Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Давайте сравнивать себя с похожими

Ученые и чиновники для анализа ситуации в Свердловской области всегда сравнивают ее с другими регионами. Ежегодно составляются независимые рейтинги, где мы, например, на пятом месте по торговле.

И это хорошо. Но в России больше 80 субъектов Федерации! С разными структурами экономики, разным потенциалом развития и т.д. Некорректно сравнивать себя с регионами, чье социальное и экономическое положение совершенно не сопоставимо с нашим, даже с ближайшими соседями по УрФО – Курганской областью или ЯНАО. Нельзя равнять нас на ХМАО хотя бы потому, что там основой экономики является нефтегазовый комплекс, а у нас нефти нет.

Что скрывать, Свердловская область - недоинвестированный регион. Изо дня в день нам в пример ставят Калужскую область как лидера по привлечению инвестиций. Вот с ней нас точно не нужно сравнивать! У центральных регионов России иной доступ к внешним ресурсам, компактное территориальное размещение, развитая инфраструктура, близость к Европе, тогда как в территории севернее Нижнего Тагила затащить инвесторов объективно сложно. Привлеченные в прошлом году в Свердловскую область 370 млрд руб. инвестиций – это большое достижение. В 2010 г. инвестиции были гораздо скромнее.

Мы должны пересмотреть подходы к тому, как и с кем себя сравнивать. Это важно не только для оценки конкурентоспособности региона, - насколько мы хуже или лучше развиваемся. Но и помогает понять, что можно сделать, чтобы стать лучше, принимать в будущем более правильные управленческие решения. Например, нам есть чему поучиться у Челябинской области. И у нас, и у них есть программа по ликвидации очередей в детские сады. В прошлом году в обеих областях было создано около 8 тыс. новых мест для детей дошкольного возраста. Но мы на это потратили в четыре раза больше бюджетных средств, то есть они сработали в четыре раза эффективнее нас! Нужно  разобраться, почему так происходит, и устранить недостатки. По крайней мере, мы не стесняемся себе в них признаться: если видим, что при прочих равных условиях какой-то регион в чем-то лидирует, опережает нас, то воспринимаем это как сигнал, что нужно усилить свою работу в этом направлении.

Но важен опыт регионов, находящихся со Свердловской областью в схожих экономических условиях, со схожим потенциалом развития, чтобы понять, что у нас хорошо, а что плохо. Вот 160 млрд руб. налоговых поступлений в бюджет – это много или мало? И можем ли мы увеличить эту сумму, используя опыт, в том числе, других регионов?

Наша задача – опередить похожие на нас регионы, которые конкурируют с нами за общие ресурсы. Не только за инвестиции, но и за нематериальные ресурсы. Непросто признавать, но трудоспособное население в нашем регионе, по расчетам ученых, вскоре пойдет на убыль. И хотя по данным статистики, в 2011 г. в Свердловской области был прирост в несколько тысяч человек трудоспособного возраста, этого недостаточно и ситуация может измениться в обратную сторону.  Москва притягивает большой миграционный поток, в том числе и из нашей области. Свердловской области нужна действенная программа по трудовым ресурсам. А чтобы ее создать, нужно изучить причины миграции в другие регионы, и в дальнейшем менять ситуацию в лучшую для нас сторону.

Поэтому первый вопрос – выделить несколько регионов схожих с нашей областью: на анализ всех регионов РФ усилий точно не хватит. Начало уже положено. На сегодняшний день, совместно с учеными Центра экономических исследований Высшей школы экономики и маркетинга УрФУ мы сделали выборку, куда вошло десять субъектов: Новосибирская, Челябинская, Кемеровская, Нижегородская, Самарская, Московская области, Пермский и Красноярский края, Республики Башкортостан и Татарстан. Скорей всего, этот список будет меняться с учетом дальнейших предложений ученых. Но это маленький кирпичик большого здания, которое нам предстоит выстроить. Вопрос поважнее: что делать, чтобы перевести эти сведения из теоретического поля в практическое, в конкретные действия, которые приведут к изменениям в региональные областные программы, нормативно-правовые документы, законы.

Таким образом, мы понимаем, что в Свердловской области есть множество направлений по которым можно и нужно повышать эффективность работы. И мы готовы их обсуждать и работать над ними. Мы будем перенимать чужой передовой опыт, принимать необходимые законы, чтобы область развивалась динамично, и уровень жизни людей постоянно повышался.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.