организации подземных пространств. Начали с того, чтобы найти в огромном мегаполисе места, где людям сейчас не очень комфортно. Провели анализ плотности населения. Причем были уверены: потребность в этих объектах возникнет в центре, однако выяснилось, что на периферии, где много дневного населения и плотная застройка, подземные зоны тоже весьма целесообразны. 
 
Дальше, чтобы проект был инвестиционно-привлекательным, нужно было найти экономическую составляющую. Мы проанализировали ставки арендной платы за коммерческие площади по городу, посмотрели нехватку торговых и бытовых объектов, выявили соответствующие зоны в формате одного района. Потом наложили на результат пассажирооборот по железнодорожным станциям и метрополитену. Наглядный пример: выяснилось, что, например, с ж/д станции «Курская» в метро в час пик за 1 час проходит 16 тыс. человек. И идут они все между машин, между прочим.  
 
После мы наложили градостроительные ограничения — зоны охраны памятников, особо охраняемые природные территории и т.д. Плюс учли экологический аспект — загрязнение воздуха от машин. Понятно, что гулять человеку лучше на поверхности Земли, на солнышке, но когда мы бежим на работу вдоль проезжей части, где пробка, и дышим выхлопными газами, то все же, наверное, лучше преодолевать этот путь в подземном пространстве — с кондиционированным очищенным воздухом и без дождя. 

Вообще в Москве, как и во многих городах страны, комфортно ходить по улицам от силы 20 дней в году. 

В остальное время или слишком жарко, или очень холодно, или идет дождь, и машины обливают тебя грязью, или зарядил снег. Подземные пространства эту климатическую проблему частично снимают. Также мы учитывали травматизм — в каких местах чаще происходят ДТП с пострадавшими, собирали статистику ГИБДД. В итоге выявили 41 зону на территории города — они вошли в Генплан, который сейчас разрабатывается.   
 
Дальше мы выбрали 11 концепций, по которым сформировали альбомы для инвесторов — это, в основном, зоны в центре города. Например, Курский вокзал — очень сложный объект: там три станции метро и дефицит парковочного пространства. Это можно компенсировать формированием под Садовым кольцом большого паркинга и создать единое подземное пространство, которое соединит все пешеходные пути между станциями метро, вокзалом и торговым центром. Или проект в Сокольниках — чтобы связать действующую станцию метро с проектируемой, входом в парк и расположенными рядом больницами. Подземное пространство планируется в двух уровнях и соединит много деловых и социально-значимых объектов. В районе главного здания МГУ тоже планируется подземное пространство, которое свяжет кампусы университета и библиотеку — они расположены по разные стороны 10-полосного Ломоносовского проспекта. И уровень травматизма там крайне высокий. Под землей предполагается разместить кафе, магазины, спортивные и развлекательные пространства. То есть цель — создать пешеходные улицы, не изменяя лица города.   
 
Мы посчитали экономическую составляющую, инженерные нагрузки, площадь возможных сооружений. И уже нашелся инвестор, совершенно живой, который заинтересовался проектом. Но все застопорилось — оказалось, что согласно законодательству, все, что находится ниже 5 м под землей — это недра. И оформить их в собственность невозможно. Соответственно, инвесторы не захотели вкладывать деньги в то, что нельзя будет получить. В течение последних двух лет власти города работают над тем, чтобы убрать эту глупость — ну, какие недра под Москвой! Закон меняется, но работа еще не сдвинулась.  

Пока общественное мнение по этому поводу неоднозначное — есть люди, которые резко против того, чтобы горожан отправляли под землю. 

Они уверены, что от таких проектов Москва провалится. Что ж, при любых новых начинаниях всегда бывают недовольство и недоверие. Однако развитие мегаполисов не остановить, создавать комфортные и безопасные общественные пространства, так или иначе, придется. Сейчас главное — снять законодательные ограничения, после процесс пойдет намного быстрее. 
 
Колонка написана на основе выступления на 100+ Forum Russia
 
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.