Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Денис Вешкурцев, «Сима-Ленд»: Китайцам уже не хватает рабочих рук

Денис Вешкурцев, гендиректор «Сима-Ленд», собирается увеличить отдел продаж на 200 человек. По его словам, залог успеха оптового бизнеса компании — в работе с малыми предприятиями.

В 2000 г. оптовая компания «Сима-Ленд» начинала бизнес с продажи китайских игрушек и сувениров. Теперь эти направления занимают около 20% оборота. Остальное приходится на спорттовары, текстиль, посуду, инструменты, электронику, бытовую технику и многое другое. Клиенты «Сима-Ленд» — киоски в подземных переходах, точки стрит-ритейла, магазины в торговых центрах и локальные торговые сети. Географический охват поддерживает интернет-магазин для юридических лиц. Своим собеседникам г-н Вешкурцев рассказывает байку про олигарха, приходившего за советом к академику Сахарову: тот якобы сказал, что смысл жизни — в экспансии. Теперь экспансия — заклинание гендиректора, указывающее ему цель.

Денис Вешкурцев, «Сима-Ленд»: Китайцам уже не хватает рабочих рук 1

Незаменимые есть

Теория говорит: если менеджер уходит из компании, и работа его подразделения рушится, это плохой менеджер. Хороший оставляет после себя исправно работающий механизм, где сотрудников можно менять как шестеренки. Денис Вешкурцев готов признать, что такая система технологичнее и другим компаниям, возможно, приносит пользу. Но для своей он ищет людей, готовых действовать самостоятельно — без системы.

Эксперты говорят, что в 2015 г. интернет-ритейл ждут потрясения сродни обвалу рынка туроператоров. Вы примеряете эти прогнозы на собственную онлайн-торговлю?

— Вряд ли ошибусь, сказав, что обанкротятся интернет-магазины, которые брали у поставщиков продукцию на условиях отсрочки платежа. Они продавали товар, крутили деньги, потом рассчитывались. Как только отсрочек не стало, бизнес закончился. «Сима-Ленд» в этом смысле беспокоиться не о чем. У нас реальный бизнес: есть склад, товар на складе, закупщики, продавцы, доставка. И почему у нас перестанут покупать? Не перестанут.

Ваши клиенты — малый и средний бизнес. А малый бизнес чувствителен к кризисам — мы видим, как арендаторы торговых центров покидают насиженные места. Вас это беспокоит?

— Нисколько. Я три года работал в областном Комитете по развитию малого предпринимательства (сейчас — Свердловский областной Фонд поддержки предпринимательства — прим. ред.) и хорошо представляю экономику малых предприятий. В кризисы они быстрее адаптируются к новым условиям, чем гиганты производства, которым без помощи государства зачастую не выжить. А рассуждения о том, что малый бизнес у нас в загоне, что его третируют и давят непосильными налогами, это какой-то разгул мифов.

Ритейлеры говорят: потребительский спрос снижается. Вы ощутили, что ваши клиенты стали меньше покупать?

— Доля отдельных покупателей в общем объеме продаж падает. Но их количество продолжает расти даже в кризис, благодаря тому, что бизнес «Сима-Ленд» диверсифицирован. Принято считать, что компания специализируется на игрушках и сувенирах. Но у нас почти каждый год появляются новые темы. Полгода назад мы стали предлагать книги, и они на удивление хорошо продаются в нашем гипермаркете. Для меня это было откровением. А главное, у разных направлений — свои сезонные пики и спады. С учетом времени года увеличиваются продажи отдельных товарных групп. Сейчас, когда магазины делают запасы к учебному году, хорошо идут канцелярские товары.

То есть вы просчитываете варианты и говорите: пришло время торговать посудой (или — книгами, бельем, электроинструментами)?

— Я вас, наверное, удивлю, но компания у нас не системная. Когда появляется, например, хороший закупщик, который может развивать новую тему, бизнес работает как часы. А нет такого человека, все останавливается.

Обычно стараются, чтобы бизнес меньше зависел от человеческого фактора.

— «Суха теория, мой друг...» Практика «Сима-Ленд» говорит, что ставка на людей более выигрышна. Такой путь длиннее — перспективного сотрудника нужно растить, вкладывать душу, грузить себя его личными проблемами — в итоге он становится тебе чуть ли не родственником. Это очень тяжело. Ты работаешь как церковный батюшка, но когда появляется результат, всем хорошо — и человеку, и компании.

Как вы находите таких людей?

— Мы стараемся работать с людьми, у которых, прежде всего, есть совесть и моральные принципы. Одного только профессионализма недостаточно. Плохого человека мы к себе не возьмем или быстро с ним расстанемся. Это установка компании, где стаж кадровых сотрудников — 10-15 лет, потому что отношения в коллективе неформальные. Любой работник может прийти ко мне или к собственнику бизнеса — поделиться своими мыслями, даже если это не нравится его непосредственному начальнику. А те, кому трудно общаться с гендиректором напрямую, могут позвонить на корпоративный телефон доверия или отправить электронное письмо. Честными быть выгодно — это касается и каждого работника, и компании в целом.

Но если сотрудники будут отвлекать гендиректора разговорами, у него не останется времени, чтобы управлять бизнесом.

— Когда у компании проблема, а руководство ее не замечает, человек приходит к первому лицу и излагает свою точку зрения. Стоит решить эту проблему, и еще пятьдесят человек, озабоченных тем же, ко мне уже не пойдут. Люди будут довольны, благодарны, и жизнь станет немного лучше. Главное — принимать людей такими, какие есть, и развивать их лучшие качества, чтобы они могли себя проявить. Тогда они смогут и больше зарабатывать.

Денис Вешкурцев, «Сима-Ленд»: Китайцам уже не хватает рабочих рук 2

Китай, такой Китай

По словам Дениса Вешкурцева, в Екатеринбурге немного компаний, накопивших такой же опыт торговли с Китаем, как «Сима-Ленд». То, чего ее сотрудники не знают о китайских товарах и их производителях, гендиректор считает малозначимым. В дни «ИННОПРОМа» он ежедневно принимал у себя по две-три делегации из КНР, показывал им бесконечный гипермаркет и склад с логистическими ноу-хау. Стратегию компании г-н Вешкурцев определяет словом экспансия. Экспансия — это новый ассортимент, новые направления (темы) и новые города. Сейчас машины «Сима-Ленда» ездят от Минска до Читы.

В конце 2014 года, когда рубль падал, ритейлеры жаловались, что китайские производители не отгружают товар, ожидая стабилизации курса.

— Мы исполняли свои обязательства, поэтому проблем не было. Но мне известны случаи — их немало — когда зимой 2014 г. российские поставщики не платили китайцам за товары, которые те уже произвели или отгрузили. После этого китайские производители стали требовать с наших предоплату.

Вы работаете в основном с небольшими производителями?

С разными. Много крупных предприятий, руководители которых научились работать по-западному, и цены на продукцию сопоставимы с европейскими. Обычно в мегаполисах расположены офисы и выставочные залы, а фабрики и заводы — в провинции, где рабочая сила дешевле. Чтобы увидеть производство, наши сотрудники наматывают сотни километров. Китайская глубинка — это параллельная реальность. В небольших городках, скорее, даже деревнях, на въезде можно увидеть фанерную будку, покрытую клетчатой тканью с надписью «Полиция», а дальше — лачуги, лачуги. Хорошо, если попадется гостиница. Но местные фабрики загружены, и могут изготовить все, что вам необходимо. Иногда это просто кустарное производство: подвал, где один ремесленник все делает вручную. Если цена и качество устраивают, мы с ним работаем. Беда в том, что на небольших предприятиях нет ни стандартов, ни нормативов. Все очень приблизительно. Если вам говорят, что заказ выдадут через 60 дней, смело прибавляйте еще месяц. Цена – как договоритесь. О термине «фабричный брак» там не слышали. Когда наши закупщики находят в изделии дефекты, китайцы говорят: «Но ведь похоже получилось». А главное, в последние годы на предприятиях снижается производственная дисциплина — в стране не хватает рабочих рук.

А говорят, что китайцы готовы трудиться за чашку риса.

—  Так было лет пять назад. А сейчас производственники жалуются, что работать некому. Директора предприятий, не заинтересованные в конфликтах с персоналом, могут сказать клиенту: «Рабочие считают, что образец слишком сложный — выполнять такую работу они не станут». И закупщик начинает уговаривать: «Ребята, сделайте ради нас хотя бы сто штук». Но даже если вы договоритесь, это ничего не значит — о вашем заказе могут просто забыть, и руководитель предприятия вряд ли станет разбираться, кто из менеджеров виноват. Ну, не сделали, и не сделали...

Это значит, в частности, что плохое качество китайских товаров — норма жизни?

— На мой взгляд, трешевого китайского товара в России стало не в пример меньше — людям он уже неинтересен. Но брак может поступать, если импортер не контролирует производителей. Поначалу мы тоже терпели убытки — брак был в каждом контейнере, а отказаться от оплаченной продукции не могли. И что с ней делать — не возвращать же в Китай. Выход был один — вводить ОТК. Сейчас любая отгрузка происходит после приемки: проверяем количество, качество и заводим в систему учета информацию о товаре. Если речь идет о крупных партиях, наши люди выезжают на фабрики, если объем небольшой, предприятия отправляют продукцию на склад компании. Когда мы ввели эти правила, часть поставщиков, которых они не устроили, перестали с нами сотрудничать. Но 90% фирм оказались вменяемыми — мы по-прежнему покупаем у них товар.

И делаете выборочный контроль?

 — Выборочный — если с фабрикой работаем постоянно и отношения уже налажены. Но в большинстве случаев проверяем поштучно. Нам проще потратить время на досмотр, чем везти бракованный товар в Россию, растаможивать и доставлять в регионы. Смысла в этом нет: недовольный клиент отправит груз обратно и потребует компенсацию. Значит, компания потеряет деньги и имидж. А честное имя нужно сохранить не только для контрагентов, но и для государственных органов. Компании «Сима-Ленд» таможня верит, потому что товар, который мы везем, соответствует документам. Иначе мы бы не смогли оперировать такими объемами.

Много брака вы сейчас отсеиваете?

— Уже нет. Все, кто с нами работает, знают, что предлагать товар с дефектами себе дороже. Мы не возьмем, а фабрикам придется выбрасывать. В том, что китайские изделия низкого качества попадают на наш рынок, виноваты заказчики, которые не заморачиваются проверками — что дали, то и берут. А рассчитывать на сознательность китайцев можно не всегда.

Как вам удалось наладить контроль и учет?

– Путем проб и ошибок. Поначалу людям было непросто — чужая страна, жаркий и влажный климат, непривычная еда. И с утра до вечера нужно работать, отвечать за ассортимент, за качество товара, за логистику. Просто какой-то второй фронт. Но сейчас бытовых трудностей не стало. У компании в Китае офис, склад площадью 10 тыс. кв. метров и жилой дом для сотрудников на 120 квартир с кинозалом и спортзалом. Там постоянно живет около ста человек — переводчики, приемщики готовой продукции, менеджеры, дизайнеры. Три раза в день компания их бесплатно кормит — русский повар готовит русскую еду.

Денис Вешкурцев, «Сима-Ленд»: Китайцам уже не хватает рабочих рук 3

Мультипликационный эффект

Вторая ступень торгового бизнеса «Сима-Ленд» — контрактное производство товаров в России и за границей. Помимо собственных разработок, которыми занимается штат дизайнеров, компания выпускает продукцию с персонажами мультфильмов — российских и зарубежных. По словам г-на Вешкурцева, лицензионные соглашения с правообладателями открывают для оптовой торговли новые горизонты.

Когда компания решила, что будет разрабатывать собственный дизайн и техусловия на производство товаров?

— Лет девять назад. Это было решение собственника. К тому времени «Сима-Ленд» накопила статистику продаж с 2000 г., и мы могли прогнозировать, какой ассортимент будет пользоваться спросом. Но рынок не всегда мог предложить именно то, что хотелось, и компания начала экспериментировать с собственными разработками. Сейчас у нас больше 50 торговых марок и около 50 штатных дизайнеров. Мы открыли контрактное производство в России и за границей, и когда начали работать с предприятиями из азиатских стран, то поняли, что при всех недостатках китайцы — лучшие. Несмотря на разницу в менталитете, с ними можно найти общий язык. Приспособиться к производителям из Индии оказалось намного сложнее. Типичный случай: наш сотрудник спрашивает менеджеров на фабрике: вы погрузили контейнер? Да, отвечают те. А потом выясняется, что пустой контейнер даже не приезжал на погрузку. Так мы выяснили, что индийцы легко говорят неправду — не все, конечно, но многие. И это сильно усложняет нам жизнь.

Зачем же вы с ними работаете?

— Товар, который мы привозим из Индии, невозможно найти в Китае. Это изделия тонкой ручной работы. Китайцы готовы сделать аналог по образцу, но получается хуже. И потом, мы не можем предлагать клиентам только китайский товар. Они хотят разнообразия, а нам нужно развиваться. Поэтому «Сима-Ленд» работает с производителями из Индии, Вьетнама, Индонезии и европейских стран.

Начиная лицензионный выпуск товаров с изображением персонажей мультфильмов, вы рассчитывали, помимо денег, на имиджевые дивиденды?

— Это стало логическим продолжением собственного контрактного производства. Со временем мы приобрели лицензии, позволявшие использовать героев популярных российских мультфильмов и сериалов, созданных на студии «Мельница», «Союзмультфильме» и других. Рост продаж в разных товарных категориях показал, что решение было правильным. Мы долго пытались выйти на контакт с The Walt Disney Company, но обстоятельства этому препятствовали. Обсудить совместный проект удалось в 2014 г. на сувенирной выставке в Москве. Представители Disney решили, что с нами стоит работать, приехали в Екатеринбург и подписали долгосрочное лицензионное соглашение на широкий перечень продукции.

А почему вы решили, что персонажи Disney будут востребованы?

— Диснеевские герои известны даже тем, кто не смотрел мультфильмы. Тем более, что это же соглашение включает персонажей Marvel и Lukas film (Звездные войны) — правообладатель сейчас один. Они очень узнаваемы и вместе охватывают все возрастные категории от 0 до 60 лет.  Очевидно, что товары с их изображением  будут пользоваться спросом. Вопрос лишь в том, какие персонажи более популярны. Это покажет практика. В идеале нам бы хотелось сотрудничать и с другими производителями анимации. Мне, например, нравится сериал «Симпсоны» — права на торговую марку принадлежат компании 20th Century Fox Film Corporation. Сложность в том, что у этого сериала узкая целевая аудитория — в основном, люди от 20 до 40 лет, и спрогнозировать спрос достаточно сложно. С другой стороны, «Симпсоны» — самый продолжительный иностранный мультсериал: его показывают с 1987 г., и персонажи «Симпсонов» время от времени появлялются на обложках известных журналов. Думаю, через год-два мы заключим соглашение и с 20th Century Fox.

Лицензионные товары «Сима-Ленд» тоже изготавливает в Китае?

— И в Китае, и многое уже в России. В частности, в одном из городов Свердловской области есть фабрика, которая делает продукцию только для «Сима-Ленд», в том числе, с персонажами Disney. Американцы предъявляют много специфических требований, всегда выезжают на предприятия, чтобы оценить технологию производства. И должен заметить, что производство в России действительно развивается. Доли российской и китайской продукции в обороте «Сима-Ленд» уже сравнялись, потому что ассортимент отечественного производителя расширяется. Сейчас проще заказать товар в России, даже если цена выше — выигрыш все равно будет. Вам не придется замораживать деньги, чтобы держать товарные запасы, а значит, не понадобятся и большие склады. Импортозамещение, может, и не стратегия, как кто-то заявил на «ИННОПРОМе», но положительные результаты мы уже видим.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.