Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Денис Паслер: «Новый порядок уплаты налога на имущество неизбежен»

По прогнозам, в 2015 г. бизнес начнет массово скрывать доходы из-за налогового гнета. Денис Паслер, глава регионального правительства, считает, что государство хочет взять лишь то, что ему положено.

Уральскому бизнесу 2014 г. принес испытания, связанные с законодательными проектами, санкциями Америки и ЕС и ответными ограничениями России — к примеру на поставку иностранных продуктов питания. Главный вывод: и гражданам, и предприятиям придется раскошелиться — налоговое бремя будет расти. «Как же так?» — спросил «ДК» у Дениса Паслера. Премьер заверил, что новые правила сбора налогов призваны устранить отдельные нестыковки в региональных законах, касающиеся иностранных компаний и крупных девелоперов, которые притворяются мелкими. Средний и малый бизнес не пострадает, заверил г‑н Паслер. И пообещал особо поддержать сельхозпроизводителей.

К октябрю 2014 г. долг Свердловской области достиг 32 млрд руб. От каких планов и инфраструктурных проектов региону придется отказаться при острой нехватке денег? Как при общей стагнации и экономических санкциях Запада региональное правительство намеревается увеличить поступления в бюджет?

— По оперативным данным, уже на 1 ноября мы снизили госдолг по сравнению с началом года на 2,9 млрд руб. Сейчас он составляет 30,9 млрд. При этом более 50% объема (16,3 млрд руб.) — банковские кредиты, привлеченные в конце 2013 г. для покрытия в полном объеме наших расход­ных обязательств. Напомню, что законом «Об областном бюджете на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг.» предел долга по состоянию на 1 января 2015 г. утвержден в сумме 56,4 млрд руб. А дефицит бюджета на 1 октября составляет 10,3 млрд руб. при установленном значении на 2014 г. 26,5 млрд.

Да, экономическая ситуация в России и в нашем регионе непростая. Поэтому область принципиально не отказывается, а, напротив, развивает инвестиционную среду, поддерживает запущенные и создает новые инфраструктурные проекты. Именно новые проекты — возможность получить налоговые и неналоговые доходы в бюджет. В частности мы планируем, что строительство и создание предприятий на территории ОЭЗ «Титановая долина», индустриальных парков, развитие транспортно‑логистических узлов позволят увеличить объем валового регионального продукта на 1,2%. А это приведет к росту поступлений в бюджет.

Регионам в 2014 г. обещали дать право предоставлять бизнесу налоговые каникулы, то есть облегчать жизнь компаниям, но не за счет федерального бюджета, а из собственных средств. Воспользуется ли Свердловская область такой возможностью, учитывая бюджетный дефицит?

— Законопроект, наделяющий субъекты правом предоставлять двухлетние налоговые каникулы в виде нулевой налоговой ставки для впервые зарегистрированных ИП, перешедших в течение двух лет на упрощенную или патентную систему налогообложения, еще только внесен на рассмотрение в Госдуму РФ. Если его примут в 2014 г., у нас будет время проработать этот вопрос. При положительном решении мы сможем принять соответствующий закон уже в 2015 г., распространив его действие на весь год начиная с 1 января. Налоговый кодекс предусматривает такую возможность.

То есть, пока не будет решения федерального центра, МСБ не может рассчитывать на поддержку?

— Налоговые каникулы, о которых говорилось выше, и поддержка малого бизнеса — это не одно и то же. Действующий состав областного правительства с самого первого дня работы начал формировать пакет стимулирующих региональных мер для развития бизнеса, в том числе малого и среднего. Сегодня, даже если не считать «Титановой долины», у нас один из наиболее полных пакетов преференций для бизнеса. Так, ставки при применении упрощенной системы налогообложения установлены на уровне 7%, а для отдельных приоритетных видов деятельности — 5%, в то время как в большинстве субъектов РФ эти ставки от 10 до 15%. И это только один из примеров.

Законодатели уже приняли ряд мер, позволяющих усилить налоговое администрирование. Предприятия, работающие по УСН, теперь будут платить налог на имущество по кадастровой стоимости. Увеличится и сбор с физлиц. Владельцам 50% долей в иностранных компаниях (в перспективе — 25%) придется платить налоги по законам РФ. Регионам дали срок, чтобы принять необходимые документы. Когда новые правила будут действовать в Свердловской области и какого эффекта ожидает правительство?

— В последнее время очень часто задают вопросы, действительно ли необходимы в Свердловской области новые правила для исчисления налога на имущество, как для организаций, так и для физических лиц. Надо понимать, что переход исчисления налога на имущество от кадастровой стоимости неизбежен. Это связано с изменениями налогового законодательства, принятыми на федеральном уровне.

Как можно исчислять налог с физлиц по инвентаризационной стоимости, которая давно уже не соответствует реалиям рынка и рассчитывалась по методикам 1980‑х гг.? Давно уже нет квартир на рынке недвижимости стоимостью в 100 или 300 тыс. руб., нет даже органов инвентаризационного учета. Поэтому, я считаю, что изменения, внесенные в Налоговый кодекс, — вполне рабочие, отражающие рыночный подход к формированию как стоимости имущества, так и его налого­обложения. Но важно понимать, что изменения начнут действовать не сразу. Для частных лиц закон предусматривает постепенное повышение ставок. Все завершится только к 2020 г.

В отношении торговых центров областные власти готовят поправки, по которым они будут платить налог на имущество по кадастровой стоимости, а не по остаточной балансовой.

Какой выигрыш получит бюджет области?

— В целом налог на имущество организаций, рассчитанный от кадастровой стоимости, может принести в областной бюджет около 300 млн руб. уже в следующем году. Соответствующий региональный закон планируем принять уже в этом году. К этим нововведениям правительство готовилось: мы просчитывали критерии, позволяющие определить оптимальную площадь объектов, которая должна облагаться по кадастровой стоимости. Это необходимо, чтобы оградить настоящий малый бизнес от дополнительной налоговой нагрузки. При этом учитывался и опыт других регионов, идущих этим путем с 2014 г., — это Москва, Московская, Амурская и Кемеровская области.

Девелоперы уже прикинули будущие расходы, исходя из кадастровой оценки МУГИСО и налоговой инспекции. Они говорят, что ноша будет неподъемной.

— Смысл уплаты налога на имущество юрлицами, которые применяют УСН и имеют на балансе объекты более 5 тыс. кв. м, в том, что эта мера направлена на вывод из тени крупных девелоперов. Специальные режимы налогообложения, такие, как ЕНВД и УСН, предусмотрены для субъектов малого предпринимательства. Поэтому мы и ввели ограничение объектов — более 5 тыс. кв. м: понятно, что малый бизнес не построит такой БЦ или торговый центр. Но ряд девелоперов сегодня имеет обороты, сопоставимые с оборотами крупных предприятий, однако путем дробления бизнеса они просто маскируются под небольшие компании. Хотя по логике должны платить налоги с реальных объемов.

Такой же порядок расчета налога пред­усмотрен и для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности на территории Российской Федерации через постоянные представительства. Для таких организаций федеральный закон предусматривает лишь один вариант исчисления налога — от кадастровой стоимости. Если регион не примет эти изменения, имущество иностранных организаций просто выпадет из налогообложения.

Сейчас верстается бюджет на 2015 г. Готов ли регион участвовать в развитии инфраструктуры Екатеринбурга? На какие проекты область готова выделить деньги? О каких суммах может идти речь и от каких проектов, по‑вашему, городу придется отказаться?

— Уже в формулировке вопроса вы позиционируете Екатеринбург как город, полностью зависящий от областного бюджета, не способный привлечь инвестиции! И это при том, что именно здесь работают офисы всех финансово‑промышленных групп, крупнейшие застройщики и девелоперы, консульства и офисы иностранных компаний. Екатеринбург вполне способен вести все свои проекты, если правильно построит работу с инвесторами. И именно на этом, я уверен, необходимо делать акцент администрации Екатеринбурга.

Что касается денег Свердловской области на 2015 г., в проекте бюджета на 2015‑2017 гг., который внес губернатор Евгений Куйвашев, для Екатеринбурга предусмотрено 3,485 млрд руб. ассигнований на инфраструктурные проекты. В том числе в 2015 г. — 2,268 млрд. Это касается мероприятий по подготовке к матчам чемпионата мира по футболу в 2018 г., а также строительства школы в микрорайоне Академический. Отдельные статьи, по которым Екатеринбург получит областные субсидии, связаны со строительством детсадов, строительством и ремонтом автодорог, содержанием учреждений образования и здравоохранения, культуры и так далее. Это десятки статей областного бюджета.

С запретом на импортные продукты питания цены в магазинах Екатеринбурга начали расти. Отчасти их повышение объясняется ростом логистических расходов дистрибьюторов, сменивших поставщиков. В частности, доставка лосося из Чили самолетом обходится дороже, чем автотранспортом из Норвегии. Но, по оценкам экспертов, цены увеличиваются и спекулятивно. Какие рычаги воздействия на оптовиков и ритейлеров готово применить региональное правительство?

— В правительстве области и в отраслевых союзах, насколько мне известно, нет данных о том, что крупные оптовики и ритейлеры уже выстроили новые цепочки поставок, чтобы можно было говорить об увеличении логистических расходов. Переходный период продолжается: оптовики и торговые сети ищут новых партнеров.

Главная задача регионального правительства — вести мониторинг по основным продуктам и пресекать спекулятивный рост цен. Сегодня Свердловская область имеет хороший уровень цен — в общем рейтинге по России мы на 68 месте из 85 (чем ниже место в рейтинге, тем ниже у нас цены). Правительство напрямую влияет на ситуацию.

Каким образом?

— Как только цена на тот или иной продукт растет, мы смотрим, чем это вызвано, и принимаем оперативные меры. Так, в сентябре цены на куриные яйца и мясо кур у нас были в третьем десятке с начала рейтинга — это высокая позиция для области, имеющей свои птицефабрики. В октябре мы уже видим, что по яйцу у нас 82 позиция, по мясу птицы — 67‑я.

Напомню, что решением губернатора был создан штаб оперативного мониторинга и контроля за состоянием рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия. Его возглавил региональный министр АПК и продовольствия. Кроме того, для увеличения доли реализации продуктов питания местных сельхозпроизводителей мы расширяем ярмарочные мероприятия. И эти меры — эффективнее всего.

Если говорить о рыбе: сегодня наш регион на 63 месте по уровню цен. Рост цен к началу введения санкций составляет у нас около одного процента. Это данные Росстата.

Считаете, для поддержки сельхозпроизводителей достаточно проводить больше ярмарок?

— Давайте не будем подменять понятия: о ярмарках речь шла как об инструменте, позволяющем снизить цены для потребителей за счет отсутствия торговых надбавок. Меры поддержки сельхозтоваропроизводителей — это целый ряд федеральных и региональных госпрограмм. Еще в 2012 г. мы начали поддерживать сельхозтоваропроизводителей Свердловской области, понимая, что это и экономическая мера, и защита здоровья жителей области. Простой пример с точки зрения экономики: промышленникам надо еще найти свою нишу в линейке товаров, определить потребителей, построить конкурентное производство и завоевать рынок — только тогда область получит стабильные рабочие места и налоги. А продовольственный рынок Свердловской области уже сформирован. Он один из наиболее емких в России.

С 2013 г., бюджет которого формировался уже действующими губернатором и правительством, объем средств на поддержку местных сельхозпроизводителей вырос с 1,8 млрд руб. до 3,6 млрд. Общий объем субсидий в 2014 г. составил свыше 4 млрд руб., в том числе 1,2 млрд — из федерального бюджета. Приоритетных направлений два: на подъем растениеводства выделено более 700 млн руб., на животноводство — 2,6 млрд. И практически 100 млн руб. мы выделили для малого аграрного бизнеса. Есть областные программы, призванные стимулировать модернизацию производства и развитие деревни. Последнее особенно важно — для комфортной жизни на селе нужно провести газ, открыть школы, фельдшерские пункты.

С учетом курса на импортозамещение мы не можем снижать объем финансирования отрасли. И это учтено в бюджете 2015 г. Более того, поддержка требуется птицеводству — раньше такой программы у нас не было, а теперь в областном бюджете есть отдельная срока на модернизацию этой отрасли.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
  • Путин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найденПутин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найден
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.