Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Директор "Экстрим про" поделился бизнес-промахами

Максим Серебров, директор компании «Экстрим про», не побоялся публично вспомнить о двух достаточно обидных, как ему сегодня кажется, промахах, из которых он извлек уроки.


Если первый fail – риск, на который он пошел, и пожалел, то второй заключается в обратном — из страха рискнуть и потерять, отказался от «золотой жилы».

Оба сюжета – истории 2003-2004 гг. Компания Максима Сереброва занималась разработками в сфере электронного документооборота. Это не такое отдаленное прошлое, но прогресс с тех пор далеко шагнул. Сегодня нам кажется нормальным отправлять заверенные электронной подписью документы. Тогда это было в диковинку, бухгалтерии компаний сдавали отчеты в бумажном виде и дублировали на дискетах. Максим Серебров с партнерами справедливо решили, что эта практика нуждается в новаторских идеях и предложили компаниям программу, которая позволяла заверять электронной цифровой подписью отчетность в пенсионный фонд и отсылать документы по каналам связи. Необходимость перемен во взаимоотношениях коммерческих организаций с этой госструктурой была очевидна. «Большую часть времени сотрудники фонда тратили на то, чтобы прочитать дискету, выявить ошибки и отправить на доработки с замечаниями. Нами была создана система, которая все это делает автоматически, в том числе проверяла наиболее очевидные ошибки и сама отправляла об этом уведомления сотрудникам компаний. Мы создали прекрасный интерфейс, протестировали систему, свели количество багов практически к нулю», — рассказал г-н Серебров.

Однако в самый ответственный момент, когда этап тестирования был завершен, а продукт выведен на коммерческую эксплуатацию, выяснилось, что количество клиентов и та сумма, которую они готовы заплатить, недостаточны ни для того, чтобы отбить затраты на разработку, ни даже на поддержку и обслуживание программного продукта: 1 тыс руб. в год для клиентов с числом сотрудников до ста и 5 тыс. руб., у кого больше ста. Максим Серебров: «Наши расходы в разы превышали ту сумму, которую мы смогли заработать. Продукт был хорошим, очень хорошим, но не окупился».  Спустя какое-то время, партнеры решили отказаться от дальнейшей реализации и поддержки системы. Но и тут возникли сложности. «Мы же были связаны годовыми контрактами. В большинстве случаев были затрачены большие усилия и дар убеждения, чтобы их заключить», — вспоминает г-н Серебров. Но в итоге проект был закрыт, а его разработчики получили большие убытки.

Стоит отметить, что после неудачного старта Сереброва подобный продукт вывела компания «СКБ Контур» (продукт для бухгалтерской отчетности «Контур-Экстерн»), который демонстрирует внушительные продажи. То есть, корень всех зол вовсе не в плохой идее. Так в чем мораль? Главное - партнеры просто забыли о бизнес-планировании. «Проблема кроется в начальной стадии: не было проведено анализа самого рынка и той аудитории, для которой мы создаем наше предложение. Мы перепутали, кто у нас клиент и заказчик, а кто пользователь. Фактически была создана система, которая упрощает жизнь пенсионному фонду, но продавать-то ее нужно бизнесу! Пенсионный фонд нам нужен был как канал продаж, платить за продукт он, естественно не стал бы», — резюмирует г-н Серебров. Кроме того, компания упустила покупателя на свой несостоявшийся продукт. Видимо, не сошлись в цене. Максим Серебров: «Мы провели переговоры с «СКБ Контуром» о покупке нашей системы. Но не продались. Думаю, зря. Хотя бы какую-то часть денег могли компенсировать». После «СКБ Контур» сам разработал такой продукт.

Второй своей ошибкой Серебров считает отказ от развития сети терминалов самообслуживания в 2004 г. Сегодня они на каждом шагу, а тогда поле для этой предпринимательской деятельности было не пахано. «На дворе бум сотовых технологий. Но услуги связи можно было оплатить только в магазинах с помощью кассира. При том, технология складывания купюр в ящики и инкассации уже была — автоматы с газировкой, булочками и прочими сластями много где стояли, не говоря о банкоматах кредитных организаций. Мы пообщались с людьми, которые занимались этим. И решили делать терминальную систему, которая будет принимать деньги за услуги», — рассказал Максим Серебров. Однако помимо удачной идеи и на сей раз продуманного бизнес-плана бизнесменам не хватило единственного – средств. Г-н Серебров рассказал, что тогда посетил много банков – от частных региональных («Северная казна», например) до крупных федеральных, но везде было отказано. Дальше партнеры не пошли. Максим Серебров: «Оглядываясь назад, я считаю, что мы могли бы найти залог, чтобы получить необходимые 4-6 млн руб. Но мы не захотели рискнуть». Делиться Серебров тогда тоже не был настроен. Хотя сегодня сам признает, что если нашел сильного партнера, то, заручившись его поддержкой в виде финансов или лобби, мог стать крупнейшим вледельцем терминального бизнеса на Урале.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.