Подписаться
Курс ЦБ на 11.12
77,89
91,38

ДЕНИС КОРТУНОВ:«Участниками интернет-экономики в Web 3.0 станут люди, которые никогда не сидели за компьютерами»

досье Денис Кортунов Год рождения — 1979. Образование: СГАУ им. Королева, специальность — «Прикладная математика». Карьера: 1999-2000 гг. — дизайнер, компания WebZavod (Самара); 2000-2002 гг. — д

Продвижение в Интернете с помощью поисковой оптимизации и контекстной рекламы становится все более затратным, поскольку за ключевые запросы конкурируют все больше предприятий. Денис Кортунов, совладелец компании Turbomilk (Самара) 1, предлагает отказаться от равнения на «Яндекс» и загрузить продвиженцев социальными сетями. Блоги и группы интересов открывают сфере услуг массу возможностей для практически бесплатного социального маркетинга.

досье
Денис Кортунов
Год рождения — 1979.
Образование: СГАУ им. Королева, специальность — «Прикладная математика».
Карьера: 1999-2000 гг. — дизайнер, компания WebZavod (Самара);
2000-2002 гг. — дизайнер, компания Webmercs (Самара);
с 2002 г. — дизайнер, партнер, компания Turbomilk (Самара).
Достижения: статус Microsoft MVP.

Где бесплатно скачать клиентов?
Зачем к корпоративному сайту еще и некорпоративный блог?
Что такое Web 3.0?
Как «Одноклассники» победили порно?

Статистика поисковых запросов «Яндекса» уверяет: впервые за одиннадцать лет любимое народом слово «порно» переместилось с первого места на третье, а «скачать» и «реферат» даже не вошли в Топ-10. Лидером стали «Одноклассники», номером два — «В контакте».

Это — знамение, считает Денис Кортунов, «третье пришествие людей в Рунет». Первое произошло, когда в России появились чаты и Интернет. Второе — когда нахлынула волна новых пользователей, посещавших сайты знакомств и базы данных рефератов. Нынешнее пришествие — самое массовое. В крупнейших социальных сетях зарегистрировано по 20 млн человек. Фактически здесь уже отметился каждый пользователь Рунета.

— Сейчас почти у всех свой небольшой Интернет, часто ограниченный «Одноклассниками». И такие люди ценны для бизнеса. Сегодня они приобретают привычку пользоваться Интернетом. Зав­тра продвинутся в Сети дальше. Аудитория — всегда деньги.

Почему социальные сети победили сайты знакомств?

— Они обращаются к посетителю лично. Это не лента новостей и не каталог услуг. Заходишь на сайт — тебя сразу спрашивают, в какой школе учился. Ответил на вопрос — и тут же видишь хорошо знакомых людей. Потом одноклассники, заметив новую анкету, начинают высылать сообщения: «Привет, как дела?» Ответил, еще раз ответил — и закрутилось. А аудитория пользователей сайтов знакомств более узкая — они не нужны, скажем, людям постарше или состоящим в браке.

Допустим, социальные сети — локомотив всего Интернета. Но от регистрации анкеты на сайте до отсылки человека к продаваемым товарам и услугам путь неблизкий. И многие из старшего поколения его не пройдут.

— Во-первых, социальные сети не стоят на месте. Идет интеграция онлайновых и реальных сервисов и услуг. Ведь разумно начать перекладывать реальную жизнь в виртуальную и угождать людям, потакая их привычкам. Эту идею пытаются воплотить, но пока не знают, как именно.

Во-вторых, часть людей, зарегистрировавшихся в социальных сетях, пойдет на блоги. Они размещают фото в своей анкете, затем начинают что-нибудь комментировать. С каждым разом их записи все длиннее и длиннее, их читают знакомые. Человек автоматически становится блогером. Другой механизм перехода — общие интересы. Указал в анкете «сталеварение», через группы попадаешь на корпоративные блоги.

Хочу добавить, что ко многим людям среднего возраста и старшего поколения Интернет приходит откуда-то сверху. Вот наш президент Дмитрий Медведев сделал себе видеоблог. Неважно, что постаралась пиар-служба, суть в том, что он показал пример. Или появилась новая система электронного голосования, пользоваться которой «не сложнее, чем разогреть еду в микроволновке». Затягивают в Интернет и браузеры в мобильных телефонах.

Социальный маркетинг начинается с блога

— Вот первый конкретный совет, как получить свой кусочек дохода с Web 2.0. Если есть собственный сайт, в 80% случаев лучше завести на нем блог и писать что угодно. Например, предприниматель Иванов, сталевар, пишет в своем блоге: «Сегодня сварили прекрасно». Или, наоборот: «Получилось не очень». Именно не пафосно-пиарным, а простым языком: «Ребята! У нас новый продукт. Он такой же, как старый, но стоит в три раза дороже. Всем чмоки в этом чате». И комменты в ответ: «Вот вы негодяи!» Посетителей расшевелит то, что с ними говорят по-человечески.

Завести блог имеет смысл даже в том случае, если у компании нет сайта. В конце концов, каталог продукции можно разместить для старта даже на livejournal. И во всех каталогах зарегистрировать свой адрес. Можно еще успеть стать одним из первых блогеров в своем деле. Например, у Turbomilk нет корпоративного сайта, зато есть коллективный блог. Мы в нем пишем, как идет жизнь, что мы делаем. Многим это интересно — они просматривают, комментируют. Хороший контент продвигает себя сам.

Сегодня клиенты поисковых оптимизаторов соревнуются — кто больше купит ссылок на ключевые запросы, чтобы попасть в первую десятку «Яндекса». А толку?! Пришли посетители на сайт, а дальше что? Лучше вкладываться в контент, заниматься подготовкой материалов. Это повышает рейтинг ресурса и притягивает посетителей. Благодаря постоянному постингу на сайте мы вышли в первую тройку в Google по всем ключевым словам — без поисковой оптимизации и покупки ссылок.

Почему современный массовый по­требитель должен заходить на сайт и там читать чей-то корпоративный блог?

— Потому что он заинтересован в услугах компании. Клиенты хотят узнать, как вы делали другие проекты. Особенно если предлагаете сложные b2b-услуги, а не выпечку пирожков.

Какие вообще услуги можно продвигать через блоги?

— Любые, где есть человеческий фактор: консалтинг, образование и тренинги, дизайн, рекламу, юридическое сопровождение. Надо искать интернет-сообщества, где есть целевая аудитория компании. И внедряться. Если нет такого сообщества — пытаться создать. В сообществе надо играть по его правилам, затем постепенно высказывать свое мнение, давать ссылки на статьи Главное — не начинать сразу рекламировать свою фирму. Такую информацию просто удалят как спам.

Работа с сообществами рождает новый подход к маркетингу в Интернете. Можно вообще не привлекать клиентов на свой сайт, а работать с аудиторией там, где она обитает.

Третье — нужно как можно быстрее попасть в геоинформационные сервисы. Сейчас в обращении уже много устройств с картами: телефоны, айфоны, GPRS-навигаторы. На них можно видеть, где ты конкретно находишься и что расположено рядом с тобой. В Google и «Яндексе» есть сервис, позволяющий отметить ваш магазин или офис, выложить фотографии и контакты, режим работы. Пока этим мало кто пользуется, но чем быстрее все люди это сделают, тем скорее придет счастье и прибыль.

Web 3.0 = социальные сети + деньги

— Представим сцену из ближайшего будущего. Сидишь дома. И вдруг тебе захотелось купить рыбок с аквариумом. Смотришь карту в Интернете. Выясняется, что магазин — в соседнем доме. В социальных сетях читаешь отзывы пользователей. Большинство из них тебе неизвестны. Но можно отфильтровать мнения твоих знакомых и знакомых их знакомых с «Одноклассников», «В контакте» и подобных ресурсов. Этим людям уже можно доверять.

С Интернетом будущего, Web 3.0, по­явятся удобные онлайновые системы оплаты товаров и услуг. Кто-нибудь возразит: «Это давно есть — и интернет-магазины, и денежные переводы, и web-кошельки, и оплата кредитными картами». Но это формально. Существующими системами пользуется максимум 5% от всего числа посетителей Сети. Виртуальные магазины еще не заменяют реальных точек продаж. Но когда в Интернете распространится простой и понятный способ оплаты, это будет взрыв.

В чем мораль?

— В том, что надо к этому готовиться заранее, приближать момент, формировать свое интернет-представительство. Приведу в пример нашу компанию. Дизайн иконок, по сути, вполне виртуальный сервис. У организации нет ни одного местного клиента, и в 99% случаев заказчика мы не видим. А люди должны отдавать нам настоящие деньги. Когда работаешь удаленно, вначале всегда есть недоверие.

Чтобы его преодолеть, мы придумали такой шаг — стараемся быть максимально реальными. Завели аккаунт на фотохостинге и выкладываем фотографии — свои и своего офиса. В качестве эксперимента ставили в офисе web-камеру, которая постоянно показывала, что у нас происходит. Для клиентов это оказалось важно.

Напоследок я добавлю о Web 3.0 вот что. Это будет Интернет не с компьютерами. Распространяется множество устройств самого разного толка. Ноутбуки, смартфоны, коммуникаторы, диктофоны и фотокамеры с выходом в Сеть. Наконец, платежные терминалы — по сути, те же компьютеры с монитором, модемом и купюроприемником.

Возможна такая футуристическая ситуация: прихожу в супермаркет за продуктами и, скажем, на тележке вижу экранчик, он подключен к Интернету по Wi-Fi, выдает рекламу и отзывы знакомых из социальной сети: «Эта простокваша кисловата», «Эту вырезку брать советую». Благодаря новым устройствам участниками интернет-экономики в Web 3.0 станут люди, которые никогда не сидели за домашними компьютерами и не владели коммуникаторами. Они пришли в магазин за простоквашей и влились в число пользователей Сети. Интернет пришел за ними.

(1)Компания Turbomilk (Самара) обслуживает клиентов из разных уголков мира: дизайн иконок по несколько сотен долларов за штуку заказывают из США, Норвегии, Индии, Великобритании, России и других стран. Большую часть клиентов фирма привлекает через собственный блог и социальные сети. И никогда не видит своих заказчиков в реальной жизни.

Поисковая оптимизация (Search Engine Optimization, SEO) — комплекс работ, увеличивающий рейтинг сайта в поисковых машинах («Яндекс», Google, «Рамблер», «Апорт» и др.). Затраты складываются из работы с текстами и покупки ссылок на внешних ресурсах. Чем более высокая конкуренция за первую десятку в выдаче, тем больше ссылок нужно купить, чтобы туда попасть.

детали
Три шага, чтобы заполучить интернет-аудиторию

1 - Завести блог о профессии
2 - Нанести магазин или офис на карты поисковых машин
3 - Внедриться в существующие сообщества

Источник: Денис Кортунов.

детали
«Одноклассники» победили порно
Топ поисковых запросов с компьютеров*

 
Январь 2007 г.
 
Август 2008 г.
 
1
 
«Порно»
 
«Одноклассники»
 
2
 
«Погода»
 
«В контакте»
 
3
 
«Знакомства»
 
«Порно»
 
4
 
Mail.ru
 
«Погода»
 
5
 
«Скачать»
 
Mail.ru
 
6
 
«Работа»
 
«В контакте»
 
7
 
«Сонник»
 
«Контакт»
 
8
 
«ВАЗ»
 
«Одноклассники»
 
9
 
«Из рук в руки»
 
Mail.ru
 
10
 
«Гороскоп»
 
«Зайцев нет»
 

* В запросах с мобильных телефонов «Порно» все еще доминирует.

Источник: «Яндекс», бюллетень от 18 октября 2008 г.

мнение
Компания должна дать новой интернет-аудитории все... пока не поздно

Сергей Амиров
руководитель портала 66.ru (Екатеринбург):
— Социальные сети дали новый толчок развитию Интернета — это бесспорно. Во Всемирной паутине появилось огромное количество людей, которые посещают всего один-два сайта. Но так будет не всегда, уже скоро «Одноклассников» станет недостаточно — люди будут брать от Интернета все больше и больше. В выигрыше окажутся продукты, использующие актуальные сервисы, например те же блоги.
Однако старый Интернет совсем не отомрет. Я не согласен с Денисом Кортуновым, что блог может стать полноценной заменой корпоративному сайту. Возможно, это актуально для парикмахерской или магазина у дома, но не для серьезного бизнеса. В условиях активно растущего Интернета корпоративные сайты должны отвечать запросам новой аудитории.
Допустим, сайт строительной компании не может состоять из одной лишь фотографии и обращения директора на главной странице, а должен предоставлять возможность, допустим, самому пользователю расставить мебель в своей будущей квартире и перемещаться по ней. И так для каждой отрасли. Новых людей в Интернете не интересует, возможно ли это технологически, и уж точно у них нет предубеждений, что так не принято. А значит, надо им это дать, опередив конкурентов.
Что касается продвижения сайтов, могу сказать, что выйти без усилий в первую тройку Google по каким-то запросам можно только с узкой специализацией. Поисковая оптимизация давно перестала быть магией или элементом нестандартного продвижения. Это вполне обычный метод, в котором давно уже все решают профессионализм и SEO-бюджет. Конечно, по сравнению с другими рекламными инструментами это пока относительно дешевый способ увеличить, допустим, продажи. Уже скоро поисковая оптимизация станет традиционным методом, и цена за приведенного с поисковика клиента если и не сравняется с остальными источниками, то подойдет к ним вплотную.
На очереди будут другие технологии — социальный маркетинг, white-label-системы, партнерские программы. Как всегда, мы начинаем это все пробовать, набиваем шишки, но без собственного опыта двигаться вперед нельзя.

Самое читаемое
  • «Госуслуги» отказываются от SMS-кодов и вводят вход через Max«Госуслуги» отказываются от SMS-кодов и вводят вход через Max
  • Кандидатов в мэры стало шесть: ОП выдвинула директора института экономики Юлию ЛавриковуКандидатов в мэры стало шесть: ОП выдвинула директора института экономики Юлию Лаврикову
  • «Эффект Долиной» и бабушкины схемы мошенничества на рынке недвижимости«Эффект Долиной» и бабушкины схемы мошенничества на рынке недвижимости
  • Где искать, как привлечь и сколько платить? hh.ru знает всеГде искать, как привлечь и сколько платить? hh.ru знает все
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.