Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Директор «девятки» Екатерина Сибирцева развенчала мифы о гимназии

Директор Гимназии №9 Екатерина Сибирцева не любит, когда «девятку» называют элитной. Одной из лучших в городе гимназию делает отточенная десятилетиями система профильного образования.

Утверждение «В «девятке» учатся только дети олигархов» Екатерина Сибирцева опровергает математически: «Ну нет в Екатеринбурге тысячи олигархов-то». И развивает мысль: у нас учатся самые разные дети, из семей с самым разным достатком. Ежегодно Гимназия №9 набирает учеников в пятые, восьмые и десятые классы. Принимают тех, кто прошел восьмимесячные курсы, тесты и собеседование. Но не все остаются.

«Всех наших учеников объединяет одно: повышенная мотивация, желание учиться. Я считаю, образование невозможно дать — его можно только получить. Чтобы найти «своих» детей, мы и проводим собеседования при поступлении: нужно быть уверенным, что ребенок готов к повышенным интеллектуальным нагрузкам. Бывает, родители хотят отдать ребенка к нам в гимназию любой ценой, используют всевозможные рычаги. А потом начинаются проблемы: оказывается, что нужно это только маме с папой, а не ребенку», — говорит г-жа Сибирцева.

Охота на звезд

Популярность «девятки» в Екатеринбурге ее директор объясняет тем, что здесь действует система профильного образования. Ставку руководство школы сделало на успех в интеллектуальных соревнованиях — олимпиадах, конкурсах и др. «Я сама училась в этой школе. Потом 20 лет проработала здесь учителем физики, в 2008-м стала директором. Система профильного обучения формировалась с начала 1990-х гг., это заслуга нашего легендарного директора — почетного гражданина Екатеринбурга, заслуженного учителя России Валентины Желтоножко. Сегодня моя задача — поддерживать и развивать профильное обучение, расширять возможности образовательной среды гимназии, — рассказывает Екатерина Сибирцева. — Если ученик мотивирован, совершенно не важно, кто его папа с мамой. Конечно, он может достичь результатов в любой школе. Но у нас для этого больше условий».

Считается, что с улицы в «девятку» не попасть — берут только детей из состоятельных семей или вундеркиндов.

— И это только один из мифов. Нет, конечно, всех-всех мы просто не можем принять. Но родителей наших будущих учеников мы видим только когда они приходят написать согласие на собеседование. И еще в момент, когда приносят документы на зачисление.

По фамилии ребенка бывает и так понятно, из какой он семьи, если это фамилия известного в городе человека.

— Повторю, мы с семьями не встречаемся до зачисления ребенка, разве что общаемся на собраниях Школы будущего гимназиста. Нас совершенно не интересует финансовый и социальный статус родителей наших ребят. Практика показывает, что заинтересованные в развитии дети прекрасно уживаются друг с другом, независимо от дохода и статуса семьи.

Наши дети — обычные, но с повышенной мотивацией. Звезд, суперодаренных ребят очень мало. Вундеркиндов и гениев — единицы. На параллель может быть один-два, а может вообще не быть. В 11-х классах сейчас есть два таких талантливых ученика. Один из них — наш ученик с первого класса, и сегодня он кандидат в сборную команду России на международной олимпиаде по физике. Другой — победитель Всероссийской олимпиады по химии, который пришел к нам в 9 класс из обычной школы по рекомендации своей учительницы. Это как в спорте: есть уровень обычной ДЮСШ — ребенок может там заниматься просто для здоровья и для души. Но если он хочет стать чемпионом, нужно идти в школу олимпийского резерва, к более сильному тренеру, нужно много трудиться. Так же и в интеллектуальных соревнованиях — и это, наверное, еще более тяжелая работа.

И как ребята из семей с разным достатком уживаются в одном классе?

— Совершенно нормально. Я была классным руководителем в трех классах, там учились дети с самым разным достатком, но это никак не сказывалось на их отношениях. Мои классы уже давно выпустились и ребята до сих пор дружат. И семьи их дружат. Ребята могут, конечно, повыяснять, у кого какой марки портфель или туфли — в начале. Но с 8 класса это исчезает напрочь.

«Девятка» уже два года не ведет набор в первые классы. Это потому что новый закон запретил принимать малышей на конкурсной основе?

— Да, у нас больше нет набора первоклашек — потому что детей в первый класс можно принимать только по прописке. А вот в пятый класс уже разрешен отбор. К этому возрасту уже видна мотивация детей, ясно, смогут ли они учиться здесь. Да и родители это тоже понимают — уже не ведут к нам детей, если видят: им и в обычной-то школе сложновато. Плюс ребята в средних классах проще переживают момент, если их к нам не зачислили.

А для учителей есть отбор?

— Все педагоги проходят у меня собеседование. Если я понимаю, что это наш человек, мы его берем. Иногда новый учитель сначала работает по совместительству — чтобы и он к школе присмотрелся, и мы к нему. Но оптимальный вариант — когда приходят наши же выпускники. Или учителя, которые у нас проходили практику и знают специфику школы. Или те, кто работали в аналогичных по уровню учреждениях. Сейчас у нас в штате, вместе со мной, пять выпускников «девятки» — люди разных возрастов. Трое из них — молодые учителя.

Но я не могу сказать, что педагоги стоят к нам в очередь. Учить одаренных детей очень трудно. И здесь совершенно другой уровень нагрузки. Конечно, и удовольствие от работы другое - огромное. Ты понимаешь: то, что ты делаешь на уроке, детям нужно. И видишь результат. Но эти дети далеко не всегда готовы простить учителю ошибку; они очень требовательны, зачастую в ряде вопросов идут впереди учителя. Эти ребята готовы отстаивать свою позицию и не будут молчать, если учитель, как им кажется, недорабатывает. И с родителями таких детей непросто взаимодействовать. Но это плата за то, что ты работаешь с умными, способными детьми.

Плата может быть и более серьезной. Не так давно ученик московской школы застрелил учителя географии. Говорят, десятиклассник тоже был способным, с нестандартным взглядом на мир…

— У нас работает психолог. Один на 920 детей. Что он может сделать? Проводить беседы с учениками можно только с ведома родителей. Психолог, армия охранников и так далее — не спасут от человека с ружьем. Но профилактику мы, конечно, проводим: исследуем тревожность у детей, организуем тренинги психологической устойчивости, сопровождаем некоторых учеников.

Я убеждена: выход из положения не столько в школе, сколько в семье. Ребенок должен  иметь крепкий «тыл» — родителям нужно больше любить ребенка, слышать его, уважать его личность, быть рядом, помогать в сложном деле нравственного становления, формировать правильные моральные установки. Тогда и в школе, которая моделирует наше общество, и во взрослой жизни такой ребенок будет психологически устойчив.

В 2012 г. вы заняли второе место на всероссийском конкурсе «Директор школы». В прошлом году гимназия вошла в топ-10 школ страны по результатам ЕГЭ и олимпиад. Школа участвует в конкурсах, чтобы соответствовать ученикам?

— Понимаете, в нашей гимназии есть что-то особенное, свой дух, который делает ее непохожей на другие... Не могу сформулировать точнее, но всегда это чувствовала. Все-таки, школе больше 150 лет, и это обязывает «держать марку». Нам важно ставить высокие цели и достигать их. Не чтобы выделиться, а просто чтобы хорошо делать свою работу. Я, конечно, могла бы запереться в кабинете и нигде не появляться. Но если я хочу сохранить авторитет среди коллег, то должна чего-то добиваться. И здесь все такие. В прошлом году у нас была победа на городском конкурсе «Учитель года», третье место на региональном конкурсе.  В этом году наш учитель выигрывает городской конкурс «Молодой педагог». Есть у нас и 13 лауреатов конкурсного отбора учителей в рамках нацпроекта «Образование».

В топ-10 мы попали, потому что гимназия направлена именно на победы в олимпиадах. Если бы отбор шел по другим критериям — дистанционному обучению, наличию толерантной образовательной среды — мы бы там вряд ли оказались. Не потому что у нас этого нет. Просто сосредоточены мы на другом. Нельзя угнаться за всем. Лучше выбрать одно стратегическое направление и в нем двигаться.

Перековать инфантилов

Современные дети меньше читают и убеждены, что информацию запоминать не нужно — она всегда под рукой, стоит только открыть Интернет. Подходы к образованию меняются во всем мире вслед за информационным обществом. Однако преодолеть инерцию школы крайне сложно.

На форумах часто пишут: чтобы учиться в «девятке», нужна железная психика. Это что вы такое с детьми делаете?

— Это еще один миф. Не могу сказать, что когда сама училась, здесь были какие-то железные люди. Да и сейчас их нет. Достаточно просто устойчивой психики. Здесь ты постоянно будешь в конкурентной среде, столкнешься с разными вызовами. Если ты к этому готов и тебя это заводит, неудача заставит упереться и добиться своего. Как в спорте или бизнесе.

Учеба — это труд, она не может быть легкой. Все достижения детей идут через преодоления себя или ситуации. Поэтому, конечно, определенные моральные качества для учебы у нас требуются. Как и в любой другой школе.

Почему тогда дети жалуются?

— Такие отзывы стали появляться в последние годы. 20 лет назад даже вопросов не возникало, устойчива ли психика у ребенка. А сейчас вдруг появились дети, которым психика не позволяет чего-то выдерживать! Проблема в том, что растет очень инфантильное поколение. Я вспоминаю себя в 7-8 лет — мы ходили в школу сами, с ключом на шее, нас никто не сопровождал. Дома были обязанности: вымыть посуду, вынести мусор, выгулять собаку, забрать из садика младшего брата или сестру. Сегодня в большинстве семей этого нет, дети освобождены от большей части домашних обязанностей. Да и в школе к общественному труду можно привлечь ребенка только с согласия родителей. Все больше влияние визуальных источников информации — телевизора, компьютера, телефона. Естественно, современные дети меньше читают, считают, что информацию не надо запоминать — открыл Интернет и в любой момент нашел нужные сведения. Интеллектуальная нагрузка становится пережитком прошлого. И отношение у детей такое, что все в жизни должно быть легко.

Когда мы росли, было по-другому. Мы мечтали стать космонавтами, пожарными, врачами, учителями. Сейчас они хотят быть экономистами, банкирами, олигархами, чиновниками и президентами. И вот такие дети приходят к нам и с удивлением обнаруживают: оказывается, надо что-то делать! На уроке — работать, а не просто сидеть и слушать, развалившись на стуле. А еще надо ходить в библиотеку, выполнять домашнее задание, работать с информационными источниками,  писать конспекты, анализировать и обобщать полученную информацию.

Если дети изменились, может быть, должен меняться и подход к образованию? В Интернете действительно можно найти все в любое время, этот факт трудно игнорировать.

— Да. И концептуальные подходы к образованию меняются во всем мире, ведь общество становится информационным. 100 лет назад школа была единственным источником знаний, 50 лет назад — не единственным, а теперь — даже не основным. В разных странах сейчас думают: как сделать образование индивидуальным, отвечающим потребностям личности. Чтобы каждый ребенок получал то, что он хочет, что ему реально будет нужно в жизни. И в России та же самая проблема. Но сделать это в рамках массовой школы, с учителями старой формации очень непросто.  Преодолеть инерцию сложившейся системы в любой стране крайне сложно.

Стоит ли что-то перенимать у Запада?

— Мы свое образование почему-то сравниваем с немецким, французским, американским. При этом по объему средств, которые идут на образование, находимся на уровне Чили, Мексики, Турции - развивающихся экономик. Так вот по сравнению с этими странами, мы выглядим весьма достойно. Да и на уровне развитых стран, по последним международным исследованиям, мы тоже не так уж плохо смотримся.

Если вы думаете, что в Европе нет проблем с образованием, то глубоко ошибаетесь. Везде они примерно одинаковы. Например, у нас в стране родителям дано очень много прав вмешиваться в учебный процесс. Это не всегда хорошо, потому что каждый должен своим делом заниматься. Я же не прихожу к родителям на работу и не начинаю им советовать: как кадры расставить, как себя с подчиненными вести. Если вы доверили ребенка нашим профессионалам, дайте им спокойно работать! В Германии похожая ситуация: я там была в прошлом году. Немецкие педагоги жаловались: раньше после начальной школы ребенка зачисляли в следующую ступень по рекомендации школы — либо в гимназию, либо в реальную школу, после которой нельзя напрямую поступить в университет, только через колледж. Сейчас родитель имеет право выбрать сам. В результате — уровень гимназического образования падает. Немецкие учителя сожалеют, что им приходится идти на поводу у родителей. То же самое в американских школах.

Неужели везде с образованием все плохо?

— Мне понравилась система в Швейцарии — там все очень ровно и спокойно. Встречалась с руководителем муниципальной службы образования одного из кантонов. Он спросил, как у нас вводится новый стандарт обучения — слышал об этом. Говорю — так ввели уже в начальной школе, работаем. Человек в шоке: «Как это так?! Мы 19 лет новый стандарт вводим и еще не закончили, потому что все друг с другом не договорились». А в России реформы настолько стремительны, что общество зачастую не понимает, что происходит в образовании. Все хотят быстрых перемен, но этого не будет, ведь результат в образовании всегда отсроченный. И эффект от внедрения, например, новых стандартов, мы в полной мере сможем оценить спустя 8-10 лет. К тому же важно не забывать, что главные изменения должны произойти в голове учителя. Ничего нельзя в образовании сделать, минуя педагога — это еще Ушинский сказал.

К ЕГЭ учителя уже привыкли?

— Мы 10 лет отрабатывали этот механизм. Инструментарий проведения, контрольно-измерительные материалы единого экзамена постоянно совершенствуются. Сегодня это достаточно эффективный способ оценки знаний, несмотря на сложившиеся стереотипы. Я не понимаю тех, кто с разных трибун говорит о «натаскивании на ЕГЭ». Чаще всего эти люди просто не владеют объективной информацией, а довольствуются некомпетентными суждениями. Сейчас очень важно быть последовательными в этом вопросе, продолжать выбранную линию по совершенствованию процедуры и содержания экзамена. Подготовка к ЕГЭ — это не минутное дело. И если структура экзамена будет постоянно меняться - появляться или исчезать сочинение, например, — то учителя просто не смогут качественно подготовить детей.

Много разговоров и о новых образовательных стандартах. Надо отметить, что в них на самом деле заложено очень много правильных идей. Но не всегда они изложены понятным для родителей языком. Особенно трудно родителям детей из начальных классов — они еще неопытные. Поэтому недостаточно просто выдать учебники в соответствии с новым стандартом, очень важно в начальной школе объяснять родителям суть изменений, рассказывать об образовательных результатах, знакомить с проводимым индивидуальным мониторингом. Тогда наши реформы будут более понятны обществу.

Уехать, чтобы не вернуться

Учеба в заграничном вузе для выпускников «девятки» — не цель. Большинство отправляются в столичные флагманы — МГУ, МФТИ, СПбГУ, ВЭШ. Возвращаются единицы — те, кто не справился с нагрузками или не совладал со свалившейся свободой.

Вы отслеживаете, как складывается судьба выпускников девятки?

— Следим по возможности. Складывается судьба у всех по-разному, конечно. До введения ЕГЭ в штатный режим большинство детей оставались здесь, учились в наших ведущих вузах — УГТУ-УПИ и УрГУ. Многие поступали в юридическую, архитектурную и медицинскую академии. А сейчас у нас в пять раз выросло число выпускников, которые уезжают в столичные вузы. С одной стороны, плохо — утечка мозгов из региона. Но ведь это говорит о конкурентности наших детей на образовательном пространстве страны! Два года назад из 22 выпускников физмат профиля 18 поступило в московские вузы. Пока никто не вернулся. Хотя бывает, что учиться трудно, и не все справляются с нагрузкой.

Да ладно! После «Девятки»-то!

— В МФТИ, например, учиться очень тяжело. Даже после нашей школы. Там колоссальные нагрузки, которые не все могут выдержать. Но куда большая проблема — психологическая. В школе у ребенка время расписано — за него все решили, сказали, куда он идет сегодня, напомнили несколько раз, за руку привели-увели. Получается, что произвольного поведения у детей практически нет. А в вузе ты сам решаешь куда пойдешь, куда — нет. Можешь проспать, не сходить, не сдать. Никакого диктата. Многие дети с этим не справляются, расслабляются и бац! — долги, хвосты.

А в заграничные вузы многие уезжают?

— Чтобы учиться за границей, не обязательно быть вундеркиндом. Достаточно хорошего аттестата и приличного уровня иностранного языка. А вот чтобы поступить в МГУ, МФТИ, СПбГУ, ВЭШ у человека должен быть уровень знаний всероссийской олимпиады. За рубеж у нас уезжают немногие, максимум три-пять человек с выпуска — из 150. Едут в Англию, иногда — в Чехию. Сейчас несколько наших выпускников учится в Германии. Многие ребята заканчивают бакалавриат в России, а магистратуру берут в зарубежном вузе — по стипендиальным программам.

Обучение в престижной школе гарантирует человеку успех в жизни?

— Мне кажется, однозначного ответа не существует. Скорее да, чем нет. Понятие успеха в жизни для каждого свое, это нельзя измерить какими-то стандартными мерками. Мне важнее, чтобы наши выпускники стали счастливыми людьми, нашли свое место в обществе. Но хорошее образование при этом совсем не помешает. Я всегда говорю своему сыну: «У меня нет золотых гор, вкладов в швейцарских банках, поэтому тебе придется надеяться только на себя». Единственное, что я могу ему дать — это хорошее стартовое образование и нормальную социальную среду. А дальше — только сам.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.