Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

«Чтобы было красиво»: как круг потребления чуть не погубил Дидро и губит людей в XXI веке

«Мы покупаем новую одежду и машину как подтверждение статуса и это запускает спираль потребления. Это ментальный вирус, который паразитирует на желании во всем быть последовательными».

Желание добиться гармонии и красоты вокруг может привести человека к финансовому коллапсу. Если хочется, чтобы все вокруг идеально подходило друг другу и соответствовало нашим представлениям о прекрасном, финансовый капкан очень близок. Знаменитый французский философ Дени Дидро «пропал» после того, как однажды купил алый халат, пишет «Что и требовалось доказать».

Российская императрица Екатерина Великая однажды узнала, что философ Дени Дидро живет в сильной нужде. Чтобы помочь человеку, перед чьим умом она преклонялась, она тут же купила его библиотеку, а самого философа назначила хранителем этой библиотеки на 25 лет с соответствующим содержанием.

Дидро на полученные деньги тут же купил алый халат. Покупка оказалась прекрасной, но, облачившись в халат, он заметил, что картины его кабинета на фоне его обновки смотрятся блекло и старомодно. Философ купил новые картины, но тут же заметил, что теперь ужасно смотрится мебель. Постепенно была заменена вся обстановка, но и это не удовлетворило Дидро. Ему хотелось еще и еще, в итоге он едва не разорился. Свой печальный опыт он в итоге описал в эссе «Сожаления о моем старом халате». Откровенность философа, может быть, спасет от бессмысленных трат людей в XXI веке.

В чем суть «эффекта Дидро»?

История с алым халатом очень точно показывает, как мы относимся к вещам. Мы покупаем новую одежду не только потому, что нечего носить, нам важно, чтобы она отражала наш нынешний статус, была продолжением личности. Это же касается аксессуаров, мебели в доме и даже автомобилей.

Именно в этом ловушка. За свою жизнь мы меняем много ролей и статусов, с ними нужно менять и «обмундирование». Часто приобретение новой вещи становится символическим шагом в новый мир — например, когда мы решаем сшить на заказ костюм или взять билет в бизнес-класс.

Для Дидро халат был частью его идентичности как ученого и писателя. Его не смущала бедность обстановки, ведь ученому и положено быть бедным.

Мой старый халат вполне гармонировал с окружавшим меня хламом, — писал он. — Соломенный стул, деревянный стол, бергамский настенный ковер, еловая полка для книг, несколько закоптелых эстампов без рамок, прибитых по углам к настенному ковру, три-четыре барельефа, висевших между этими эстампами, составляли вместе с моим старым халатом отлично скомпонованную картину бедности.

Но стоило появиться алому халату — чужеродному элементу — как «вся гармония нарушена. Никакой цельности, никакого единства, никакой красоты». Это и запустило спираль потребления. Новый предмет гардероба начал диктовать владельцу правила поведения, так что в эссе Дидро горько замечает: «Я был абсолютным хозяином моего старого халата, но я стал рабом нового».

В чем опасность?

Покупка всего одной вещи привела к порочному циклу потребления, который почти обанкротил Дидро. Конечно, это крайний случай, но спираль потребления, может и в более ослабленном виде, может возникнуть в жизни каждого. Например, новые обои в комнате приводят к тому, что старая мебель смотрится хуже, приходится обновлять и ее.

Опасность «эффекта Дидро» в том, что одно решение может повлечь за собой другие — те, принимать которые не планировалось.

Например, лимит на покупку одежды и обуви уже исчерпан, но вдруг рвутся туфли. Человек идет в магазин за новой парой, но приходит с десятком пакетов, набитых одеждой и обувью.

По сути, это ментальный вирус, который паразитирует на желании во всем быть последовательными. Он напоминает словесную ловушку, которой пользуются продавцы: если мы уже дали положительный ответ на первые два вопроса, нам проще сказать «да» в ответ на третий. В этом случае мы сами создаем себе ловушку.

Как оказаться умнее?

Как и любое другое поведение, которое развивается по законам порочного круга, «эффект Дидро» можно остановить усилием мысли. Нужно просто остановиться и подумать, на самом ли деле эта вещь нужна прямо сейчас? Может быть, вполне можно обойтись и без нее? Обычно радость от приобретения быстро проходит, ее сменяет чувство сожаления.

Еще один способ обезопасить себя — не придавать слишком много значения решениям, которые касаются вещей.

Не нужно считать покупку новой пары туфель или шкафа символом обновления и начала новой жизни. Это просто вещи, которые нужно покупать тогда, когда в них есть необходимость. Очень нужно? Стоит купить. Можно обойтись? Тогда не стоит тратить деньги.

Дидро был очень озабочен своим статусом и тем, какие обязательства он на него накладывает. Именно эта установка, a не покупка нового халата, подпитывала его зависимость от новых вещей. Чтобы не повторить ошибку философа, стоит почаще напоминать себе, что красят человека не вещи.

Теги: личные финансы, лайфхаки, личностный рост, качество жизни

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.