Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Дмитрий Алексеев, DNS: «Хорошие продавцы хакеры. Лучший сервис — это самообслуживание»

«Мы собрали лучших продавцов в одном магазине и посмотрели, как изменится оборот. Думаете, он вырос? Нет, просел». Основатель крупной сети электроники — о том, что понял за 25 лет в бизнесе.

Дмитрий Алексеев, основатель сети DNS, минувшей зимой выступил на мероприятии, организованном онлайн-школой стартапов RUSSOL. Он рассказал, что узнал о менеджменте за 25 лет в бизнесе. DK.RU выбрал главные цитаты предпринимателя.

— Я никогда не видел себя в торговле, особенно в розничной. В душе и по профессии я программист. Именно так и начался этот бизнес — в коммерции компьютеры были, на мой взгляд, поновее и поинтереснее, поэтому мы стали работать с компаниями. Мы тянули сети, писали немного софта, сервера ставили. А в 1998 году случился кризис, и заказчикам больше нечего было нам предложить, а у нас уже были деньги, навыки и умения. Тогда мы предположили: «А вдруг компьютеры нужны не только бизнесу?».

В один момент мы поняли, что рынка во Владивостоке нам уже маловато, и предприняли рискованный шаг — открыли магазин в Хабаровске. С тех пор мы занимались только таким, достаточно агрессивным масштабированием и однажды стали большой розничной сетью.

Мы долго хотели обогнать «М.Видео» и сделали это, но потом они объединились с «Эльдорадо» и снова стали крупнее. Но я думаю, это ненадолго.

О менеджменте

Я отталкиваюсь от того, что менеджмент — это процесс, который нужен, чтобы организовать большое количество людей. Они должны делать так, чтобы продукт был востребованным, нужным и находился в правильном соотношении между ценностью и стоимостью.

Это слово переводится на русский язык как «управлять». А я считаю, что правильнее будет — «организовывать». Например, если у вас есть нефтяная вышка, то ваша задача — не создать ценный продукт, а удержать за собой управление этой вышкой. И в этом случае задачи и подход менеджмента будут совершенно другими. 

Есть мнение, что хороший сервис возникает в маленьких, семейных предприятиях, потому что там люди находятся непосредственно рядом с клиентом и могут принимать адекватные ситуации решения. 

Мы бы тоже хотели так делать, но у нас не получается — как бы мы ни пытались спускать решения вниз по иерархии, нам мешает человеческий фактор: любой нормальный сотрудник всегда думает о том, как получать больше денег за меньшие усилия. 

Читайте также: «Думал, идиотизмом меня не удивишь». Владелец DNS попал на штраф из-за магазина на Урале

О KPI

Во-первых, все люди разные. И хорошая идея «делать из мышек ежиков» в бизнесе не работает. Я пробовал — они сопротивляются. Будет правильнее — попытаться понять, какие у людей есть хорошие качества, и их прокачивать, нежели пытаться изменить. 

Во-вторых, люди не многозадачны. Кто знаком с таким понятием, как KPI? У меня есть маленькое хобби — я люблю сравнивать госуправление и управление в бизнесе. Потому что в госуправлении хорошо показано, как делать не надо. Например, эффективность губернаторов считается по 30 разным пунктам KPI. 

Однако большое количество KPI — абсолютно неправильная вещь, потому что люди могут качественно концентрироваться только на одной вещи — или делать вид, что усердно работают над несколькими.

О роли продавцов

Мы проводили много экспериментов, чтобы узнать, как менеджерские усилия сказываются на выручке магазинов. Выяснилось, что есть три влияния на результат работы региона или конкретного магазина.

  • Есть плохие менеджеры, которые могут ухудшить результат.
  • Есть нормальные менеджеры, которые могут не ухудшить результат.
  • Иногда встречаются хорошие менеджеры, которые могут результат незначительно улучшить.

Вот один из этих экспериментов. В отдельно взятом городе мы собрали лучших продавцов в одном магазине и посмотрели, как изменится уровень оборота. Думаете, он вырос? Нет, слегка просел.

В большинстве случаев хорошие продавцы — это хакеры. Они хорошо понимают, что нужно сделать, чтобы их показатели выросли. 

Например, грамотный продавец знает, что нужно стоять поближе к дорогим телевизорам или ноутбукам, а не к флешкам и картам памяти, и больше времени уделять покупателям. 

По результатам этого эксперимента мы пришли к таким выводам:

  • нужно унифицировать процессы;
  • лучший сервис — это самообслуживание.
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.